Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

топ 100 блогов gruppman06.05.2017 -Эх, Саныч. Вот всё мне нравится в работе на море. Вот пароход люблю. Море люблю. Даже с качкой мирюсь.
Но есть пара вещей - котлочистка и бункеровка.
Вот как они подходят, так хоть увольняйся.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.


Так мне кореш один говорил, земля ему пухом.
И если бы он один.
От нескольких слышал нечто подобное. Причём, вместо котлочистки может быть что-то другое, например, моточистка главного двигателя, но бункеровка имела место быть у всех.

Загадка, однако.
На судне много грязной и нудной работы.
Причём, очень грязной работы.
И, в основном, это работы по зачисткам.
Зачистки-замойки всевозможных танков и цистерн. Чистки котлов. Моточистки главного и вспомогательных двигателей. Грязных работ хватает.
Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Когда ты весь в мазуте, в масле, в саже.
Но почему бункеровка попала в такую не милость, вообще не понятно.

Там всех делов то, прицепить шланг с бункеровщика, а потом тупо сидеть рядом с манифолдом, посматривая на манометр да термометр. Потом отсоединить шланг, передать на бункеровщик, убрать за собой... и, всё. По замерам суетится ответственный механик, стармех лается бункеровщиком по поводу недостачи-недолива, ну, а мотылю то? Сиди себе, мух хлебалом лови.
Никакой напряги.
А, вот поди ж ты...

Сама эта тема меня занимала очень давно.
Решил в ней немного покопаться.
Ну, и выводы сделал. Выводы для себя.
Кому-то они покажутся не правильными, эти выводы, за уши притянутыми. Но, других у меня нет.

Собственно, вывод один. Страх и ненависть к бункеровке, это такой атавизм.
Из глубины времён отложилось-отпечаталось, что приём бункера, это изматывающе, это выматывающе, это грязь.
Как сохранившиеся страхи предков, у маслопузых такой же страх перед бункером.
Хотя и самой бункеровке, как явлению, не так уж и много лет... никаких глубин веков.
Отсчёт идёт не от рождества Христова, а от появления первого парохода.


С появлением паровых машин на флоте, извергающих дым и сажу, потусторонние силы качнулись, напряглись, и в довесок произвели ещё пару исчадий ада - механиков и машинёров.
Так, вероятнее всего, считала белая кость флота - навигаторы и матросики - уныло разглядывая некогда белоснежные, а сейчас закопчённые паруса.
На тщательно выдраенную палубу тихо сыпал чёрный снежок - сажа, в кап выглядывал и злорадно хохотал черномазый кочегар... машины становились мощнее, парус бессильно обвисал... битва за движитель корабля была проиграна.
Механики нагло проникли в кают-компанию, отбили себе места, огляделись, и заявили - что-то нас маловато. Пора бы расширить штат.
И расширили.
Механики, машинисты, маслёнщики, кочегары - вся эта братия весело разбрелась по кораблю-пароходу, тесня в кубриках и каютах исконно-морерождённых.
И не только тесня, но ещё и требуя каких-то привилегий.
И, как ни горько было это видеть, привилегии они таки получали.
Старые морячилы рассказывали - когда в столовую входили кочегары, все вставали. Не знаю, насколько правда.
Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.


Капитаны и навигаторы скрипели зубами, наблюдая промасленные лапы в сахарницах на накрахмаленных скатертях, но вынужденны были признать, что пар лучше ветра. Корабль теперь не особо зависит от настроений зефира.

Но тут-же проявилась и проблема.
Пар сам по себе в котлах не появляется. Даже если в топку засунуть пару постельничих Михалковых, это будет маловато для "пар на марке".

До нефти, и тех чудесных продуктов из неё, ещё только добирались.
А было испытанное средство - уголь.

И угля на пароход требовалось не мало.
Где-то надо его размещать.
Проектировщики и архитекторы пощёлкали линейками, и ведомые лапой дьяволов, нарисовали таки места на пароходе под хранение угля. Угольные ямы.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.


Но это хранение.
А ещё ведь есть суточный расход. Тоже требуется помещение.
От угля - шлак. Его куда девать?



Ну, и, кроме этого. Традиционное деление - военный флот и торговый флот.
Воякам, как всегда, требуется олимпийский принцип - выше, дальше, быстрее.
Негоцианты амбициями не обделены, но упираются в естественный барьер - финансирование.
И тут же различия в конструкциях - военные корабли закованы в бронь. Каждый сантиметр палубы учтён. Никаких тебе "луна"-парков, всё под войну заточено.
У торгаша уже есть свобода в манёвре. У него интерес шкурный - количество груза.

Вот так, потихоньку и подбираемся к главному. Как же набивать эти самые угольные ямы.
То есть, производить то самое пресловутое действо - приёмку бункера. То есть, топлива для котлов.

Как уже упомянул, военный корабль, сооружение с узкой специализацией.
Всё должно быть закрыто бронёй( по тогдашним канонам военной моды), и всё должно быть готово к бою. Поэтому места для погрузки угля располагались не в очень удобных для экипажа местах.
Забегая вперёд, скажу, на современных кораблях это та же самая проблема. Навал архитекторы не очень любят думать об экипаже, им баталии морские намного милее и ближе.
Ну, а поскольку угля требовалось - ну, очень много - то выгоняли на приём бункера практически весь экипаж.
И, поскольку дырки для приёма угля были не очень большие, то удовольствие, которое можно было поймать при этой самой погрузке, было очень обширное.
Способов погрузки угля было много. Но выматывала не столько погрузка, как сопутствующие мероприятия - погрузка угля в мешки, взвешивание мешков - я ещё проведу аналогии, покажу, как аукается мешок с углём с вальяжным течением мазута в трубе .
Но такое счастье, погрузка угля, не всегда сваливалось только на экипаж.
Иногда экипажу везло, и по правилам и обычаям порта (об этом тоже в теме про мазут, это сохранилось), уголь грузили местные грузчики.
В общем, мероприятие то ещё. Иногда не совсем хорошо заканчивающееся, достаточно вспомнить официальную версию истории с броненосцем "Потёмкин". Ну, и Пикуля, не к ночи будь помянут.


Реально, когда я читал наставления и инструкции по приёмке бункера во флоте королевского флота Великобритании, у меня везде волосы дыбом вставали (с).
Можете и сами ознакомиться, вот - (правда, на английском) - Coaling Ship from a Collier - http://www.gwpda.org/naval/wff01.htm
Впрочем, отвлекусь, это опять же перекликается с нынешним положением о приёме бункера.

Торговый флот.
Понятно, что иметь такую роскошь, пусть даже и в сокращённом состоянии, как многочисленный экипаж, торгаш себе позволить не мог.
Зато были преимущества в другом. Конструкция судна позволяла принимать уголь без грузчиков. Просто надо было встать под элеватор.
Ну, и наём грузчиков там, где не было угольных станций.

Но в любом случае, в любой оказии, приём бункера это был грязный и тяжёлый труд.
Как часто брали бункер?
По разному.
От расхода.

Но вот, например, данные по пароходу "Якут". Это торговое судно.
Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.
Запас угля: нормальный 620 тонн, максимальный 975 тонн
Расход угля в сутки: на ходу — 30 тонн, на стоянке с грузовыми работами — 9 тонн, без — 5 тонн.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82_(%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
То есть, при нормальном запасе, на 20 суток хода.
И это только в идеальных условиях.




На военных кораблях бункер приходилось брать и раз в неделю.
Но, опять же, всё зависело от режимов работы машины.

Этот пост не исторический обзор способов приёма бункера.
Это не рассказ о свойствах угля, и выяснение, какой уголь лучше.
Это не описание угольных станций.
Это не рассказ о тяжёлой работе кочегаров.

Это просто попытка понять, почему и сейчас приёмка бункера вызывает истерику.
Ну, как смог.

Пост традиционно пилю пополам.
Во второй части - как оно сейчас, приём бункера.
Как пытаются обмануть при приёмке бункера.
Какие перспективы.
И о традициях, которые живучи.
На всех флотах, независимо от флага.

Ниже -фото с угольных бункеровок.
Фото подписывать не буду, и так всё понятно.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.


Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

Бункер. Тогда и сейчас. Ч.1.

























Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...Раз уж зашел разговор о духовном мире современной женщины, то хотелось бы до начала препарирования пикнуть два словечка в его защиту. Он не такой страшный, как кажется. Что, разве такой разговор не заходил? А почему я как на иголках? Давайте, я все же поясню свою точку зрения. ...
За давностью лет я уже не помню, кто тогда полностью ебнулся - наш военрук, кгбэшник в отставке, руководство школой или, страшно сказать, сам ГОРОНО. В 10-м классе, перед весенними каникулами, ко мне, как к оберраспиздяю школы, подкатила делегация в лице упомянутого военрука, старшей ...
Теперь раскопаем сроки работ и у нас есть дата начала работы отечественного испытательного стенда для морских двигательных установок. Хотя остаётся ещё вопрос по поставке М55Р для "Адмирала Головко". Оригинал взят у alexeyvvo в Заказ на двигатели для фрегата «Адмирал Исаков» ...
30-летний Митч Хантер (Mitch Hunter) из Индианы сразу после школы записался в армию, где служил с 1999 до трагического 2001-го года. Во время службы в армии он спас женщину, вытолкнув её из машины, на которою падал высоковольтный кабель. Однако самому герою ...
На прошлой неделе случилось проишествие. На Стакан пришли два каких-то клоуна, чтобы задать вопросы про Украину и АТО. Было холодно, то есть, погода, когда на Стакане обитает лишь основной контингент - пара-тройка алкашей, собирающих на портвейн. Иногда забредают случайные люди. Я забрела. ...