ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. СМУТНОЕ ВРЕМЯ
roman_rostovcev — 30.03.2021Аффонсу I умер в первой половине 1543 г. За смертью Д. Аффонсу I последовал период междоусобий. Едва утвердился у власти сын Аффонсу Педру 1 Нканга Мвем-ба, как против него выступили два претендента на трон — Франциску и Диогу. Война, разорявшая страну, шла в течение нескольких лет и завершилась победой Диогу (внука Аффонсу), который вступил на трон в 1545 г. и царствовал до 1561 г. Его правление было следующей вехой - на пути упадка Конго. Наиболее важной причиной этого упадка была тяжелая борьба, которую Диогу пришлось выдержать, прежде чем он сумел привести к покорности восставшего в августе 1546 г. правителя Шангала (Киангала) и снова утвердить свою власть над островом Луанда, у побережья которого ловили раковины нзимбу, составлявшие крупнейшую статью королевских доходов.
В августе 1548 г. король одержал победу в решающем сражении, и к концу этого же года восстание оыло подавлено Есть данные о том, что португальцы принимали активное участие в событиях на стороне мятежного правителя Шангала.
Разногласия с епископом Жоау Баптистой, приехавшим с визитом в Конго в 1546 г., начались вскоре после появления в стране этого «духовного пастыря». Епископ всячески подчеркивал свое пренебрежительное отношение к королю, публично оскорбляя его и весь народ. Дело кончилось тем, что в 1547 г. Диогу выслал из страны Баптисту и доминиканцев, которые приехали с ним. В 1549 г. Диогу отослал от себя своего португальского советника Диогу Гомиша, наставлениям которого охотно следовал в первые годы правления. Конфликт с иезуитами, прибывшими в страну в 1548 г., зашел так далеко, что они стали уговаривать короля Португалии «заменить» Диогу более сговорчивым правителем. Эти интриги окончательно скомпрометировали в глазах короля католическое духовенство. Даже историки из числа духовенства не могут не признать, что власти ордена иезуитов отправили в страну много миссионеров, слишком занятых поисками личной выгоды и притом поведения далеко не примерного.
Сами представители католического духовенства в своих письмах пишут без обиняков о предосудительном поведении своих собратьев, об их стяжательстве и участии в работорговле. Анонимный автор документа, изданного А. Бразиу под названием «Информация о делах в Конго» (1553) т дает совет королю Португалии запретить епископу острова Сан-Томе вмешиваться в назначение священников в Конго: при его посредстве в страну попадают люди, показывающие дурной пример уроженцам страны, а главное священники-работорговцы.
После ссоры короля с епископом священнослужители начали вести себя со все более откровенной враждебностью. В начале 1549 г. дело дошло до открытых столкновений. Одна из дочерей Диогу I и женщины ее свиты были публично оскорблены иезуитом. В ответ на это король запретил иезуитам «разъяснять символы веры женщинам».
В столице начались избиения и погромы португальцев и
католического духовенства. Губернатор острова Сан-Томе обвиняет в
этих погромах королевскую гвардию. Причем его волнует прежде всего
урон, который эти события наносят работорговле (почти повсеместно
прекратили функционировать рынки рабов).
Глава миссии иезуит Жоржи Ваз с церковного амвона поносил короля
Диогу I примерно в таких выражениях: «Негодяй, ничтожество,
невежда...».
Король вынужден был выслать его из страны. Тогда католическое духовенство попыталось воспользоваться сепаратистскими устремлениями и честолюбивыми помыслами некоторых представителей крупной знати баконго. К началу 1550 г. заговор оформился окончательно. Во главе его стал Педру Кангуану Бемба. К нему присоединилась вся знать области Бунда, правитель Пангалла (Манипангалла) Франциску, правитель области Катилла Жоау и многие другие. Посланцы Педру побывали в провинции Мпемба и во многих других районах страны. Уговаривая правителей этих областей выступить против Диогу, они утверждали, что большая часть королевства примкнула к заговору. В этом сознавались свидетели и участники заговора на судебном разбирательстве, проведенном судьями Диогу I в апреле 1550 г.59. Судя по тому, что королю очень быстро и легко удалось справиться с заговорщиками, едва ли эти утверждения посланцев Педру были правдой.
К губернатору острова Сан-Томе Франциску Алмейда был отправлен посол с просьбой о помощи и об официальном признании королем Португалии и папой главы заговора Педру правителем Конго. Восстание должно было начаться в первые месяцы. 1550 г. с убийства правителя Нсунди, место которого хотел занять Педру. Затем войска повстанцев должны были двинуться к столице государства.
Правитель провинции Мпемба, испугавшись последствий, поведал на исповеди о планах врагов короля и португальцев одному из овященнослужителей-муконго, а тот передал все королю. Все виновные предстали перед судом в апреле 1550 г. Заговорщики понесли сравнительно легкое наказание (жизнь всех их была пощажена, но от власти и должностей они были отстранены). Видимо, обстановка в стране была настолько напряженной, что король не решился усугублять ее массовыми расправами со своими недругами.
Вся вторая половина правления короля Диогу I заполнена бесконечными ссорами с католическим духовенством. В октябре 1554 г. он выслал своего духовника Корнелиу Гомиша, который, однако, вскоре вернулся обратно по приказу короля Португалии, но жил не в столице, а главным образом в порту Мпинда. Спустя несколько месяцев (в 1555 г.) последовал приказ Диогу о том, чтобы и Гомиш и все белые немедленно покинули пределы страны. В подкрепление приказа в порт Мпинда было прислано около 5—6 тыс. воинов, которые должны были силой осуществить изгнание Гомиша и всех португальцев.
С отъездом Гомиша и близких ему лиц напряженность обстановки несколько смягчается, хотя корреспонденция последних лет жизни короля изобилует фактами неблаговидного поведения португальцев — и должностных лиц (например, посла Maчуэла Пашеку) и духовенства.
В конце правления Диогу Португалия делает первые, пока еще очень осторожные попытки проникнуть в страны, лежащие к югу от Конго, и утвердиться там. Именно к этому времени относится первая экспедиция Паулу Диаша ди Новаиша в Анголу. В конце 1559 г. король Себастиан направляет Новаиша в качестве посла к правителю Анголы. Вместе с Новаишем должна отплыть группа миссионеров-иезуитов, которую посылают якобы в ответ на просьбы из Анголы для обращения жителей в христианство.
Экспедиция отплыла в 1560 г. в Конго, с тем чтобы оттуда
направиться в Анголу. Прибыв в Конго, Новаиш и лица, его
сопровождающие, повели себя так, что это вызвало законную тревогу и
негодование короля Диогу. Протест его, 'выраженный в письме
правителю Португалии Себастиану (письмо не сохранилось), был принят
к сведению, и в письме от 23 августа 1560 г. Себастиан сделал
соответствующее внушение Новаишу (письмо также «е сохранилось). О
всех событиях мы знаем из одного интересного документа, который
Бразиу опубликовал под названием «Заметки относительно Паулу Диаша
ди Новаиша».
3 мая 1560 г. Новаиш высадился в устье р. Кванза. В Анголе он и его
спутники были арестованы и задержаны. Самого Новаиша освободили
сравнительно быстро, а миссионеры прожили на положении пленников
несколько лет.
Диогу I умер в 1561 г. После его смерти начинается один из «смутных» периодов в истории Конго.
|
</> |