ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

топ 100 блогов roman_rostovcev30.03.2021

Аффонсу I умер в первой половине 1543 г. За смертью Д. Аффонсу I последовал период междоусобий. Едва утвердился у власти сын Аффонсу Педру 1 Нканга Мвем-ба, как против него выступили два претендента на трон — Франциску и Диогу. Война, разорявшая страну, шла в течение нескольких лет и завершилась победой Диогу (внука Аффонсу), который вступил на трон в 1545 г. и царствовал до 1561 г. Его правление было следующей вехой - на пути упадка Конго. Наиболее важной причиной этого упадка была тяжелая борьба, которую Диогу пришлось выдержать, прежде чем он сумел привести к покорности восставшего в августе 1546 г. правителя Шангала (Киангала) и снова утвердить свою власть над островом Луанда, у побережья которого ловили раковины нзимбу, составлявшие крупнейшую статью королевских доходов. 

ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

В августе 1548 г. король одержал победу в решающем сражении, и к концу этого же года восстание оыло подавлено Есть данные о том, что португальцы принимали активное участие в событиях на стороне мятежного правителя Шангала.

 Разногласия с епископом Жоау Баптистой, приехавшим с визитом в Конго в 1546 г., начались вскоре после появления в стране этого «духовного пастыря». Епископ всячески подчеркивал свое пренебрежительное отношение к королю, публично оскорбляя его и весь народ. Дело кончилось тем, что в 1547 г. Диогу выслал из страны Баптисту и доминиканцев, которые приехали с ним. В 1549 г. Диогу отослал от себя своего португальского советника Диогу Гомиша, наставлениям которого охотно следовал в первые годы правления. Конфликт с иезуитами, прибывшими в страну в 1548 г., зашел так далеко, что они стали уговаривать короля Португалии «заменить» Диогу более сговорчивым правителем. Эти интриги окончательно скомпрометировали в глазах короля католическое духовенство. Даже историки из числа духовенства не могут не признать, что власти ордена иезуитов отправили в страну много миссионеров, слишком занятых поисками личной выгоды и притом поведения далеко не примерного.

Сами представители католического духовенства в своих письмах пишут без обиняков о предосудительном поведении своих собратьев, об их стяжательстве и участии в работорговле. Анонимный автор документа, изданного А. Бразиу под названием «Информация о делах в Конго» (1553) т дает совет королю Португалии запретить епископу острова Сан-Томе вмешиваться в назначение священников в Конго: при его посредстве в страну попадают люди, показывающие дурной пример уроженцам страны, а главное священники-работорговцы.

 После ссоры короля с епископом священнослужители начали вести себя со все более откровенной враждебностью. В начале 1549 г. дело дошло до открытых столкновений. Одна из дочерей Диогу I и женщины ее свиты были публично оскорблены иезуитом. В ответ на это король запретил иезуитам «разъяснять символы веры женщинам».

 В столице начались избиения и погромы португальцев и католического духовенства. Губернатор острова Сан-Томе обвиняет в этих погромах королевскую гвардию. Причем его волнует прежде всего урон, который эти события наносят работорговле (почти повсеместно прекратили функционировать рынки рабов).
Глава миссии иезуит Жоржи Ваз с церковного амвона поносил короля Диогу I примерно в таких выражениях: «Негодяй, ничтожество, невежда...».

 Король вынужден был выслать его из страны. Тогда католическое духовенство попыталось воспользоваться сепаратистскими устремлениями и честолюбивыми помыслами некоторых представителей крупной знати баконго. К началу 1550 г. заговор оформился окончательно. Во главе его стал Педру Кангуану Бемба. К нему присоединилась вся знать области Бунда, правитель Пангалла (Манипангалла) Франциску, правитель области Катилла Жоау и многие другие. Посланцы Педру побывали в провинции Мпемба и во многих других районах страны. Уговаривая правителей этих областей выступить против Диогу, они утверждали, что большая часть королевства примкнула к заговору. В этом сознавались свидетели и участники заговора на судебном разбирательстве, проведенном судьями Диогу I в апреле 1550 г.59. Судя по тому, что королю очень быстро и легко удалось справиться с заговорщиками, едва ли эти утверждения посланцев Педру были правдой.

 К губернатору острова Сан-Томе Франциску Алмейда был отправлен посол с просьбой о помощи и об официальном признании королем Португалии и папой главы заговора Педру правителем Конго. Восстание должно было начаться в первые месяцы. 1550 г. с убийства правителя Нсунди, место которого хотел занять Педру. Затем войска повстанцев должны были двинуться к столице государства.

 Правитель провинции Мпемба, испугавшись последствий, поведал на исповеди о планах врагов короля и португальцев одному из овященнослужителей-муконго, а тот передал все королю. Все виновные предстали перед судом в апреле 1550 г. Заговорщики понесли сравнительно легкое наказание (жизнь всех их была пощажена, но от власти и должностей они были отстранены). Видимо, обстановка в стране была настолько напряженной, что король не решился усугублять ее массовыми расправами со своими недругами.

 Вся вторая половина правления короля Диогу I заполнена бесконечными ссорами с католическим духовенством. В октябре 1554 г. он выслал своего духовника Корнелиу Гомиша, который, однако, вскоре вернулся обратно по приказу короля Португалии, но жил не в столице, а главным образом в порту Мпинда. Спустя несколько месяцев (в 1555 г.) последовал приказ Диогу о том, чтобы и Гомиш и все белые немедленно покинули пределы страны. В подкрепление приказа в порт Мпинда было прислано около 5—6 тыс. воинов, которые должны были силой осуществить изгнание Гомиша и всех португальцев.

 С отъездом Гомиша и близких ему лиц напряженность обстановки несколько смягчается, хотя корреспонденция последних лет жизни короля изобилует фактами неблаговидного поведения португальцев — и должностных лиц (например, посла Maчуэла Пашеку) и духовенства.

 В конце правления Диогу Португалия делает первые, пока еще очень осторожные попытки проникнуть в страны, лежащие к югу от Конго, и утвердиться там. Именно к этому времени относится первая экспедиция Паулу Диаша ди Новаиша в Анголу. В конце 1559 г. король Себастиан направляет Новаиша в качестве посла к правителю Анголы. Вместе с Новаишем должна отплыть группа миссионеров-иезуитов, которую посылают якобы в ответ на просьбы из Анголы для обращения жителей в христианство.

 Экспедиция отплыла в 1560 г. в Конго, с тем чтобы оттуда направиться в Анголу. Прибыв в Конго, Новаиш и лица, его сопровождающие, повели себя так, что это вызвало законную тревогу и негодование короля Диогу. Протест его, 'выраженный в письме правителю Португалии Себастиану (письмо не сохранилось), был принят к сведению, и в письме от 23 августа 1560 г. Себастиан сделал соответствующее внушение Новаишу (письмо также «е сохранилось). О всех событиях мы знаем из одного интересного документа, который Бразиу опубликовал под названием «Заметки относительно Паулу Диаша ди Новаиша».
3 мая 1560 г. Новаиш высадился в устье р. Кванза. В Анголе он и его спутники были арестованы и задержаны. Самого Новаиша освободили сравнительно быстро, а миссионеры прожили на положении пленников несколько лет.

 Диогу I умер в 1561 г. После его смерти начинается один из «смутных» периодов в истории Конго.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Не могу сказать, что "Интерны" меня радуют сейчас также сильно как раньше, но до сих пор держат очень высокий уровень. Кстати, "дипоперы" из новой серии пошли, видимо, отсюда (только там они "дипопёры"): ...
Кремль рассматривает разные сценарии президентских выборов 2024 года, при этом внутриполитический блок исходит из того, что на пост главы государства снова выдвинется президент Владимир Путин, пишет «Коммерсант» со ссылкой на осведомленные источники. Один из собеседников газеты ...
Люди меняются и я - тоже. Сейчас о Высоцком я думаю совсем не так, как думал лет 5 тому назад. Сейчас я уверен в том, что это скрытый еврейский националист, умело скрывавший это. Песенка про охоту на волков - это песня о героизме еврейского народа, который подвергается беспощадной травле ...
Жара ...