люди, клоны, спасатели и переговорщики
aeruphobia — 22.02.2024 мое зимнее чтение - шесть книжек. от небольшой повести до длиннющего романа.все разные, все хорошие.
фантастика, детектив, дневник, семейная сага и мемуарно-бредовое нечто.
Весела Люцканова, Клонинги
в секретной лаборатории живут 100 одинаковых юношей. это клоны известного ученого, которого уже нет в живых. их предназначение - двигать науку в строго выверенном направлении, на благо горсточки людей, мечтающих о мировом господстве.
ребята уже взрослые, выучились, работают, их жизнь подчинена строгому распорядку. даже девушек (тоже клонированных - из биоматериала Мисс Вселенной) им предоставляют по расписанию.
но такие умные молодые люди рано или поздно начинают задумываться, кто они, почему они именно такие, и есть ли что-то за пределами их зоны обитания. как главный герой от первого лица, который решил проследить за одним из научных руководителей и кое-что новое узнал. а еще у него есть романтические отношения с девушкой, которой он не сразу верит - вдруг она послана следить за ним?
книг на эту тему написано немало, и казалось бы, что тут нового?
а вот что. книга разделена пополам. вторая часть написана от лица того самого ученого. его душа вмещает целый персональный ад - всепоглощающую любовь к жене, страдания от потерь, воспоминания о том, сколько людей он погубил. он ставил на них опыты в концлагере, он не ценил их жизнь - только то, что можно получить от ее использования в научных целях.
таким образом, мы видим сложившуюся ситуацию с двух сторон, но не оба рассказчика надежны. один знает маловато, другой уже не очень адекватен.
эта небольшая повесть когда-то печаталась в "Смене", и я решила ее перечитать. оказалось, что помню не так уж много. возможно, там была опубликована неполная или даже другая версия. но - впечатление это производит, особенно вторая часть. и есть что-то вроде эпилога, сводящего всю историю воедино.
Эдуард Веркин, Звездолет с перебитым крылом
не слишком длинная книжка из двух частей, на первый взгляд не связанных между собой.
но это не так.
1 часть. скучная провинция; подростки ищут, чего бы такого интересного натворить, но вариантов не так много. это в Москве интересно, там Олимпиада-80, а тут даже по телевизору еле-еле один канал показывает.
и вдруг они встречают странную парочку. девушка в потрепанном свитере и парень неопределенного возраста, оба худые и не по погоде одетые. от скуки местные решили за ними проследить, констатировали достаточно необычное поведение... а потом и познакомились.
совершенно не понимая, откуда такие странные личности, разрубающие консервную банку одним ударом ножа вместо того, чтоб открыть как положено, и поющие под гитару про билет на самолет с серебристым крылом. и создавая для объяснения самим себе разные легенды.
2 часть. примерно середина 21 века. троица друзей, студентов космической академии, проходит испытание для зачета. их соперники - тоже трое друзей, для первой тройки враги. с замороченным поведением и беспринципными поступками. и местность, в которой много чего произошло, и остался дирижабль, лежащий на земле как мертвый кит. эхо давних сражений.
не все книги Веркина мне сразу нравятся и быстро увлекают. но когда заходишь немного дальше, иногда непросто оторваться и бросить. его герои живут в странном мире, даже если в нем полно примет знакомых мест и времен, они непременно как-то перетасованы или искажены. говорят и действуют они порой необычно, но понимать их начинаешь очень быстро. собственно, говорят они иногда примерно так, как я, когда забываю нужное слово и вместо него употребляю вроде похожее по смыслу, но странное по контексту. так что - в итоге они мне как бы не чужды.
но это тоже не главное, хотя небанальный язык и стиль повествования мне всегда важен.
но и мотивация поступков, и выбор действия - все обычно близко и интересно.
и в этой книге происходят вещи такие, вроде не очень значимые сначала, а потом рвущие душу.
мне понравилось.
Мршавко Штапич (Артём Ляшенко), Плейлист волонтера
после сериала решила почитать, и не пожалела.
в книге гораздо более насыщенное подробностями описание поисков, которое могло бы наскучить, потому что зачастую истории похожи одна на другую. но чтобы этого не произошло, автор мастерски вписывает фоном свою личную жизнь, также во многом реальную. и вот тут понимаешь, что сериал очень точно нашел и стиль съемки, и основных актеров, в том числе главного.
Штапич рассказывает о себе в иронично-саркастичном ключе, вообще не щадит ни своего самолюбия, ни самооценки. и читая вот эти разнузданные откровенные рассказы, осознаешь, насколько в человеке причудливо переплетаются жизненный пофигизм и ответственность за обязательства по даже не работе - по хобби; наплевательство на свое здоровье и даже жизнь - и сочувствие к объектам поисков; цинизм к тем, кто сам вляпывается по глупости в неприятности и одержимое желание спасти тех, кто попал в беду по наивности или не по своей вине.
ну и кое-какие подробности методик поиска, закономерности, наблюдения весьма полезны.
отлично показаны психологические особенности этого странного племени - людей, не щадящих себя, подсевших на поиск как на наркотики, впрочем, порой сочетающих то и другое, влачащих совсем не простые жизни, имеющих совсем не простые отношения друг с другом.
желательно понимать, что тексты не просто откровенные - тут и лексика любая, и цинизм порой зашкаливает.
но читается легко и увлекательно.
Майкл Омер, Гибельное влияние
когда-то трое детей были единственными спасшимися при гибели целой секты.
они выросли, живут своей жизнью. но у одной из них похищают сына, и она обращается к второй, ставшей криминалистом-переговорщиком. тут же оказывается, что третий - повзрослевший мальчик из той троицы - также выходит на связь. всем вместе им предстоят нелегкие дни. надо понять, не связано ли похищение с новой сектой, которая базируется неподалеку.
книга достаточно затягивающая, ее изюминка - именно факт того, что главным героем и сыщиком становится женщина, специализирующаяся на переговорах с террористами, суицидниками и прочими. она даже свои личные проблемы - с детьми и бывшим мужем - решает, пользуясь специфическими навыками.
в книге два важных момента.
во-первых, вопросам секты действительно уделено много внимания. меня такое всегда интересовало. и даже удалось получить какое-то количество принципиально новой информации. скажем, как разговаривать с задурманенными адептами, когда они начинают уходить от диалога, какие триггеры могут сработать или наоборот разрушить контакт. также наглядно показано, как психотравма, связанная с детством в секте, может всю жизнь влиять на отношения с близкими и карьеру.
и во-вторых - это очень злободневная история, когда подростки и не только, удовлетворяя потребность в отклике и популярности, забывают про осторожность, вываливая в интернет и семейные подробности, и свои рискованные фото; заводят отношения с теми, кто помогает зарабатывать на контенте, раскрываясь перед ними и не обращая внимания на подвохи.
есть несколько интересных поворотов, напряжение растет, а развязка очень обстоятельная, это довольно большая часть романа. и даже после нее есть занятный сюжетный твист.
в конце автор, раздавая благодарности, упомянул, сколько людей дорабатывали его текст.
почему-то пропустили неважный для сюжета, но странный для автора детективов момент.
когда героиня идет в ресторан с другом-коллегой, они сразу занимают отдельный кабинет. но когда официант принимает заказ, она просит принести то, что увидела на соседнем столике.
Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него
Петров, Петрова и Петров-младший - семья. родители формально разведены, но видимой причины, кроме некоторых причуд Петровой-мамы, не наблюдается. фактически они продолжают жить на два дома, перемещаясь вместе с сыном то к маме, то к папе.
начала было писать отзыв после прочтения, но посмотрела фильм и почеркала отзыв красным карандашом. потому что с одного разу в книге сложно понять всю закольцованную структуру перемежающегося бреда, а фильм отнюдь не деликатно упростил и разложил по полочкам весь сюжет. мало того, он назначил многих актеров сразу на несколько ролей - чтоб ты увидел между ними параллели. совсем уж ругать кино не хочется, но в значительной степени снять завесу таинственности - это сделать все более примитивным. к тому же отмаркировано снисхождение бреда на героев, особенно на маму, чтоб мы сразу поняли, взаправду оно или так, замысел-вымысел.
например, у меня не сразу в голове нарисовался Игорь, присутствующий во всех частях и временах, как один человек (имя я могу забыть, как только герой уходит на второй план). что уж там говорить о его семейных связях, запутанных во времени.
и вот это: "Это вообще настоящий Игорь, или это твой воображаемый друг?" - видимо, не случайная фраза и может многое объяснить.
при чтении казалось, что писатель еще мягко обошелся с читателем, не слишком его запутывая и погружая в мнимую реальность не очень часто (хотя кто знает, где тут мнимая, а где не очень). а вот потом стало понятнее, что запутал категорически. и погрузил.
но - роман по-своему легкий и уютный, он хорошо читается благодаря языку и юмору, а еще в нем много очень правдоподобных мыслей, которые, взаимодействуя, вместе сгущают абсурд.
выписанные типажи - удивительны, ибо внешне обычные автослесарь и библиотекарша оказываются способными на весьма нестандартные действия. и вот после такого думается - может, мы все такие, просто скрываем, а Сальников взял и вывернул нам наружу все темные стороны обычных людей?
имена Петровых наполовину укрыты завесой тайны. тем не менее, имя старшего довольно быстро вырисовывается (и не у него одного!) , а имя младшего, кажется, так и не появилось.
а вот Нурлыниса Хатифнаттовна - это пять. с плюсом.
про фильм, пожалуй, отдельно писать уже не буду. он хорош, но по-другому. и он - мрачный.
Антония Байетт, Детская книга
долго я к ней подбиралась, примерно представляя, о чем она. но огромные размеры порой отпугивают.
а тут появилось достаточно времени для чтения в дороге, и я решилась.
английская семья конца 19 века, живущая в загородном поместье.
папа - банковский служащий, не слишком любящий свою работу и тайно пописывающий фельетоны.
мама рожает детей и пишет сказки - живет одной ногой в реальности, другой в фантазиях.
дети растут с нетрадиционно высокой степенью свободы, притом их любят и заботятся, в основном сестра мамы, ведущая хозяйство.
вокруг много людей со схожими интересами - они мнят себя прогрессивными, интересуются фабианством, социализмом, анархией, искусством, единением с природой, отрицанием материальных ценностей. на деле как правило это хаотичные метания, мало связанные с реальностью, а несколько действительно талантливых людей с трудом сводят концы с концами. потому что детей у всех родится столько, сколько может выдержать организм жены.
исторический контекст эпохи обильно присутствует. тут хоронят Степняка-Кравчинского и судят Оскара Уайлда, переживают за Дрейфуса, многие страницы посвящены общественным и политическим эпизодам.
но как заявлено в названии, главные герои - младшее поколение. хотя название имеет двойной смысл. у каждого ребенка семьи Уэллвуд есть своя книга, которая пишется для него матерью на протяжении долгих лет. и Байетт не скрывает, что одной из задач книги было размышление о том, каково приходится детям писателей, которых вывели как героев книг. так вот, дети родятся как котята, и несмотря на наличие вроде бы адекватных мамы, папы и тетки - они и правда растут как трава. остаются наедине со своими горестями, психотравмами, они очень разные, и даже притом, что дружат между собой (частично), им не хватает не просто поддержки, но хотя бы просто поговорить.
взаимоотношения детей - также других связанных семей, - их взросление, переживания, характеры, интеграция в общество, поиск себя - все выписано очень подробно, включая даже то, о чем не очень-то принято говорить. но это честное, без умолчаний, хотя и не сказать чтоб слишком уж выходящее за грани приличия.
а еще здесь приводятся полные пересказы самодеятельных спектаклей и тексты сочинений матери. это часто основано на фольклоре, как и мотивы росписей керамики, нарисованные Филипом. это сильно увеличивает объем книги, но пропускать это не хочется.
когда пошел второй месяц чтения, я немного устала и хотела было сделать перерыв, но побоялась, что не вернусь.
время идет, дети вырастают, у них разные и порой нелегкие судьбы. а потом и первая мировая, повествование в последних главах просто добивает морально.
но - как бы то ни было, хорошо, что в книге практически все герои неплохие люди. да, со своими недостатками и психологическими заморочками, совершающие ошибки, неверные супругам, но - подлецов и мразей тут не так много. да и те выведены достаточно интересными людьми, просто они порой приносят горе другим. а я не люблю, когда сюжет движет чистое зло, здесь все-таки иначе.
так что - есть за кого переживать, кому сочувствовать, чьим победам радоваться.
|
</> |