цапля, шафран и письма в никуда

топ 100 блогов aeruphobia29.02.2024 три японских фильма - игровой и два анимационных.
все хорошие. все так или иначе отсылают к детским воспоминаниям и переживаниям.
как поживаете?

Любовное письмо
Love Letter
1995, режиссер Сюнджи Иваи

цапля, шафран и письма в никуда

японская девушка Хироко Ватанабе оплакивает жениха Ицуки Фуджи, трагически погибшего в горах. прошел год, и после церемонии поминовения она подвозит его мать домой. там за разговорами находит в школьном альбоме его прежний адрес в другом городе. узнав, что дом давно снесен, поддается порыву и отправляет туда письмо - краткое: здрасьте, Йцукенг Ицуки, как поживаете?
вроде в никуда, ну просто так захотелось.
к ее удивлению, получает ответ: да ничо, здрасьте, простуда, а так ничо. с приветом, Ицуки.
завязывается переписка, о которой девушка не знает что и думать. но продолжает писать и получать ответы.
а зрителю показывают адресата, и это чрезвычайно занятный момент, правда, сразу надо смотреть внимательно, а не отвлекаться на свои заботы, как я - пришлось немножко пересматривать.

фильм в свое время получил огромную популярность в Японии и за пределами, получил награды. и это понятно.
кино светлое, нежное, полное переживаний и воспоминаний.
эти японские школьницы в матросских платьях, эти снежные пейзажи, вечные теплые кофты и одеяла, простуды и снегопады, поездки и невстречи. интересны эти школьные манеры - одноклассницы кучками подбегают к мальчику и сообщают ему, что такая-то хочет с ним дружить, даже если она и не просила. а уж если попросила - то прячься, мальчик, тебе так просто не уйти. странно, когда на соревнованиях парнишку с забинтованной ногой сбивает с ног соперник, они оба падают и страдают от боли, а те же девочки радостно хохочут, показывая пальцем.
ну и некоторые странноватые моменты, путаницы в школе было бы легко избежать, но такова уж интрига.
тем не менее, фильм приятный и нагоняет этакую светлую грусть. по тем не таким уж давним временам, когда чувства ценились больше, чем отношения.
и чудесная актриса эта Михо Накаяма.


Ещё вчера / Капельки воспоминаний
Omohide poro poro
1991, режиссер Исао Такахата (Studio Ghibli)

цапля, шафран и письма в никуда

девушка Таэко берет десятидневный отпуск, но вместо комфортного отдыха или экзотического путешествия выбирает сельхозработы в отдаленном селении. там живет ее дальняя родня, там собирают шафран для производства красителей, и там все напоминает о детстве Таэко.
а еще там чудесные пейзажи - за них спасибо японской природе, художникам-мультипликаторам и еще труду людей, это специально подчеркивается в фильме, потому что он, как часто бывает в подобном кино (в т.ч. у Миядзаки) весьма заряжен экологически.
Таэко на вокзале встречает незнакомый ей парень, и она выражает желание немедленно, пока не начало палить солнце, начать работу на шафрановом поле. и боже, как это красиво - еще темное небо, золотые головки цветов и Таэко в старомодном чепчике :)
но не только про это фильм! важно: под грузом воспоминаний, легких и не очень, Таэко "взяла с собой" себя десятилетнюю - эти девчачьи секретики, насмешки одноклассниц, первый интерес мальчика из другого класса, разборки с родителями и сестрами, первый сценический опыт. вначале это может показаться ерундой, но постепенно становится понятно, как менялась и воспитывалась девочка в этой среде и какие болевые точки до сих пор дают о себе знать.
а ведь ей уже 27, у нее для токийской офисной работницы странное влечение к природе, и ей надо понимать, чем жить дальше.

чудное, негромкое и очень проникновенное кино о взрослении, о том, надо ли нести с собой все детские впечатления, и легко ли их отпустить.
и небольшая романтическая линия, до смешного напоминающая ту историю, случившуюся в детстве.
забавно, что совершенно японский по сюжету фильм содержит в саундтреке например венгерский фолк или перелицованную песню Бетт Мидлер. видимо, важно было показать, что планета и ее ценности во всем мире одинаковы по большому счету.


Мальчик и птица / Как поживаете?
Kimitachi wa Dou Ikiru ka
2023, режиссер Хаяо Миядзаки (Studio Ghibli)

цапля, шафран и письма в никуда

1943 год, вторая мировая, Токио. пожар в госпитале, где находилась мама мальчика Махито. его отец не смог предотвратить беды, как и сам Махито, побежавший за ним на место пожара чуть ли не босиком. и у него осталось чувство вины, откуда ему понимать, что он бы не смог ничего изменить?
спустя пару лет отец и сын переезжают в родную деревню матери - там их ждет уже беременная будущая жена отца, младшая сестра погибшей мамы мальчика. она уже готова стать матерью не только будущему ребенку, но и Махито. только вот ему, в силу разных обстоятельств, нелегко это принять. а тут еще какая-то наглая цапля то в окно стучится, то налетает на него в поместье, то разговаривает, имитируя крики о помощи.
надо ли удивляться, что мальчика ждет некий потусторонний мир со своими законами и странными обитателями - дружественными (мало) и враждебными (легион) - и что Махито отведена важная роль в судьбе этого мира? а также некие временные парадоксы, перевоплощения персонажей и не слишком понятный итог, в котором неясно чего больше - победы или поражения.

это снова обращение к детству - детству самого Миядзаки. отсюда множество уже не раз использованных триггеров и любимых мотивов, отсюда может возникнуть ощущение вторичности. но если посмотреть по-другому - это квинтэссенция всего творчества человека, который вполне может закончить свою карьеру данным фильмом.
а какие здесь отсылки, Остров мертвых сразу наповал бьет.
не буду врать, что прямо все в сюжете мне понятно, к тому же логика постоянно хромает, говорят "нельзя этого делать" и тут же делают, целеполагания все время сбиваются. но зато после фильма все время об этом думаешь - это же лучше, чем выйти из зала и через два дня не вспомнить, про что фильм.

увидев в начале, как цапля влезает в тесное окно, сразу поняла, что будет много смешных моментов. так оно и вышло.
но важного и серьезного - гораздо больше.
и конечно - опять ошеломляюще красивые пейзажи - природа, замки, башни.
а интерьеры - не могу сказать, что они совсем японские, потому что у меня было ощущение, что я в них жила.
это хорошее кино. неоднозначное и многоуровневое, не всегда понятное. но хорошее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какая символичная новость. Стерхи не полетели на Юг, а вернулись обратно в заповедник. INTERFAX.RU : "Стая серых журавлей из Белозерского федерального заказника, расположенного в Армизонском районе Тюменской области, отправилась на зимовку без ...
31 градус. ...
Круто. Дорого, ярко, многолюдно, однако С  историей как-то не заладилось у авторов сюжета. На стилягах монумент  Мухиной развалился, летопись остановилась, а на Олимпиаде - 80 вместе с ростом рождаемости  и вовсе закончилась... И мы вроде как всё так же живём в ...
Блогеры потешаются над тем, как представитель Госдепартамента США Джен Псаки вышла к журналистам в одном сапоге. А вместо этого стоило бы задуматься. Фигуры такого уровня ничего не делают просто так, тем более по случайной оплошности. Уж если Псаки оставила одну ногу необутой, это навер ...
Заметка указана sandra_nova . Многие комментаторы отметили, что авторский заголовок не вполне копирует первую строку первого советского букваря. Поэтому я вынес в заголовок точный текст этой строки. Хотя авторский замысел — указание на то, что приведенные обвинения в рабстве исх ...