рейтинг блогов

Чашка кофе по-богемски

топ 100 блогов bohemicus12.03.2013 Мне кажется, любой блог, существующий достаточно долгое время и обладающий своим лицом, можно представить в виде некоего здания или сооружения. Один превращает свой журнал в конгресс-холл для проведения научных конференций, другой - в скит, где собираются сектанты, третий - в строчащее новости телеграфное агентство, четвёртый - в партийную ячейку, пятый - в обшитую подушками палату буйнопомешанного (да, есть ведь и такие блоги, где в постах ведётся напряжённая политическая борьбa, звучат призывы к вооружённому восстанию, льётся кровь и проиcxодят другие чрезвычайные события, а среднее количество коммeнтариев столь бурной жизнедеятельности равняется нулю).


  Среди посетителей "Богемских манускриптов" некогда появлялся юзер Чашка кофе по-богемскиhalb_liter- коммунист и советофил. Казалось бы, человеку его взглядов абсолютно нечего делать в подобном месте. Но товарищ Поллитра утвержал, что приходит сюда по тем же соображениям, по которым врач идёт в чумной барак. Кстати, я давно не видел этого доктора. Думаю, он спился (а что ещё можно думать о человек с таким никнеймом?).

  Не могу сказать, что страдаю от потери данного собеседника. Здесь достаточно многолюдно и без Поллитра. "Богемским манускриптам" на днях исполнилось четыре года, а количество их читателей приближается к двум с половиной тысячам. Эти обстоятельства заставили меня задуматься: в каком качестве видят мой журнал те, кто не считают его чумным бараком?

  Сам я когда-то задумывал этот блог как подобие клуба для небольшого количества людей весьма правых взглядов, которые усядутся в честерфилдские кресла и будут обсуждать английские интриги, исторические фальсификации да судьбы погибших сто лет назад империй. Однако получилось по-другому. Ситуация не то, чтобы вышла из под контроля, но стала развиваться по иному сценарию.

  Сегодня "Богемские манускрипты" напоминают мне не клуб для своих, а традиционное пражское кафе. Что-то вроде "Лувра", "Славии" или "Империала".

               Чашка кофе по-богемски
      
  Выбор блюд в кафе всегда бывает куда меньшим, чем в ресторане. И я ограничил выбор тем своего журнала семнадцатью заявленными в профайле интересами и шестнадцатью более или менее соoтветствующими им тэгами. Профайл в данном случае играет роль меню, вывешенного перед входом в заведение, а тэги - это меню, лежащее на столике.

  Пражские кафе демократичны и доступны самой разной публике. Недавно, приглядевшись к обедавшим в "Лувре" людям, я заметил среди них местную звезду телесериалов, а чуть дальше - компанию молодых американок (вполне возможно, поселившихся в Праге на год-другой, чтобы собрать материалы для монографии о Кафке или для романа о Големе). Столик между ними занимал человек, явно одевающийся в секонд-хенде. Он чувствовал себя не хуже других. Ведь в большинстве пражских кафе можно пообедать за 10-15 €. В "Лувре" за эти деньги официант подаст вам суп и кофе, а повар лично принесёт второе  блюдо, чтобы вы видели, кто его готовил.  И я стараюсь выйти навстречу каждому гостю, кем бы он ни был. А мой актуальный бан-лист состоит всего из 3 (трёх) никнеймов, чего практически не бывает в блогах, затрагивающих политическую тематику.

   Возникшая в 1863 году "Славия" была впоследствии перестроена в стиле ар-деко, интерьер "Лувра" выдержан в стиле ар-нуво, "Империал"  сочетает ар-деко с элементами кубизма. И я считаю, что это были последние стили архитектуры и дизайна, эстетически приемлемые для благонамеренных людей консервативных воззрений.

  
               Чашка кофе по-богемски


    В пражских кафе Золотого века можно было встретить великих людей. В "Славии" сиживали Дворжак, Сметана и Рильке, в "Лувре" - Эйнштейн и Чапек, в "Империале" - Яначек и Кафка (впрочем, последний бывал едва ли не во всех пражских кофейнях). И у меня иногда появляются люди, визит которых составил бы честь любому журналу.

Хотя кафе -  всего лишь место, где люди собираются выпить кофе и поговорить, коммунисты видели в этих заведениях угрозу своему режиму. "Империал" в 1948 году отобрали у его законных владельцев и отдали социалистическим профсоюзам (приведшим легендарное место  в такое состояние, что его перестали указывать в туристических путеводителях).  Поскольку "Лувр" расположен рядом с Национальным театром и Академией наук, а братья Чапеки в 1925 году основали здесь чешский ПЕН-клуб, комми справедливо рассудили, что тут будет базироваться оппозиция их власти, и закрыли заведение совсем уж советским способом - с революционным выбрасыванием мебели из окон. В итоге центром диссидентского движения стала расположенная на той же улице "Славия". "Лувр" был восстановлен в 1992, "Империал" удалось отреставрировать только в 2005, и их администрация демонстрирует совершенно однозначное отношение к прошлому режиму. Я отношусь к нему точно так же, а слово Реставрация ласкает мой слух

  На официальных страницах "Лувра", "Империала" и "Славии" присутствует стандартная рубрика "О нас написали". И я люблю читать высказывания других юзеров о себе. Самое смешное, что есть люди, у которых сам феномен пражских (венских, будапештских, парижскиx etc) кафе вызывает отторжение. Обычно они весьма негативно относятся и ко мне. Например, сестра наша во Христе Чашка кофе по-богемскиyu_sinilga, прежде не раз презрительно отзывавшаяся о моих опытах в области ресторанной критики, недавно высказала идею, дословно повторяющую призывы самых одиозных режимных пропагандистов:  отправить ув. Чашка кофе по-богемскиkrylov'a на ПМЖ в Прагу, "к богемикам" : http://yu-sinilga.livejournal.com/135995.html?thread=3097403#t3097403 .  Кстати, я не первый раз встречаю использование моего никнейма в качестве нарицательного имени. Например, чуть раньше милейшая Чашка кофе по-богемскиeverlasting_cat , узнав, что в "Госпоже Бовари" есть крамольный по её меркам пассаж, принялась обзывать Густава Флобера "богемиком": http://sienne-hiver.livejournal.com/114718.html?thread=1322270#t1322270

          Чашка кофе по-богемски



  Богемик же, между тем, начал полистывать материалы научной конференции "Масарик, Россия и Европа", прошедшей в 1997 году в Праге под эгидой президента Гавела. Профессор славистики из краловеградецкого университета Олдржих Рихтерек написал в комментариях к собственному выступлению:

"Каждый, кто подробно знаком с менталитетом русских людей, подтвердит наличие у них непонятного для нас интереса к внутреннему миру другого человека и удивительного "сочувствия", некоего естественного чувства "сопереживания". В качестве примера приведём типичный для русских поиск компании в поезде, в зале ожидания, в ресторане и т.д.  Как правило, русский инстинктивно к кому-нибудь подсаживается, в то время как чех ищет место, где может сидеть один. Естественно, эта особенная черта русского характера подвергается испытаниям и деформациям, особенно в периоды социальных травм и борьбы за выживание, когда на первый план выступаeт эгоистичный инстинкт "сильных локтей". Я имею в виду, например, сцены из очередей за дефицитными товарами и основными продуктами в недавнем прошлом, и тот парадокс, что социальная система, декларировавшая некую теоретическую "товарищескую" любовь к ближнему, в ХХ веке обрекла целые поколения русских на отчаянно индивидуалистичное и эгоистическое стремление достичь хотя бы части тех стандартов жизни, которые спорадически просвечивали сквозь "щели в железном занавесе" и ставили под сомнение официальные тезисы о достижении всеобщего благосостояния".

  Тезисы профессора Рихтерека напомнили мне одну историю. Точнее, они напомнили много историй, одну из которых мне захотелось рассказать.

              Чашка кофе по-богемски

Однажды в студенческие годы (думаю, это было в 88 или 89-ом) я ужинал с компанией друзей в каком-то отнюдь не первосортном питерском заведении (кажется, в шашлычной на Разъезжей улице). Шалман был битком набит людьми, и официант подсадил к нам за столик человека, оказавшегося мичманом советского ВМФ. Мы познакомились, обменялись телефонами. Прошло года два. Я снова был в разъездах, а когда вернулся в родной губернский город N, матушка рассказала, что в моё отсутствие к нам приезжал какой-то мой друг, моряк из Питера. Он остановился у нас дня на три, сделал свои дела в N и улетел обратно в Питер. В те времена мошенников и воров было несколько меньше, чем сейчас, и мои добросердечные и старомодые родители иногда пускали переночевать даже совсем незнакомых людей. Отец всю жизнь ездил по командировкам, и его тоже часто вырyчали незнакомые люди в разных городах.

Подобных случаев в моей жизни было довольно много. Их часто называют проявлением русского менталитета, следованием русским культурным кодам и т.п. словами. Я же думаю, что это всего лишь способ выживания в стране с неразвитой ифраструктурой. В шашлычной на Разъезжей просто не хватало мест, а в губернском городе N ощущался недостаток гостиниц. Сам по себе я - случайно встреченный в какой-то дыре студент - был совершенно не нужен этому мичману (равно как и он мне).

   Eсли честно, у меня ни разу  жизни не возникло желания подсесть к кому-нибудь в поезде или в ресторане.

            Чашка кофе по-богемски


   Поэтому я так ценю бытовую культуру страны, где никто ни к кому не подсаживается и не проявляет излишнего интереса к его внутреннему миру. И где люди предпочитают встречаться со своими друзьями в кафе, а не дома.

  Думаю, и мой журнал пользуется определённой популярностью именно в силу того, что представляет собой виртуальный аналог пражского кафе. Ведь пражские (венские, будапештские, парижские etc) кафе - это как раз то, чего не хватает в русской жизни. Кажется, самих "посадочных мест" (жуткое выражение) теперь уже достаточно. Но всё ещё нет традиции лёгкого и непринуждённого общения.


  Это чувствуется и в ЖЖ. Здесь есть журналы, подобные чему угодно - от казарм до оливковых рощ, в которых ученики внимают философам. Но когда люди хотят посидеть за чашкой кофе, они приходят в "Богемские манускрипты".

Их встречает ненавязчивая музыка, вроде песенки "Жизнь - это только случай", написанной во времена Первой республики и до сих пор повсеместно звучащей в десятках различных интерпретаций:

                                           Жизнь - это только случай,
                                             Иногда ты внизу, иногда - наверху,
                                             Жизнь течёт, как вода,
                                             А смерть - как море.
                                             Каждый однажды доплывёт к морю,
                                             Кто-то  - раньше, кто-то - позже,
                                             Но тот, кто  любит,
                                             Hе теряет в жизни надежды.

Идеальная песня для встреч в пражском кафе.



                

                          

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Непонятно, в качестве кого там собирается выступать просроченный Зеленский На днях новый секретарь СНБО Украины Александр Литвиненко, поставленный вместо уж слишком одиозного ...
Подробности под катом.. .... .... Медный таз для варенья (или эмалированный)  можно посмотреть по ссылке тут и рецепт старый и таз)) https://bufetum.livejournal.com/44715.html Важное замечание! Сиропа лучше приготовить в 1,5 раза больше чем по рецепту для того, чтобы ...
"Новососы", у которых находится в плену сей гражданин, несомненно умилятся вежливости обращения и тут же отпустят гражданина Плацинского домой. Как же не помочь таким милым людям Автор обращения, между прочим, "психолог-консультант"... ...
Друзья! Попробуем создать и издать книгу „Коты“ Они того заслуживают. Название может обсуждаться. От каждого поэта или прозаика, стих, рассказ, сказка, эссе... Каждое произведение будет предваряться иллюстрацией. Разумеется с котами. ...
Медвежонок Винни и его друзья / Winnie the Pooh [2011] Год выхода: 2011 Жанр кинокартины: семейный, мультфильм Режиссеры: Стивен Дж. Андерсон, Дон Холл Страна: США Актеры: Кристен Андерсон-Лопес, Трэвис Оутс, Джек Болтер, Джим Каммингс, Крэйг ...