"Цельнометаллическая оболочка", или фильм-легенда
wetfield — 27.11.2023Удивительно ли, что фильм столь знаменитый я впервые посмотрела только пару дней назад? Да не особенно: я не очень люблю фильмы о войне, тем более о жестокостях в военной учебке. Ну не моя тема)) Однако многочисленные шутки про сержанта Хартмана, и крылатые фразы оттуда типа «Это винтовка, а это мой хер: это для боя, а это для удовольствия» сподобили меня однажды изменить своим принципам, и всё-таки освоить это знаменитое творение Стэнли Кубрика 1987 года.
Что сказать-то? Я не пожалела, хотя фильм очень американский — как в хорошем, так и в плохом смысле этого слова. Моё мнение — под катом.
Первое — сержант Хартман бесподобен. Я начинаю понимать, почему та самая безобразная муштра и унижения, которым он подвергает домашних мальчиков-новобранцев так нравятся публике. Его задача — отправить их выполнять боевые задачи на самую настоящую войну во Вьетнам, и где-то чуть больше, чем за месяц ( уточнение: всё же 8 недель) на базе морской пехоте Пэррис Айленд в Южной Каролине сделать из них опытных бойцов и безжалостных убийц. А значит — психику их придётся безбожно поломать, что Хартман щедро и делает. Он унижает ребят, называя их «девчонки», даёт дурацкие прозвища: главному герою — Джокер ( У нас в переводе — «Шутник», но по сути 0 шут), а одному из новобранцев, Леонарду Лоуренсу — «Гомер Пайл» ( вообще — это тупой герой какого-то америанского телешоу, а у нас Гоблин перевёл это как «рядовой Куча». Почему «Куча», я не знаю: так Pyle не переводится).
Разумеется, выкрики Хартмана тут же расхватали на цитаты: больше половины из них приводить нельзя по причине их крайней матерности. А вторую половину явно придумали сильно-сильно раньше движения BLM : «У меня здесь нет расовой дискриминации. Мне насрать на черножопых, на жидов, на макаронников и на латиносов. Вы все здесь — одинаково никчёмны.»
Однако же у Хартмана есть своя вера: например, он верит, что его страна несёт мир во всём мире: «Да будет так до тех пор пока Америка не победит и не останется больше врагов и не установится мир на Земле!» Потому я и говорю, что фильм очень, очень американский. И ещё — «Если твой инстинкт слаб и заглушен, ты начнешь колебаться в момент истины. Тогда ты не убьёшь… тогда ты станешь мёртвым морским пехотинцем и окажешься по ноздри в говне.» — и тут же понимаешь, что у Хартмана цель воспитать ребят так, чтобы они выжили, способы только отвратительные.
Первая его часть, где парни в учебке — типична: Хартман подвергает новобранцев всевозможным унижениям, им — деваться некуда. Рядового Кучу он особенно третирует, надеясь его сломать морально. И ломает его не тот факт, что его мучает Хартман ( он там всех мучает), сколько тот факт, что из-за Кучи достаётся всему взводу: он не закрыл рундук на замок, он припрятал пончик, и всё отделение вынуждено отжиматься, пока он этот пончик ест. В результате ночью ребята избивают Кучу: изобретательно натянув на него одеяло, и замотав куски мыла в полотенца. И вот это ломает его окончательно: Куча рыдает — и потом, конечно, срывается. Сначала учится отменно стрелять, потом получает распределение в пехоту, а ночью прячется с винтовкой в туалете, на вопрос Джокера начинает шуметь — и на шум прибегает Хартман. Которого этот самый Куча с радостью застрелил, после чего сел на унитаз и выстрелил себе в рот.
Почему я и говорю опять же, что фильм — американский: у нас солдат застрелился бы сам, в Америке — должен непременно убить мучителя. Другой менталитет, что тут скажешь.
Между прочим, толстяк рядовой Куча — вынужден был стать толстяком ради роли. Кажется, что у актёра Винсента Д'Онофрио ( Кучи) всегда было такое телосложение, но это не так. До "Цельнометаллической оболочки" он был весьма стройным молодым человеком, и к фильму ему пришлось набрать около 30 килограмм. На тот момент это был абсолютный рекорд по трансформации тела для роли. Лишний вес стал для Винсента большой проблемой: во время съемок полосы препятствий Винсент из-за лишнего веса порвал связки на колене.
Примечательно, что Хартман ( Ли Эрми) сыграл практически самого себя же. Потому что первоначально на роль озлобленного инструктора в тренировочном лагере был выбран актёр Тим Колчери. Для придания его образу достоверности был нанят Эрми, который сам когда-то служил в армии, был инструктором и знал обо всех тонкостях этой должности не понаслышке. Видя, как Колчери выдыхается уже через 30 минут криков, Эрми предложил Кубрику свои услуги не как консультанта, но актёра. Тем более что опыт съёмок в подобных ролях у него уже имелся: в 1979-ом году он сыграл в роль инструктора Лойса в другом «вьетнамском» фильме – драме «Парни из роты С». Кубрик посмотрел тот фильм и заменил Колчери на Эрми, которого назвал гением. И не ошибся.
На мой взгляд, Хартман абсолютно затмил главного героя Джокера-Шутника — 26-летнего Мэтью Модайна. И он был выбран на свою роль не сразу: эту роль предлагали исполнить Энтони Майклу Холлу, известному по фильму «Клуб “Завтрак”». Он провёл 8 месяцев, готовясь к роли, но в итоге из проекта выбыл. Говорят, нетерпимый Стенли Кубрик избавился от пылкого юнца из-за критики в адрес своего перфекционизма в режиссуре.
Другим кандидатом на роль Шутника был Брюс Уиллис, однако от предложения Кубрика Брюс отказался. И на мой взгляд, Мэтью Модайн сыграл прекрасно.
Женских образов в фильме нет, не считая вьетнамских проституток. Но даже и они играют эпизодические роли, приставая к солдатам-американцам: «За 15 долларов я сосать-сосать, делать тебе хорошо»))
А теперь — почему это в плохом смысле американский фильм. Нет, вовсе не потому, что восхваляет Америку, или несёт в себе хоровое исполнение солдатами песни «Микки Маус — наш герой». Это естественно, это патриотизм, фильм про армию и этого от него как-то ждёшь.
Здесь дело — во второй части фильма, где герои уже воюют во Вьетнаме. И вот они оказываются в сложной ситуации: город Хюэ, который они захватили у вьетконговцев, и по ним палит снайпер. Что сделают наши солдаты? Попытаются найти и обезвредить снайпера ( как потом оказалось — снайпершу), потому что помощи ждать неоткуда. Что делают эти американцы? Вызывают танки — которые к ним не приезжают. И ребята потерялись: двоих из них подстрелили, третий отдаёт команду отступать, один из них — пулемётчик по кличке Зверюга ( или Животное) не слушается и бежит в сторону пулемётчика, и — оказывается жив. Остальные бегут за ним, и друг Джокера, Ковбой, погибает. Это та же американская беспомощность, так хорошо нам известная по фильму «Остаться в живых»: вот выкинуло на берег необитаемого острова самолёт, и эти американцы сидят и ждут, пока их спасут. «Хелп ми, хелп ми» — и всё. И даже не идут искать воду и еду, что сделает любой русский в подобной ситуации. Сидят и ждут, и всё. Как это отличается от героического героя Рэмбо! Но Рэмбо — спецназовец, а эти морские пехотинцы, сколько бы не кричали об убийствах, и в подмётки ему не годятся.
Так что — фильм забавен, но я бы не сказала, что остросоциален. И «ужасы войны» остаются ужасами потому, что герои себя ужасно ведут. Получается, вся хартмановская муштра рассыпалась в пух и прах... Как же с такими замашками установишь мир на Земле?