"Царь Эдип" Софокла в театре им. Вахтангова, реж. Римас Туминас

Спектакль поставил Римас Туминас — с 2007 года художественный руководитель Московского театра имени Евгения Вахтангова.

Я очень люблю театр, но, к сожалению, в последние годы в театре бываю редко, поэтому выбираю только те спектакли, когда уверена — это посмотреть нужно непременно. О некоторых их них я писала, все они не обманули моих ожиданий, но настоящим потрясением стали только два: "Несравненная" Романа Виктюка и "Царь Эдип" Римаса Туминаса.
Попробую рассказать о своих впечатлениях.
На сцене огромных размеров металлический каток, как станет ясно по ходу спектакля – олицетворение "катка судьбы".
Первые секунды спектакля. Две счастливые и беззаботные девочки, танцуют и шалят, но "каток судьбы" за их спиной, от рока не уйти.

Вот последние минуты спектакля: трагедия свершилась.

Царь Эдип, не на котурнах, не в хитоне, а в современном белом костюме. Впрочем, хитоны будут. Режиссер нарочито смешивает стили в одежде – древнегреческие хитоны с современными пиджаками, поскольку эта история вне времени.

Отец Эдипа, царь Лай, испугавшись предсказания о том, что его сын от Иокасты будет его убийцей, решил избавиться от ребёнка. Однако человек, которому было приказано убить младенца, пожалел его и отдал пастуху из Коринфа. Мальчик был усыновлён коринфским царём Полибом. Повзрослевший Эдип, узнав о пророчестве, которое говорит, что он убьет родного отца и женится на матери, решает покинуть своих приёмных родителей в надежде избежать злой участи. У самого города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убивает сидевшего в колеснице старика и троих из четырёх его спутников. Старик, сидевший в колеснице, был отцом Эдипа. Эдип, победив Сфинкса, становится правителем Фив и берёт в жёны вдову погибшего от рук разбойников царя Лая — Иокасту. Так сбывается пророчество.

Туминас поставил абсолютно современный спектакль, при этом ничуть не поступившись смыслами. И даже перенес в свою постановку хор, как это было в Древней Греции. Тогда его присутствие на сцене было обязательным, он представлял этакого "идеализированного зрителя", который выражал отношение народа к изображаемым событиям.

Премьера "Царя Эдипа" состоялась 9 июля 2016 года на сцене древнего Эпидавра в Афинах. С тех пор греческие актеры играют и на сцене театра имени Вахтангова в Москве, и в помещении театра Гешер в Израиле.
Только одно мне не понравилось — Виктор Добронравов в роли царя Эдипа. На мой взгляд, он никакой. А ведь это главная роль!
Царь Эдип герой, хотя и человек (признанные герои Олимпа - Боги). Трагедия Эдипа настолько непостижима, неумолима и беспощадна, что страшнее ее нет ничего на свете. Кровосмешение, отцеубийство, позор, изгнание, слепота, нищета. Но даже с таким грузом и в таком положении царь Эдип и конфликтующий с ним мир - равной величины и силы. Эдип до конца принимает решения сам, хотя уже понимает и ощущает жестокую руку судьбы. Когда он ослепнет, он научится читать знаки судьбы и видеть ее послания задолго до того, как они исполнятся, и об этом - последняя трагедия Софокла "Эдип в Колоне", написанная им незадолго перед смертью.
Увы, в исполнении Добронравова я этого не увидела.
Теперь хочу сказать, что я не случайно вспомнила в начале поста спектакль Виктюка, у этого режиссёра есть его артист — Дмитрий Бозин, у Римаса Туминаса такого артиста нет. На мой взгляд, конечно.
Но... Браво, Римас Туминас! Спасибо за великолепный спектакль, за настоящее потрясение ТЕАТРОМ, которое я испытала.
ПРИМЕЧАНИЕ: все фотографии из интернета, поскольку фотографировать в зале во время спектакля было запрещено.
|
</> |