ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. НЕДОСТОЙНЫЕ ПРОПОВЕДНИКИ

топ 100 блогов roman_rostovcev28.03.2021

С начала 16 века в королевстве Конго постепенно нарастали внутренние противоречия, сдерживаемые до поры до времени живучестью различных форм и установлений, свойственных родовому обществу. Источники не упоминают прямо о проявлениях народного недовольства в период, предшествовавший воцарению Аффонсу. С укреплением власти Аффонсу и с превращением христианства в государственную религию положение меняется. Простой народ в своей массе выступает за старые, традиционные культы и против христианства.

ЧЕРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. НЕДОСТОЙНЫЕ ПРОПОВЕДНИКИ

В глазах народа покушение на традиционные культы было теснейшим образом связано и с покушением на различные вольности и привилегии, сохранившиеся в связи с живыми еще формами и традициями общинного строя, в недрах которых развились и окрепли эти традиционные верования и культы. Кроме того, с христианством связывалось проникновение и засилье европейцев, работорговля, принимавшая все более и более широкий размах.

 Знать баконго, напротив, очень быстро поняла выгоды принятия христианства: новая религия оправдывала и освящала социальное неравенство, давая в руки правящего класса могучее средство порабощения и угнетения простого народа. После недолгих колебаний и раздумий знать в своей массе приняла новую веру. Этот факт не противоречит тому, что отдельные группы простого народа, слепо следуя за некоторыми представителями знати, не потерявшими в глазах народных масс авторитета традиционных властей, принимают христианство и становятся опорой короля и его приближенных в борьбе за укрепление государственной власти и христианского государства. В то же время нередки были случаи, когда против короля выступали отдельные представители знати. Так, после смерти первого христианского короля Жоау I огромную народную армию возглавил Пансу (Мпанзу а Нзима Китима), сын Жоау I. 

Лопиш пишет, что накануне решающего сражения часть простого народа столицы перешла на сторону Мпанзу Нзинга. Движение не утихало еще в течение нескольких лет после воцарения Аффонсу. Об этом, например, пишет Франциско ди Санта Мария в своей книге, посвященной истории миссионерства («Небо, обретенное на земле»). Положение в стране было настолько серьезным, что король не решался на открытую борьбу со сторонниками старых верований, не заручившись поддержкой португальцев и не получив от них огнестрельного оружия. С этой целью он попытался наладить связи с губернатором острова Сан-Томе Фер-наном ди Мелла. Об этом без обиняков, правда, много позже, в 1514 г., пишет сам Аффонсу в одном из писем португальскому королю: «И мы спрашивали у означенного Гонсалве Переса, имеются ли у Фернана ди Меллу какие-нибудь корабли, которые он нам пришлет с бомбардами и ружьями. Мы имели намерение сжечь главный храм, где находились фетиши. Но мы были тогда убеждены, что, если пустим туда огонь, язычники восстанут и постараются нас убить; таким образом, мы должны были заручиться помощью португальцев».

 Однако расчеты на эту помощь не оправдались. Король дважды становился жертвой обмана со стороны португальцев. В 1506 г. некий авантюрист Гонсалве Родригиш явился в Конго якобы для того, чтобы увезти двух больных миссионеров в Европу. Король отправил с ним в Португалию своего сына Энрике, племенника Родриту ди Сайта Мария, а также подарки королю Португалии (500 медных браслетов и 50 рабов). С этим же капитаном король отправил губернатору острова Сан-Томе письмо, в котором просил прислать оружие и священников. Подарки короля Родригиш присвоил себе, с больными миссионерами обращался так плохо, что они умерли (имущество их он также присвоил). Знатные баконго, претерпев множество унижений и всяческие невзгоды, прибыли ко двору португальского короля. Письмо губернатору Сан-Томе было доставлено в сохранности. 

Однако Мелла направил в Конто лишь одного священника, а в ответ на просьбу об оружии сообщил, что у него нет ни ружей, ни бомбард, но и то и другое король может купить в Европе. Аффонсу с тем же капитаном, что привез священника, отослал на остров Сан-Томе 800 медных браслетов и 50 рабов в качестве платы за оружие, а также богатые подарки губернатору, его жене, сыну и капитану корабля. В упомянутом выше письме от 5 октября 1514 т. Аффонсу горько жалуется королю Португалии на Меллу — «христианина и сына христианина». В течение года он ждал обещанного оружия, но так и не дождался. Мелла присвоил себе «все, что получил от короля".

 Аффонсу ставит в самой решительной форме перед португальским королем вопрое о необходимости присутствия в Конго португальского посла, которому были бы подсудны все европейцы. Это предложение вполне устраивало и Португалию. В 1513 г. посол Симау да Силва (да Силвейра) в сопровождении большой свиты прибыл в Конго13. Португальцы, обосновавшиеся в Конго, имели, по-видимому, очень серьезные основания опасаться встречи официального посла Португалии с королем Конго.


Не лучше вели себя и представители португальского духовенства. В 1508 г. король Португалии Мануэл отправил в Конго 15 миссионеров (из конгрегации св. Иоанна Крестителя). Прибывали миссионеры и с острова Сан-Томе. Жалобы на португальское духовенство и на официальных представителей португальского двора являются своего рода лейтмотивом переписки Аффонсу. Из его писем выясняется картина чудовищной распущенности и наглости португальцев.

 В 1515 г. Аффонсу вынужден был просить короля Португалии вмешаться в миссионерские дела, с тем чтобы покончить с великой распущенностью «недостойных проповедников католической веры», жадность которых, пристрастие к власти и недостойное поведение вызывали отвращение народа.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так как свои отчеты об НГ в стиле 20-х уже выложили Накселлент и Реллокэт, а я, как дурак, сижу без фот, потому что забыла впихнуть в фотоаппарат карточку, - вывешиваю только себя-перед-стартом, трезвую и с неразмазанным макияжем. Повеселились ...
В Бразилии, в местечке Ибиракуэра, встретили вот таких местных, живущих в дюнах на берегу океана. Это- кроличий сыч. Днем они не спали, и судя по-всему, некоторые несли дозор возле гнезд в песках. Пугать и выяснять не стали, но наблюдая издали, получили массу удовольствия. Пока ...
Ноябрь догоняет-таки, вроде, много всего, а кажется одни беспросветные сумерки...Дела, хозяйство, даже вот сегодня, спасибо брату моему, который купил, пошинковал и маманю взбодрил, была посолена капуста-я пришла с двойного родсобрания (ну, у одного отметилась, у второй посидела, а чего, ...
"Ребёнок шёл защищать Родину" Стали известны эксклюзивные подробности этой истории от родственников. Молодой человек хотел всего лишь привиться от инфекции, но теперь он не может даже двигаться. Насколько безопасна отечественная вакцина, если она так подействовала на молодого парня? ...
Мне вот недавно мне написали: Мне 28. Я никогда не занималась групповым сексом и не спала с женщинами. Меня никогда не забирали в милицию,ни разу не пробовала курить, наркотики в любой форме и ни разу не блевала после алкоголя. Я не делала абортов,не ...