Что такое литературный штамп
wetfield — 18.06.2024Когда у меня появляется свободное время, я читаю ( и потом об
этом горько жалею) книги, и попадаю ненадолго в мир фантазий
писателя. Поскольку книги я читаю по большей части современные,
могу отметить, что и литературные штампы тоже ныне стали совсем
другими, по сравнению с галантным веком XIX-м или бурным ХХ-м.
Тогда в прошлом во многих произведениях наблюдался один
закономерный штамп - женская эмансипация. Злые родители ( или
обстоятельства) выдают героиню замуж, чтобы создала семью - а нет,
она хочет трудиться на пользу общества а-ля Вера Павловна у
Чернышевского. И этот поворот событий наблюдается везде и всегда,
от викторианской Англии ( ушедшей от Рочестера Джейн Эйр приходится
стать сельской учительницей), до тогдашней Турции ( Королёк Птичка
Певчая, бросив неверного жениха, уходит работать в школу).
Что в этом штампе закономерного? Ну да, он подтверждает женские
права на самореализацию, и говорит всем, что женщина может прожить
и сама, без мужчины.
Нынешние же штампы убогие и дикие, на мой непросвещённый взгляд. В них нет логики, в них нет красоты и актуальности, но учитывая, что они бытуют из книжки в книжку, боюсь, мне придётся их озвучить. ( Слава "Пятидесяти оттенкам серого" - там есть все современные штампы сразу).
1. Неискушённость героини - книжная дурочка, мечтательница, девственница сильно позже 20 лет. По всей видимости, писательницы старательно выводят свой образ в этой героине - хочется же придумать мир, в котором твои недостатки считаются достоинствами! Но откуда берётся этот штамп в современном мире с его искажённостью и соблазнами, я не понимаю. Если девушка "не такая, как все", ну ладно, спишем это на её оригинальность. Но вот эта девственность, которая по замыслам авторши, должна умилять читателей, и служить дополнительным бонусом в глазах героя,- совершеннейший нонсенс, как по мне. Для легенды про Геру и Зевса - ладно, сгодится, это было много тысяч лет назад. Но - здесь и сейчас?! Описываются ведь не арабские страны, где это ценится, а свободная Америка или современная Россия, где ( будем уж честны) девушка за 25 часто скрывает факт, что у неё ещё не было мужчины. Потому что не об исключительности это говорит, а о невостребованности у мужского пола.
2. Второй штамп касается внешности - героиня не красавица,
а "бледная моль" и "серая мышь":) Причём, выбор этот её
сознателен - "краситься я не умею", "модная одежда - это не моё",
"волосы я никогда не причёсываю", при этом влюбляет в себя то
известного фотографа, то красавца-миллионера. Видимо, в современном
мире с его технологиями, где из любой замухрышки нетрудно сделать
красотку, ценятся исключительно "бледные моли" и "серые мыши". Та
же Михалкова с удовольствием описывает писательницу Елену
Дубровину, "бледную моль", которая не красится и не умеет
одеваться, и вместе с тем все в неё влюбляются, видать, купившись
на Офигенно Богатый Внутренний Мир:) ( потому что - на что ещё
покупаться-то?)
Народ, вы верите, что это возможно? Вот вам эти же "Пятьдесят
оттенков серого" - пошлый женский роман с садо-мазерским уклоном.
Красавец-миллионер окружён сотнями девиц достаточно привлекательной
внешности, и на эту "серую мышь" Анэстейшу отреагировал бы разве
что по приколу: как тут влюбишься-то? Если у О Генри в рассказе
"Третий ингредиент" управляющий магазина выделил будущую продавщицу
из других претенденток именно за счёт её нетипичной внешности ( все
- кудрявые голубоглазые блондинки, она - зеленоглазая брюнетка с
короткой стрижкой), то там хотя бы объясняется, что он искал себе
сотрудницу и задыхался в ворохе этих блондинок. Там - хотя бы
достоверная ситуация, а здесь меня заставляют поверить, что герой,
сидящий среди обалденных красавиц, мечтает о серой мыши, и как
только она приходит, страшно возбуждается ( с порога прямо, ага:))
и мечтает её трахнуть :)
3. Злая авторитарная мама, которая вмешивается в жизнь
героини. Не мачеха, заметим, а родная мать, с которой
идиотка-героиня не может ужиться ( или послать подальше:)) Мама,
конечно, хочет как лучше - а получается "как всегда":) В
"Пятидесяти оттенках" мама просто живёт своей жизнью, и пытается
научить свою непутёвую дочь обращаться с мужчинами - нормально
одеть, объяснить, чего тем нужно ( а дочь молчит, "как рыба об
лёд":)). Но там хотя бы дочери 21 год, и мама живёт далеко от неё,
в Джорджии со своим новым мужем, так что не очень-то мама и
мешает.Опять же в книге Михалковой "Танцы марионеток" мама вообще
монстр - убивает прототипов книжных героев, чтобы дочь бросила свою
литературу :)Мама не даёт Елене встречаться с женатым мужчиной (
ужОс-ужОс, какая стерва мама!), мама поит героиню по утрам отваром
трав ( а героиня пить не хочет, но боится обидеть маму), мама
выбирает, что делать дочери - а дочь безгласная дура и во всём
слушается маму.
Можно бывает пожалеть героиню, которой 17 лет, и мама не пускает
замуж по любви за соседа Васю. Но когда героине, извините, 38, а
над ней довлеет мама - героиня вызывает не жалость, а брезгливость.
Ведь ты - взрослая женщина, тебе достаточно сказать "Мама,
отстань", а ты вместо этого набиваешь буковки на экране компьютера,
вымогая жалость из читателей. Глупый современный штамп.
4. И четвёртый штамп всем вам хорошо известен - герой
предлагает девушке дорогой подарок - бриллианты, автомобиль,
героиня же с гневом отказывается. Причём совершенно
непонятно, почему. Аргументы идиотки-героини не выдерживают никакой
критики: "Ты делаешь из меня содержанку", "После твоего подарка я
почувствовала себя дешёвкой", и т.д. Причём - на момент подарка она
уже вовсю играет роль сексуальной рабыни для героя, который ставит
её на колени, бьёт плёткой, привязывает к решётке, и т.д.
Естественно, что он за это "удовольствие" платит, и как по мне,
куда большей дешёвкой девушка станет, если позволит так над собою
измываться бесплатно, но - у неё же лубофф!!!
Народ, скажите мне, вам в жизни встречались девушки, которые с
гневом отвергали ваш дорогой подарок? Или, если вы девушка - вам
встречался ли молодой человек, который, проведя с вами ночь, дарил
бы "Мерседесы" - а вы бы гневно отказывались? Вот честно, мне
больше 50 лет, и я ни разу не встречала ни такую девушку, ни такую
ситуёвину. Ну ладно, можно было бы понять героиню, если бы даритель
был малознакомый или неприятный ей человек ( логика проста: после
дорогого подарка ему придётся быть обязанной). Но если дарит это
горячо любимый парень, заботящийся о её комфорте и безопасности,
все вот эти аргументы - чистой воды безумие.
А вы, народ, замечали современные штампы, подобные этим, которые
кочуют из книги в книгу?
|
</> |