Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

топ 100 блогов galik_12312.12.2023
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

До 70-х годов прошлого века угол Малого Знаменского и Колымажного переулков выглядел совсем неприглядно. Сейчас же церковный комплекс на углу является активной доминантой перекрёстка и смотрится очень достойно. Прежний облик церкви Антипия, епископа Пергамского на Колымажном дворе (современный адрес Колымажный переулок, дом №8/4А) восстанавливал в 1970-е годы архитектор-реставратор Лев Артурович Давид, последняя реставрация проходила уже в этом веке. Давно хотелось посмотреть, как же отреставрировали церковь Антипия снаружи и внутри. Так и не дождавшись хорошей погоды для съёмки, воспользуюсь тем, что имеем (так получилось, что снимали несколько раз и в разное время суток)...

Итак, здесь был когда-то Колымажный двор - хранилище царских экипажей. В 1890-х годах все его постройки снесли для строительства Музея изящных искусств. Письменных источников о дате и обстоятельствах возведения церкви, об именах зодчих не сохранилось. В 2021 году специалист по древнерусской архитектуре, доктор искусствоведения А.Л. Баталов сделал вывод, что нижняя часть церкви Антипия может быть отнесена к рубежу 1540-1550-х годов, верхняя же, вероятно, не выходит за пределы 1550-х годов. Строительная история церкви в XVII веке документально не зафиксирована. При этом сформировавшийся к концу XVIII века и сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс отличается согласованностью всех объёмов, а внешнее оформление каждого объёма несёт черты индивидуальности.
1.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Церковь Антипия, епископа Пергамского на Колымажном дворе. Вид со двора комплекса "Мусейон"

 В церкви Антипия многое необычно, начиная с посвящения священномученику Антипию, ученику Иоанна Богослова. Объединяют все объёмы вертикали - колокольня, завершения храма и северного придела. Из двора Мусейона видно, что архитектурный комплекс состоит из трёх частей. Самая старая часть посередине - белая, её алтарная часть решена в виде двух разновеликих апсид.
2.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации


Северный придел и колокольня с притвором расположены по красным линиям пересекающихся улиц. Кубический объём придела Иоанна Предтечи увенчан мощным антаблементом и завершён куполом с люкарнами по центрам фасада. Полукруглая апсида понижена, как и притвор, охвативший с запада древнее ядро церкви. Уличный фасад придела оформлен пилястровым портиком.
3.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации


Главный храм выделяется редким для XVI века решением алтарной части в виде двух разновеликих апсид. Пилястры делят стены четверика на три прясла. Средние членения немного выдвинуты вперёд, что придаёт четверику слабо выраженную крестообразность. В северной, большего размера, апсиде размещается основной престол священномученика Антипы, епископа Пергамского, в малой южной, увенчанной глухой главкой, устроен придел святого преподобного Григория Декаполита. Прясла четверика завершаются килевидными кокошниками, за которыми возвышается второй ряд с центральным, поставленным фронтально, кокошником и диагональными боковыми. Основание барабана оформляют два ряда поставленных вперебежку плоских кокошников. Световой барабан увенчан шлемовидной главой. Асимметрию композиции с западной стороны усиливает звонница. Стены традиционно белые.

Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Вид с востока

Храм принадлежит к ряду памятников, в которых ощущается влияние итальянских мастеров, о чём свидетельствует алевизовский кирпич, из которого сложено здание. В архитектуру храма введены ордерные элементы, причём капители и базы пилястр имеют строгий аттический профиль. Вытянутость пропорций четверика, отсутствие под кокошниками карниза или тяги в известной степени напоминают приёмы оформления церкви Вознесения в Коломенском. Завершение апсид, обработка порталов вызывают прямые ассоциации с архитектурным декором Георгиевского храма-колокольни в Коломенском и малых порталов Архангельского собора в Кремле.

Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
План нижней и верхней церкви

Изящная колокольня выставлена по оси древнего храма, вероятно, на месте крыльца XVI века. Её кубический нижний ярус оформлен с использованием мотива триумфальной арки, он служит постаментом для яруса звона цилиндрической формы, увенчанного куполом с люкарнами и небольшой главкой.
4.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Колокольня поставлена, по-видимому по оси древнего храма на месте крыльца XVI века. В XIX веке к ней была пристроена с юга открытая лестница, ведущая в притвор. Придел в честь Рождества Иоанна Предтечи пристроен в 1798 году с северной стороны - это последний большой строительный период в истории строительства храма. Пристройка выделена цветом. Что ж, давайте, по лестнице поднимемся в храм.
5.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации


Лестница ведёт в квадратный тамбур при входе в западный притвор. В тамбуре находится вход на внутреннюю лестницу, ведущую к звону.
6.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации


Через такой необычный вход в храм мы попадаем в притвор.
7.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Если глянуть вниз, то увидим уже ставшее многими любимым местом встреч - кафе-трапезную Антипа.
8.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Притвор объединяет все три части храма.
9.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Внутренний вид притвора со стороны Колымажного переулка

10.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Из притвора можно войти в придел Иоанна Предтечи, в главный придел Антипия, или пройти в Никольский придел.
11.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Вход из притвора в придел Рождества Иоанна Предтечи

12.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Мозаика с изображением Сергия Радонежского

Сначала зайдём в главный придел - это самая старая часть храма, сохранившаяся с третьей четверти XVI века. В оформлении обоих ярусов четверика главную роль играли уцелевшие до настоящего времени пилястры, как бы отвечающие пилястрам на фасаде. Дубовый пол в XVI и XVII веках заменили на керамическую плитку. Новый пол мозаичный, выполнен в византийском стиле. В этом приделе росписи стен нет - интерьер лаконичный. Реставрация проходила с 2005-го по 2015 год.
13.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Иконостас церкви Антипия. Интерьер основного объема церкви

Через открытые двери видны Никольский придел и притвор.
14.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

А это придел Рождества Иоанна Предтечи; свод и ниши этого придела украшены современной росписью по мотивам той, что была раньше.
15.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Придел Рождества Иоанна Предтечи

16.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Теперь пройдём в Никольский придел.
17.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Общая компоновка Никольского придела, форма апсиды связаны с традициями барокко, как и его наружный декор.
18.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Придел Николая Чудотворца

Очень интересно и качественно решены интерьеры всего храмового комплекса при реставрации. Роспись стен выполнена в 2019 году, авторы росписей молодые художники: Дмитрий Алексеев и Антон Дайнеко. Иконостасы тоже все новые.
19.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Никольский придел

20.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Никольский придел - деревянная галерея, чугунная лестница, роспись сводов

21.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Святитель Николай, роспись свода

В XIX веке потолок Екатерининского придела разбирают, при алтаре Николая Чудотворца строят круговую галерею на колоннах так, что придел кажется расположенным на хорах. Чугунная витая лестница ведёт в Екатерининский придел. Рядом с Екатерининским приделом расположен зал-крестильня.
22.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Южные приделы - Никольский наверху и в честь святой Екатерины внизу.

23.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Успение Пресвятой Богородицы, роспись западной стороны свода придела Николая Чудотворца

24.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Крещение Господне, роспись северной стены придела Екатерины Великомученицы

25.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Иконостас придела Николая Чудотворца

26.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Чугунную лестницу отливали в Подмосковье.
27.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

28.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Все архитектурные элементы интерьера восстановлены с максимальной аккуратностью.
29.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

30.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

31.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

В XIX веке потолок Екатерининского придела разбирают, при алтаре Николая Чудотворца строят круговую галерею на колоннах так, что придел кажется расположенным на хорах.
32.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Интерьер придела Екатерины Великомученицы

33.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Царские врата иконостаса придела Екатерины Великомученицы

34.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
Иоаким и Анна, образ в интерьере придела Екатерины Великомученицы

Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы. Только вот неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова, который был жестоко казнен по приказу императора Нерона. Согласно житию, Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Христиане с честью похоронили мученика в Пергаме (руины античного Пергама сейчас находятся на территории Турции, на окраине города Бергам) и вскоре его гробница стала источником чудес и исцелений от болезней духовных и телесных, особенно от зубной боли.
35.
Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации

Источники информации: russianold.ru , "Памятники архитектуры Москвы. Белый город". -Москва, изд-во "Искусство", 1989

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
. Украина опять замерзает " /> . Седьмой год ближе к осени со стороны РФ начинаются сладострастные завывания о том, как же все таки несчастная Украина замерзает, или , на крайний случай, уже совсем скоро замерзнет. Так то бы наплевать, что творится где то, когда дома ...
Онлайн трансляции столкновений на Украине: сообщения из соц. сетей, новости официальных СМИ, фото и видео с места событий, заявления украинских и иностранных ...
Я, от своего имени, приношу извинения за действия одного из смотрителей  http://world-of-tanks.livejournal.com , который раздавал перманентные баны за посты в этом сообществе.  Конечно же, это совершеннейший маразм. Каждое сообщество суверенно и вправе ...
Фотки со свадьбы Джареда с сайта фотографа - наконец-то в хорошем качестве))) Здесь есть все - и всеобщие рыдания, и безумные танцы, и Джаред... ну собственно Джаред, ага, и флаффно-щасливые брачующиеся до и после))) Весь комплект здесь ...
Приветствую многоуважаемое сообщество, кладезь женской мудрости и хорошего настроения! Поскольку среда - это маленькая пятница, то решила написать сегодня. Муж во власти предрассудков не дал мне ничего купить ребенку, тут я провожу эксперимент насколько мой муж умеет отвечать за базар ...