Церковь Антипия на Колымажном дворе. Результаты реставрации
galik_123 — 12.12.2023До 70-х годов прошлого века угол Малого Знаменского и Колымажного переулков выглядел совсем неприглядно. Сейчас же церковный комплекс на углу является активной доминантой перекрёстка и смотрится очень достойно. Прежний облик церкви Антипия, епископа Пергамского на Колымажном дворе (современный адрес Колымажный переулок, дом №8/4А) восстанавливал в 1970-е годы архитектор-реставратор Лев Артурович Давид, последняя реставрация проходила уже в этом веке. Давно хотелось посмотреть, как же отреставрировали церковь Антипия снаружи и внутри. Так и не дождавшись хорошей погоды для съёмки, воспользуюсь тем, что имеем (так получилось, что снимали несколько раз и в разное время суток)...
Итак, здесь был когда-то Колымажный двор - хранилище царских экипажей. В 1890-х годах все его постройки снесли для строительства Музея изящных искусств. Письменных источников о дате и обстоятельствах возведения церкви, об именах зодчих не сохранилось. В 2021 году специалист по древнерусской архитектуре, доктор искусствоведения А.Л. Баталов сделал вывод, что нижняя часть церкви Антипия может быть отнесена к рубежу 1540-1550-х годов, верхняя же, вероятно, не выходит за пределы 1550-х годов. Строительная история церкви в XVII веке документально не зафиксирована. При этом сформировавшийся к концу XVIII века и сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс отличается согласованностью всех объёмов, а внешнее оформление каждого объёма несёт черты индивидуальности.
В церкви Антипия многое необычно, начиная с посвящения священномученику Антипию, ученику Иоанна Богослова. Объединяют все объёмы вертикали - колокольня, завершения храма и северного придела. Из двора Мусейона видно, что архитектурный комплекс состоит из трёх частей. Самая старая часть посередине - белая, её алтарная часть решена в виде двух разновеликих апсид.
Северный придел и колокольня с притвором расположены по красным линиям пересекающихся улиц. Кубический объём придела Иоанна Предтечи увенчан мощным антаблементом и завершён куполом с люкарнами по центрам фасада. Полукруглая апсида понижена, как и притвор, охвативший с запада древнее ядро церкви. Уличный фасад придела оформлен пилястровым портиком.
3.
Главный храм выделяется редким для XVI века решением алтарной части в виде двух разновеликих апсид. Пилястры делят стены четверика на три прясла. Средние членения немного выдвинуты вперёд, что придаёт четверику слабо выраженную крестообразность. В северной, большего размера, апсиде размещается основной престол священномученика Антипы, епископа Пергамского, в малой южной, увенчанной глухой главкой, устроен придел святого преподобного Григория Декаполита. Прясла четверика завершаются килевидными кокошниками, за которыми возвышается второй ряд с центральным, поставленным фронтально, кокошником и диагональными боковыми. Основание барабана оформляют два ряда поставленных вперебежку плоских кокошников. Световой барабан увенчан шлемовидной главой. Асимметрию композиции с западной стороны усиливает звонница. Стены традиционно белые.
Вид с востока
Храм принадлежит к ряду памятников, в которых ощущается влияние итальянских мастеров, о чём свидетельствует алевизовский кирпич, из которого сложено здание. В архитектуру храма введены ордерные элементы, причём капители и базы пилястр имеют строгий аттический профиль. Вытянутость пропорций четверика, отсутствие под кокошниками карниза или тяги в известной степени напоминают приёмы оформления церкви Вознесения в Коломенском. Завершение апсид, обработка порталов вызывают прямые ассоциации с архитектурным декором Георгиевского храма-колокольни в Коломенском и малых порталов Архангельского собора в Кремле.
План нижней и верхней церкви
Изящная колокольня выставлена по оси древнего храма, вероятно, на месте крыльца XVI века. Её кубический нижний ярус оформлен с использованием мотива триумфальной арки, он служит постаментом для яруса звона цилиндрической формы, увенчанного куполом с люкарнами и небольшой главкой.
4.
Колокольня поставлена, по-видимому по оси древнего храма на месте крыльца XVI века. В XIX веке к ней была пристроена с юга открытая лестница, ведущая в притвор. Придел в честь Рождества Иоанна Предтечи пристроен в 1798 году с северной стороны - это последний большой строительный период в истории строительства храма. Пристройка выделена цветом. Что ж, давайте, по лестнице поднимемся в храм.
Лестница ведёт в квадратный тамбур при входе в западный притвор. В тамбуре находится вход на внутреннюю лестницу, ведущую к звону.
6.
Через такой необычный вход в храм мы попадаем в притвор.
7.
Если глянуть вниз, то увидим уже ставшее многими любимым местом встреч - кафе-трапезную Антипа.
8.
Притвор объединяет все три части храма.
9.
Внутренний вид притвора со стороны Колымажного переулка
10.
Из притвора можно войти в придел Иоанна Предтечи, в главный придел Антипия, или пройти в Никольский придел.
11.
Вход из притвора в придел Рождества Иоанна Предтечи
12.
Мозаика с изображением Сергия Радонежского
Сначала зайдём в главный придел - это самая старая часть храма, сохранившаяся с третьей четверти XVI века. В оформлении обоих ярусов четверика главную роль играли уцелевшие до настоящего времени пилястры, как бы отвечающие пилястрам на фасаде. Дубовый пол в XVI и XVII веках заменили на керамическую плитку. Новый пол мозаичный, выполнен в византийском стиле. В этом приделе росписи стен нет - интерьер лаконичный. Реставрация проходила с 2005-го по 2015 год.
13.
Иконостас церкви Антипия. Интерьер основного объема церкви
Через открытые двери видны Никольский придел и притвор.
14.
А это придел Рождества Иоанна Предтечи; свод и ниши этого придела украшены современной росписью по мотивам той, что была раньше.
15.
Придел Рождества Иоанна Предтечи
16.
Теперь пройдём в Никольский придел.
17.
Общая компоновка Никольского придела, форма апсиды связаны с традициями барокко, как и его наружный декор.
18.
Придел Николая Чудотворца
Очень интересно и качественно решены интерьеры всего храмового комплекса при реставрации. Роспись стен выполнена в 2019 году, авторы росписей молодые художники: Дмитрий Алексеев и Антон Дайнеко. Иконостасы тоже все новые.
19.
Никольский придел
20.
Никольский придел - деревянная галерея, чугунная лестница, роспись сводов
21.
Святитель Николай, роспись свода
В XIX веке потолок Екатерининского придела разбирают, при алтаре Николая Чудотворца строят круговую галерею на колоннах так, что придел кажется расположенным на хорах. Чугунная витая лестница ведёт в Екатерининский придел. Рядом с Екатерининским приделом расположен зал-крестильня.
22.
Южные приделы - Никольский наверху и в честь святой Екатерины внизу.
23.
Успение Пресвятой Богородицы, роспись западной стороны свода придела Николая Чудотворца
24.
Крещение Господне, роспись северной стены придела Екатерины Великомученицы
25.
Иконостас придела Николая Чудотворца
26.
Чугунную лестницу отливали в Подмосковье.
27.
28.
Все архитектурные элементы интерьера восстановлены с максимальной аккуратностью.
29.
30.
31.
В XIX веке потолок Екатерининского придела разбирают, при алтаре Николая Чудотворца строят круговую галерею на колоннах так, что придел кажется расположенным на хорах.
32.
Интерьер придела Екатерины Великомученицы
33.
Царские врата иконостаса придела Екатерины Великомученицы
34.
Иоаким и Анна, образ в интерьере придела Екатерины Великомученицы
Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы. Только вот неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова, который был жестоко казнен по приказу императора Нерона. Согласно житию, Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Христиане с честью похоронили мученика в Пергаме (руины античного Пергама сейчас находятся на территории Турции, на окраине города Бергам) и вскоре его гробница стала источником чудес и исцелений от болезней духовных и телесных, особенно от зубной боли.
35.
Источники информации: russianold.ru , "Памятники архитектуры Москвы. Белый город". -Москва, изд-во "Искусство", 1989
|
</> |