рейтинг блогов

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

топ 100 блогов gipsylilya25.12.2021 Одна из сценок, воспроизводящихся каждое Рождество - это поклонение трёх царей (или магов) с дарами младенцу Иисусу. Традиционно в живописи, вертепах, на открытках и на марках один из царей (магов) был чёрным. Впрочем, можно найти и варианты, в которых все поклоняющиеся вполне себе белые люди, тем не менее, это канон: царь северный, царь восточный и царь африканский. Ибо знаменует это поклонение, что грядёт эра, где не будет ни эллина, ни иудея, а одно только равенство братьев-христиан. Этих магов также пишут обычно трёх разных возрастов, поскольку и эйджизма христианство знать не должно, и самым молодым чаще всего делают как раз чернокожего. Причина банальна: для чёрного царя художнику позировали лакеи. Вот так сюжет предъявляет нам Иероним Босх, художник XV-XVI веков.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

В честь этой рождественской традиции я и представляю вам пост с портретами "чёрных царей" - чернокожих мужчин африканского происхождения, чья судьба сложилась не на плантациях и не в лакейской и тесно связана с христианством или христианами. Кое-кто из них был действительно знатен, как, например, Алессандро Медичи, герцог флорентийский в 1532-1537 годах. Как и кое-какие другие Медичи, он родился от внебрачной связи и был признан семьёй отца. Притом точное имя отца не раскрывалось, зато мать было вычислить нетрудно по внешности младенца: в доме Медичи работала молодая служанка из Африки по имени Симонетта.

Медичи был хорош собой, образован и любвеобилен до неприличия: крутил романы и вроде бы даже насиловал женщин (но последнее мы знаем из, так сказать, пропаганды противников, так что неясно, насколько правда, потому что там местами фантастические описания преступлений вроде захваченного монастыря). Однако, без сомнения, как герцог он был тираном и деспотом, пытал и мучил сторонников республиканского устройства Флоренции. Погорел он разом и на политике, и на женщинах: ему назначили свидание от одной знатной дамы, а на месте вместо знатной дамы его ждал её брат (кстати, тоже Медичи) и зарезал. Мотивировал это разными высокими целями, хотя подозревают, что мог лукавить и устранить соперника в любви. Или, напротив, отомстить за поруганную женщину. В общем, всё сложно, другие Медичи были в ярости, и убийце пришлось бежать. После Алессандро осталось двое внебрачных детей, их признали и воспитали Медичи.

Сцена смерти - Габриэле Кастаньола.
Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Джорджо Вазари и неизвестный (?) автор, прижизненные портреты герцога.
Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

А вот этот симпатичный юноша в усиках во многих местах интернета подписан как портрет Абрама Ганнибала, сделанный около 1720 года. Напомню, Абрам родился и жил в африканском городе Лагосе (по его утверждению), в знатный (вероятно, княжеской) семье. Во время военного конфликта был схвачен в рабство с младшим братом и увезён в Турцию. В Турции диковинку - африканских княжичей - выкупил русский посол и привёз Петру I. Тот счёл держать в рабстве знатных мальчиков оскорблением для сословия, и они стали свободными. Мальчиков крестили, подобрав им имена, близкие к родным. Абрам был до крещения Ибрагимом, брат же его, в христианстве Алексей, по видимости, имел имя, начинающееся на "Али". Он позже стал придворным музыкантом и женился на крепостной, после чего его судьбу в семье не обсуждали - видимо, стыдновато было. Абрам же был воспитанником Петра (что логично, поскольку Пётр был его крёстным отцом) и, юношей, стал секретарём. В тот период жизни, когда был создан портрет, Абрам сопровождал крёстного отца в путешествии по Европе, а потом служил во Франции в армии. В это время, теоретически, его мог запечатлеть европейский художник. Но, как вы понимаете, мог-то и не его - портрет не атрибутирован точно. За версию с Ганнибалом говорят некоторые атрибуты, вроде леопардовой шкуры (их в Африке носили цари-царевичи и князья-княжичи), кирасы или как этот доспех называется (его можно увидеть на парадных портретах многих знатных европейцев того времени), усы а-ля Пётр I, ну и в общем схожесть портрета с типовыми портретами знатных юношей того времени по позе, пышности убранства и т.д. Однако достоверно, что в жизни Абрам никаких леопардовых шкур не носил, и тюрбанов не надевал со времён проживания в Константинополе.
Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается shakko.ru обращает внимание на то, что картина как будто обрезана. Без полной версии картины ничего про изображённого и его месте на ней не понять. Также она однозначно утверждает, что в России в то время этот портрет написан быть не мог. Выходит, если он и писан с Абрама, то в 1716-1722 годах.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Ещё один предполагаемый портрет Ганнибала, но - совершенно точно выполненный не с натуры! - это миниатюра Густава фон Мардефельда, на которой изображён Пётр I с чёрным мальчиком. Чёрные мальчики постоянно появлялись на портретах знатных особ того времени, но их поза и место в композиции обычно указывали на холопское положение. Это же настоящий двойной портрет. Пётр отечески положил мальчику руку на голову, а сам мальчик держит в руках "шлем Минервы", словно готов его подать Петру. На деле это может означать преемственность от Петра. К тому же у мальчика на боку висит оружие - так обычно изображали маленьких дворян.
Густав фон Мардефельд не был профессиональным художником, он был дипломатом, посланником Пруссии при русском дворе с декабря 1717 по май 1728. Петра он мог видеть, Абрама Ганнибала - нет. Тем не менее, в восемнадцатом веке очень бурно обсуждали вопрос совместимости христианства и работорговли и пристально следили за историями чернокожих юношей, получивших образование и доказавших, что получили его не зря. Они были, так сказать, живым аргументом против дегуманизации африканцев. Мардефельд мог быть увлечён историей Абрама Ганнибала и нарисовать её "из головы", просто чтобы восславить это равенство в христианстве.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Схожая судьба была у знаменитого австрийского масона, Анджело Солимана, урождённого Ммади Маке. Он принадлежал одному из княжеских родов на территории нынешней Нигерии. В детском ещё возрасте был схвачен в плен, продан в рабство и таким образом оказался в Марселе. Его хозяева решили крестить его, учить Библии - ну, и уж заодно вообще познакомить с грамотой и книгами. Мальчик оказался до книг охоч и в дальнейшем успешно занимался самообразованием. Подростком его подарили сицилийскому губернатору, а после смерти губернатора он оказался в Вене у князя Лихтенштейна, в доме которого он прошёл путь от пажа до гувернёра княжича-наследника (конечно, уже как вольный человек). Анджело женился на дворянке по имени Магдалена Кристиани. В какой-то момент плотно вращался в аристократических кругах Вены (в том числе общался с австрийским императором), там же и был принят в масонскую ложу. Его родная семья до сих пор существует в Нигерии, принадлежит народу канури. После смерти его, увы, не удостоили христианским погребением, а использовали, как анатомический препарат.
Чёрно-белое изображение - гравюра с портрета Солимана, сделанного в примерно его тридцать лет Иоганном Непомуком Стайнером. А вот цветная картина срисована абсолютно точно не с него. Автор - современник Алессандро Лонги, и в целом портрет чернокожего мальчика укладывается в жанр портретов слуг. Но жест, которым мальчик обращает внимание на богатый и крупный крест у него на груди, заставляет фантазировать, что Лонги мог нарисовать кого-то знаменитого в его время, и знаменитого именно в свете вопроса, как христианство "цивилизует" африканцев. Солиман - неплохая кандидатура, и если я однажды напишу о нём статью, то проиллюстрирую этим пажом (?). Не потому, что это сто процентов Анджело, а потому, что он мог выглядеть в подростковом возрасте так же.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Другой известный чернокожий масон - швед Густав Бадин. Его подарили примерно в семь лет в 1757 году шведской королеве. А та взяла и произвела эксперимент: что будет, если выращивать чернокожего мальчика с обычными христианскими детьми, не ограничивая ни в получении образования, ни в дурных манерах. Перевесит ли влияние цивилизации или дикарская натура? У Бадина перевесило всё сразу. Он был образован, умён, обладал хорошими манерами, разбирался в драматургии, поэзии, литературе - и выкидывал фортели порой как записной шут. Тролль был, короче. В Швеции тролли не в диковинку. Когда Бадин вырос, его высокое и ничем притом не обоснованное положение начало всех смущать, и ему предложили должность ассесора, чтобы как-то обосновать, почему он всё время крутится во дворце и на короткой ноге с королевской семьёй. Бадин отказался принципиально и продолжил всем рвать шаблоны. Играл в домашнем королевском театре, собрал огромную библиотеку, был дважды женат, но родных детей не удалось завести - первенец умер, других не было. Удочерил со второй женой девочку, короче. Это портрет кисти Густава Лундберга, и игривый жест шахматным конём должен передавать, что Бадин никогда не ходит прямо и понемногу. Только скачет - и всех обскакивает. Жест пальцем у шахматной доски был традиционным знаком победителя. Поскольку в восемнадцатом и девятнадцатом веке большое внимание уделяли сословию и помогали, в основном, мальчикам из знатных семей, Густав Бадин резко выделяется на общем фоне как простолюдин.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Возвращаемся к принцам и княжичам через короткую и грустную историю Петера Панаха. На картине он внимает шведскому либералу и просветителю Карлу Вадстрёму. Вадстрём боролся с рабством. Петера он приметил в толпе рабов, опознав знаки семьи царя Мезурадо, с которым Карл был знаком, и выкупил принца. Карл пытался обучить Петера грамоте, но тот взял и умер. Путешествие в качестве живого товара сильно подорвало его здоровье. В доме Карла Петер заболел оспой или ветрянкой, и всё.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Если в восемнадцатом веке чёрных принцев воспитывали белые дворяне, чтобы доказать свои гуманистические взгляды, то позже в дело стал вмешиваться политический расчёт. Королева Виктория, например, воспитывала эфиопского царевича Алемаеу, сына императора Феодора (Теводроса). Семилетнего царевича, и наследника престола, взяли в плен в ходе одной из битв между эфиопами и британцами - в страшной битве при Мэкдэле. После неё император Феодор покончил с собой.
Царевича представили Виктории, и она принялась опекать сироту, который впоследствии мог бы претендовать на эфиопский престо, а Британия, знаете, могла бы ему помочь. За вечную дружбу после этого. Мальчик получил хорошее воспитание и образование, не знал недостатка в пище, одежде и игрушках. В 18 неполных лет поступил в военную академию. Приехал, заболел пневмонией, стремительно разросшейся до плеврита, и... Умер.
Его регулярно фотографировали, чтобы, по видимости, зафиксировать возрастные изменения и иметь на руках доказательства: царевич настоящий. Вот некоторые из его фотопортретов.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается
Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Другим проектом Виктории была омоба (принцесса) Айна, в христианстве Сара Форбс Бонетта, из народа йоруба, крёстной матерью которой стала Виктория. Айну спасли из рабства у дагомейского короля Гезо, вырастили как знатную девушку, открыли ей, так сказать, весь мир, а потом чуть не силком выдали замуж за очередного "чёрного царя" в этом посте, британского офицера родом из Сьерра-Леоне, Джеймса Дэвиса. Они должны были переехать назад в Африку и поднимать там цивилизацию, распространяя культурные ценности на территории нынешней Нигерии. Нигерия, точнее, ареал культуры йоруба для Западной Африки был тем же центром культурного притяжения и распространения культуры, как Эфиопия в Восточной Африке, поэтому вот такая точка культурного десанта. Семейный портрет Айны и Джеймса прилагаю, равно как и короля Гезо (вы могли слышать его имя в связи с Дагомейскими Амазонками), и скульптуры культуры йоруба доколониального периода.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается
Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

А это короли Конго Жуан I (Нзинга Нкуву) и его сын Афонсу I (Нзинга Мбемба). Жуан I считается крестителем Конго, он провозгласил свою страну христианским государством. Но его жест был, скорее, политическим, а вот сын Жуана Афонсу веровал искренне, продвигал христианство, боролся с работорговлей среди подданных и португальцев, принял ряд важных реформ. За всю эту активность на него во время пасхальной мессы совершили покушение, и считается, что преступник был нанят португальцами. По счастью, Афонсу имел обыкновение носить очень пышные одежды (а вовсе не то, что нарисовал европейский художник), и покушение не удалось. Он также попытался отправить учиться в Европу своих племянников, но перевозчик просто продал принцев в рабство. Афонсу долго переживал, не получая от них вестей, предполагал (верно предполагал) худшее и терзался виной. Тем более, что в Конго в ходу было поверье, что европейцы жрут чёрных. Всё это произошло в XV-XVI веках. Вообще биографии христианских королей Конго полны трагедии, рекомендую для прочтения.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Я просто закрою тему Конго портретом дона Мигеля де Кастро, эмиссара Конго, писаным голландцем Яспером Бексом в, вероятно, 1643 году. Дон Мигель, двоюродный брат князя Сонхо, был послан в Голландскую республику, чтобы попросить штатгальтера выступить посредником в конфликте между князем и королем Конго Гарсией II. Голландцы охотно поддержали, потому что это значило оттяпать кусочек Конго у португальцев. Этой картиной почему-то сопровождают новость, что во Франции трёх мушкетёров переснимут с чернокожим.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Кстати, о Франции: это генерал Тома Александр Дюма кисти Оливье Пиша, отец Александра Дюма-старшего. Его отец был белым плантатором, мать - чёрной рабыней. Отец, нуждаясь в деньгах, продал их четверых детей. Позже одного, старшей, выкупил и вырастил, установив отцовство официально - как раз Тома Александра. Дюма (кстати, это фамилия матери, служить в армии под отцовской отец запретил) сделал карьеру сначала на службе короля, потом на службе Республики. Славился силой и доблестью, о его подвигах писал в письмах сам Наполеон, и они были удивительны. Однако, когда Дюма попал в плен, Наполеон и пальцем не пошевелил, чтобы вызволить человека, который, вроде бы, только что вызывал его восхищение. В тюрьме здоровье Дюма было сильно подорвано, и он умер в сорок четыре года, оставив семью в нищете.

Чёрные цари: католическому (и не только) Рождеству посвящается

Жаль, но вспомнить всех "чёрных царей", которых я изначально планировала, мне не позволяет уже длина поста :) Возможно, в следующее Рождество я покажу вам новые биографии и портреты!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И ЧТО ТАКОЕ ЭТА КРОВЬ НА САМОМ ДЕЛЕ Мясо с кровью вызывает у людей противоположные чувства: у кого-то — сплошную радость, у кого-то — тревогу. И то, и другое вполне понятно. ...
dimabalakirev написал пост Чем Беларусь круче России? . Ну там классические восхищения чистотой, отсутствием рекламы и прочего орднунга парадка, которые уже давно никого не удивляют. Ну и кто еще не видел, рекомендую его пост Минск, каким вы его еще не видели , где Дима ...
Пока российские мужчины праздновали и отдыхали, арабский мир нанёс по ним три болезненных удара. Довольно рутинно и буднично. Будто так и надо. Всё бы ничего, но женщины и дети тоже могут считать себя пострадавшими. Особенно те, кто получают денежку из бюджетных закромов в той или ин ...
А вот не все следят за изменением политической карты мира и исчезновением целых ...
* у меня так или иначе больше вот постов вокруг курсов, кому сильно невмоготу, потерпите, думаю тема сама себя изживёт, не бездонная же она С преподавателем на курсах мы пытаемся найти более подходящий вариант для жены, так как в отличие от меня, у неё собственно перед отъездом были ...