"Человек эпохи Возрождения" или — интересное кино))
wetfield — 19.06.2024До многих фильмов 90-х, как это ни парадоксально, я добралась сильно позже. Например, вот этот шедевральный опус 1994 года режиссёра Пенни Маршала с Денни де Вито в главной роли я посмотрела только вчера — и то по случаю))
А фильм хорош, причём хорош настолько, что я невольно засмотрелась на этого учителя тренировочного армейского лагеря, перед которым стоит нетривиальная задача — взять отстающий отряд, который все зовут «псы тупые» и развить их мозги до состояния обычных культурных людей. И Билл Рэго (Денни де Вито) делает это...с помощью произведений Шекспира))
С удивлением ( причём немалым) убедилась, что фильм этот, очень важный и нужный, провалился в прокате. Вот как? Ведь Билл Рэго сумел сделать то, что многим учителям не под силу: пробудил в тупых ( или как их считали другие армейские начальники) людях способность мыслить и постигать мир. Это одно из самых важных умений, и я сама учила ему же. И с удивлением убеждалась, что мои ребята, пройдя мой 2-3 годичный курс, поступали в самые престижные вузы Москвы — сами)) И считались там потом интеллектуалами, получали лучшие дивиденды в виде ведения газет и программ, и да, я горжусь, что они продолжат дело, которому я посвятила жизнь — журналистике.
Но — сорри за отступление, давайте-ка поближе к сюжетной линии «Человека эпохи Возрождения». Фильм начинается с того, как рекламный агент Билл Рэго теряет работу. Теряет по пустяку: он не попал на встречу с клиентами потому, что застрял в пробке. И видимо, не в первый раз он опаздывает, потому что за эту мелочь его уволили. э
Дальше Билл идёт на биржу по трудоустройству ( или как там она называется в Штатах), где ему долго подбирают работу. И находят работу учителя на военной базе, расположенной неподалёку от города)) Билл сначала не хочет туда ехать, но другой работы нет, а время идёт. И он едет, и поначалу забавно бывает видеть мытарства обычного гражданского, или как бы сейчас сказали — штатского человека среди кадровых военных. И споры с сержантом Лу, который считает предмет Билла «блажью», и строгий армейский распорядок, где опоздание на 5 минут карается отжиманиями, и — необходимость спуска с «горки победы»...в общем, жизнь военного явно непростая.
И вот что странно-то, фильм назван комедией, но по сути это драма: этого Билла жалко, его отряд «тупые псы» кажутся крайне тупыми. Скажу честно, главный герой фильма поначалу настолько зациклен на самом себе и своих проблемах с бывшей женой и дочкой, требующей денег, что первая половина фильма кажется ужасной тягомотиной. Однако обстоятельства складываются так, что его жалкое маленькое «я» со всеми его проблемами постепенно отходит на задний план, а к концу фильма и вовсе исчезает, открывая вместо озабоченного, угрюмого, одинокого неудачника – счастливейшего человека, полного энергии и любви, с успехом дарящего себя окружающим людям.
Интересно тут другое: как пробуждается интеллект у его учеников. Как темнокожая Миранда. которой досталась роль Офелии, отыгрывая её, задаёт интересные вопросы. Как грустный рыжий Мэлвин, который вечно спит на занятиях, вдруг пробуждается и благодаря Шекспиру, начинает сочувствовать Гамлету, потерявшему отца. Как один из его учеников, Халил Кейн, оказывается вовсе не «тупым псом», а талантливым и умным парнем, который прячется в армии от властей, преследующих его за продажу наркоты — «крэка». И — всё же попадает в тюрьму... И — как одному из учеников, Брайану Девису-младшему Билл возвращает веру в отца — и награду, которую до того сыну так и не выдали.
Не знаю, кому как, а я смотрела это с большим удовольствием. Билл оказался не только хорошим рекламщиком, но и талантливым учителем, сумевшим заинтересовать ничем не интересующихся людей — Шекспиром и эпохой Возрождения. Придумавшим интересную армейскую кричалку про королеву Гертруду, которую с удовольствием на сборах исполняют «тупые псы». Сумевшим разбить их на роли, и подумать, что видит Гамлет, кто такой Лаэрт, что чувствовала Офелия, почему Гертруда пила то вино... Билла в армии так и назвали — «Шекспир». И он и был для своих ребят Шекспиром, а по сути — открывателем этой самой эпохи Возрождения.
Стоит ли говорить, что его ребята перестали быть «тупыми псами», и стали сдавать все нормативы лучше остальных? Это было предсказуемо. Но фильм реально прекрасно снят, и фильм говорит не о каких-то супер-технологиях, делающих из тупых умных. А о банальной по сути вещи: сумей выслушать другого, сумей зацепить его интересной беседой. Не оставляй его одного, поддержи его в его мыслях, дай раскрыться — и вместо тупого пса ты получишь отличника учёбы.
Очень-очень рекомендую фильм. Это — достойное произведение.