(Ч172) Мечтатели о "мобилизационной экономике" жаждут чужих страданий
ifc — 12.01.2023К вопросу о благих намерениях.
Позавчера уважаемый камрад Иван crimsonalter опубликовал обширный текст о том, какие угрозы просвистели в 2022 году у самого виска нашей мордорской цивилизации.
Процитирую ключевой фрагмент.
В 2022 году произошло два события, вероятность которых по большому счёту была призрачной. А чтобы они произошли ВМЕСТЕ, требовалось какое-то невероятное стечение обстоятельств, планов и ошибок.
Было очень трудно представить набор (очевидно ошибочных) действий западной стороны, который бы убедил российский бизнес в том, что западные государства - ещё опаснее, ещё бесчестнее и ненавидят его ещё сильнее, чем родное, кондовое, ещё хранящее в ящике стола пионерский галстук, берёзово-осиновое государство. Переубедить коллективного российского бизнесмена и заставить его опасаться Запада (а ещё как следует его возненавидеть за унижение и кидок на бабки) - это титанический труд, и с этой титанической задачей справились (за нас) в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе. Российское государство особо не изменилось, но на его фоне "коллективный Лондон" смотрится сейчас прямо очень плохо. И это - не временное явление.
Это было (как намекнул Белоусов) временным явлением в июне - тогда многим ещё казалось, что западники "впали в раж" и это "временный эксцесс", а вот к декабрю, как раз к разговору Белоусова с РСПП, на котором был сформулирован тот самый "акцентированный запрос" на тему вложений (и защиты этих вложений) в Россию - как раз произошло тотальное просветление. У нас в инфополе (потому что журналисты, которые почти без исключения являются в душе "Овсянниковой с Первого канала", судят по себе) принято считать, что большой (не говоря уже о среднем) бизнесе - это люди, в которых низкопоклонство перед Западом является доминирующей чертой личности и неистребимо в принципе, мол, они всё равно будут лизать какой-нибудь иностранный сапог. Повторюсь: судят по себе, а также по своим коллегам по разуму из креативной (и местами - чиновничьей и гуманитарно-академической) тусовки. Но российский бизнес (особенно тот, который успел не раз посмотреть смерти в лицо и в 90-х, и в начале нулевых) - это по психопрофилю далеко не солист группы Литтл Биг, и не Макаревич*, и не Иван Ургант... это, скорее, коллекция вариаций на тему Тони Сопрано и Уолтера Уайта. Таких людей не рекомендуется унижать и кидать на деньги. Любой, кто с ними работал, может подтвердить. Так сложились обстоятельства, что эти люди теперь связали (не 100%, но по оценке профессионального разведчика Путина - большинство) свою жизнь и будущее с Россией, а также успели довольно быстро и наглядно проявить свою полезность в очень трудной ситуации.
Также было очень трудно представить, что тот сегмент элиты, для которого силовое воздействие на окружающую реальность, интриги, получение информации и решение "нерешаемых конвенциональными методами задач" являются "визитной карточкой" ... выступит в ключевой момент настолько сильно хуже ожиданий (повторюсь: не имеет значения, оправданных или нет, реалистичных или нет, важно, что они были), подорвав тем самым шансы на то что их мнения и желания по поводу радикальных изменений других секторов и "тем" будут восприняты серьёзно.
На фоне этих двух, по-настоящему тектонических, сдвигов в российской элитной реальности, мы все с вами за 2022 год избежали двух катастроф, они буквально просвистели как пули у нашего коллективного виска:
1. В марте и апреле-июне мы могли оказаться в ситуации гиперинфляции, полупустых полок, умершей логистики и частично остановленной экономики, с тотальной безработицей и возрастающей хаотизацией общества.
2. В сентябре-октябре мимо нас просвистела пуля "мобилизационной экономики", которая (по оценке очень системного, очень сдержанного, и отнюдь не дружественного "сислибам", наследника советской академической аристократии) означала бы "страдания десятков миллионов людей", как минимум на 10-15 лет.
Парадоксальным образом, сумма произошедшего может оказать России невероятную услугу: наша экономика, если перестать её бить по голове кирзовым сапогом и обескровливать вывозом капитала, сможет очень и очень многое, независимо от мировой конъюнктуры.
Самые важные и тектонические события в новейшей российской истории происходили сравнительно буднично и незаметно для широкого обывателя. Никто не выпускал пресс-релизы и не орал на ток-шоу про формирование того самого "нового консенсуса элит в 2000-е", который, по оценке Белоусова (и не только его оценке), позволил радикально изменить и спасти страну. Рискну предположить, что мы сейчас не видим, конечно, формирование именно консенсуса, но видим конфигурацию, которая ещё не сформировалась до конца, но которая (если её не поломают в ближайшие месяцы, а пробовать 100% будут) сможет дать стране невероятный импульс развития, в очень широком диапазоне: от науки до фондового рынка.
Привёл я эту цитату потому, что она имеет самое прямое отношение к человекостроению. Ведь о необходимости "мобилизационной экономики" - от которой любимый Мордор увернулся благодаря откровенно слабому выступлению коллективных силовиков - верещали пациенты, коих тот же Иван исчерпывающе описал в своём тексте двумя вот такими пассажами:
...После того как страна чуть-чуть пришла в себя от шока, в элите началось брожение на тему того, каким образом страна должна жить в будущем, как развиваться/выживать под санкциями и вообще обострилась (проклятая) дискуссия про "образ будущего". Летом 2022 Белоусов на полях ПМЭФ даёт интервью замглавреду ТАСС, которая производит впечатление (я не знаю что там внутри, я про личное впечатление) человека, жаждущего "мобилизационной экономики". У нас вообще медийная братия в среднем мечтает о стране-концлагере, в котором у медийщиков будет привилегированная пайка с двумя порциями баланды в день, а также возможность выпускать лагерную стенгазету и чувствовать себя крутыми на фоне остальных сограждан, занятых на лесоповале - учитывайте это, когда читаете СМИ.
<...>
Когда вам говорят про "мобилизационную экономику" и прочее "что угодно, но только чтобы была ПОБЕДА, любой ценой", то нужно учитывать, что за всеми разговорами о социальной мобильности, эффективности, "кадровых чистках", "борьбе с олигархами" и прочими пропагандистскими манипуляциями, по большому счёту скрывается только одно: страдания миллионов людей. Не зря сам Белоусов (впрочем, как и многие сторонники "мобилизационной экономики") в качестве примера приводят 30-е годы СССР.
Самый информированный, самый влиятельный, самый близкий к президенту экономист (который очень много сделал для России) говорит прямым текстом: мобилизационная экономика - это СТРАДАНИЯ миллионов людей и по-другому НЕ БЫВАЕТ. Это он говорит про ВАШИ страдания. Про страдания ВАШИХ детей. Про страдания ВАШИХ близких. Вот, что предполагает, столь чаемая частью элиты и медийной шушеры, "мобилизационная экономика".
Обращаю внимание на то, что интервьюерка вообще не обратила внимание на слова про "страдания" – предполагаю (я не знаю, что там внутри, я про личное впечатление), что она (как и все медийщики такого уровня, независимо от места работы) инстинктивно уверена в том, что она-то точно среди миллионов страдающих не окажется. Вспомнили фразу про стенгазету в трудовом лагере? Вот это оно. Им "эффективность" подавай. И двойную пайку. А Белоусов указывает на то, что "за нами жизнь более 145 миллионов человек": желание сберечь россиян - это маркер вменяемой части элиты, независимо от того какие убеждения (и расхождения в этих убеждениях) у них есть по всем остальным вопросам жизни, политики или экономики.
Почему так выходит, что мечтатели о "мобилизационной экономике" (у которых лапки, как у кота с картинки выше, но они не против, чтобы такую экономику строили другие) по факту обычно жаждут чужих страданий? Этой теме и посвящён сегодняшний свежий пост на тему человекостроениа.
* - внесён в список иностранных агентов Минюстом РФ