Бункер (1981) / Гитлер: последние десять дней (1977)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Накануне одного известного праздника я решил расслабиться и посмотреть старый и всем известный фильм "Бункер" с Бруном Ганцем, снятом по воспоминаниям секретарши Гитлера. Все его знают - это та самая знаменитая комедия, в которой Гитлер орет на генералом и закатывает истерики. На нее придумали просто овер 9000 пародий, которыми заполонили весь ютуб. Да и вообще, в фильме много веселого. Однако как-то так получилось, что я наткнулся на ютубе на ДРУГОЙ, менее известный "Бункер". Это американско-французский телефильм, снятый аж в 1981 году. Я сначала это понял и удивился убогому реквизиту и мутной пленке - и только потом вник. Но все же мое внимание привлекло то, что Гитлера играет... знаете, кто? Не поверите - Энтони Хопкинс!!! Кино я таки потом, после подготовки, посмотрел целиком от и до - и при просмотре местами бурно ржал и радовался, как ребенок. Оно и понятно - Хопкинс играет просто волшебно, местами даже круче, чем в немецком аналоге. Так что, утерев слезы, я решил вкратце напомнить миру об этом забытом шедевре.
Так как формально кино снято по какой-то книге американского военного журналиста, то в начале этот журналист приезжает к бункеру. У входа уже топчутся русские. Обратите внимание на некую самоходку крупным планом. Я не играл в Ворлд оф Тэнкс, поэтому танковым экспертом не являюсь, но на Т-44 это явно не похоже.
![Бункер (1981) / Гитлер: последние десять дней (1977) Бункер (1981) / Гитлер: последние десять дней (1977)](/images/main/bunker-1981-gitler-poslednie-desyat-dney-1977-9fd899.jpg?from=https://sun9-22.userapi.com/impg/IpKKcg6WqglV7Ly9QMdaDLujzDkKAAEnXisVlg/Gly7bigQdiE.jpg?size=700x403&quality=95&sign=9fa55013af715e89d2f1003a16a0c25f&type=album)
Американец пытается спросить у русских с каким-то СКС, где тут
бункер. Но так как из-за акцента он постоянно говорит: "Бонкэ!" -
понимают его не сразу. Кстати, русский говорит абсолютно чисто.
Вход в личный бункер Гитлера охраняет аж один пожилой красноармеец
с картонными орденами Ленина и Красного Знамени.
Суровый часовой не хочет пускать американца... Но за сигарету тут
же передумал и открыл ворота. В этот момент мы видим, что типичный
красноармеец вооружен трофейным немецким EMP-35. Самое то для бойца
Красной Армии!
Что бы вы написали в бункере Гитлера, если бы без палева туда
забрели? Фу, пошляки. А вот наши бойцы написали самые священные для
каждого советского человека слова! "Октябрьская социалистическая
революция!"
Ну, и после вступления идет собственно основная часть - последние
дни Гитлера в бункере. Честно говоря, особенно большой ценности
фильм не представляет, так как там примерно то же, что и с фильме с
Бруно Ганцем, только дешевле. Фильм, конечно, драматический и
пафосный, поставлен сурово и мрачно - и все такое... Но второй раз
уже не цепляет. Какая-то бета-версия немецкого фильма. Впрочем,
есть и тут доставляющие моменты. Я лично поржал, когда в первой же
сцене процитировали Штирлица: "Гитлер спускается в бункер!" "В
какой бункер?" "В наш бункер!"
У фильма жуткий мискаст, единицы актеров похожи на своих
персонажей. Как вам, например, этот мужик, похожий на начальника Де
Фюнеса в фильме "Жандарм из Сент-Тропе"? А по сюжету это тащем-то
Борман. Весь фильм ходит за Гитлером и уговаривает свалить на
самолете в Аргентину на дачу в новое убежище, а
тот говорит - уйти, постылый, я умру на своей берлинской родине!
Вы же из Вены? - Пошел на хрен!!!!
Первый час фильма чуть ли не главным героем является красивый
молодой шатен, Альберт Шпеер. Странно, что Бормана тогда играет не
Шварценеггер. Вот он тут слева стоит с каким-то Гюнтером, похожим
на манерного гомика из скетчей Камеди Клаба. В фильме Шпеер - няша.
Он по сюжету очень страдает, что Гитлер хочет уничтожить Германию
при отступлении, пытается фюрера уговорить, переубедить, даже
подумывает отравить - но все тщетно. Потом еще одна очень
драматическая сцена, где он признается Адику в неверности... Ну в
смысле, что план уничтожения не исполнял. Бедный фюрер долго молчит
со страдальческим лицом, а потом просто делает вид, что не слышал
своего неверного... партнера. Короче вы поняли, Шпеер не просто
няша, а натуральный, блин, ангел во плоти. А о том, как он в
концлагерях себе рабов на производство набирал, конечно, ни слова.
Очень историческое кино, сразу видно.
Но, конечно, все рекорды бьет лично Алоизович. Каждая сцена с ним
это просто праздник. Уже в своем первом появлении он выглядит так,
как будто обдолбался морфием и сидит, надеясь, что никто не
заметит.
Энтони Хопкинс играет просто волшебно. С одной стороны, он точно
копирует поведение Гитлера на кинохронике. С другой стороны,
копирует совершенно гипертрофированно, а заодно добавляет
старческого маразма с паркинсоном. Неудивительно - потом Хопкинс
признал, что за основу персонажа взял своего же дедушку, который
был таким же сентиментальным садистом. Вы понимаете, как это
выглядит?! Дерганый добрый дедушка Гитлер, старичок и маразматик с
мимикой и жестикуляцией Чарли Чаплина? Ясно, что это никакая не
трагедийная, а комическая фигура!
Мы победим! Германия в шаге от победы! Кто упоролся? Я не упоролся!
Я не упороооолсяя!
Особенно мне понравился свой вариант той самой знаменитой сцены про
корпус Штайнера. Помните? Если Бруно Ганц охренел, всех вывел и
только тогда начал орать, то тут все еще круче! Гитлер ставит
строем ВЕСЬ ШТАБ, налетает на каждого и вопит так, что кажется -
вот-вот залает и начнет кусать ноги.
Но особенно я уссался от сцены "Гитлер и Ева на шашлыках", в
которой Адик со своей клюшкой дергались и крутились точь-в-точь как
в фильмах немой эпохи, даже Чаплину было бы сложно
конкурировать!
Одна из моих любимых сцен, когда Гитлер вызывает Шпеера и
уговаривает его поверить в силу идеи, которая сокрушит армии врага.
Шпеер уныло выслушивает этот бред психа, и отказывается. Выглядит
как разрыв двух старых любовников... Потом еще через полфильма
Шпеер с трагичным лицом признается Адику в неверности... Ну, что
саботировал его приказ о выжженной земле. Гитлер молча смотрит в
сторону со слюнявой рожей... а потом просто делает вид, что ничего
не слышал! Только музыки за кадром не хватает - "Я люблю - сказал
мне ты, и это слышали в саду цветы"...
А как вам бровастый Геббельс, похожий на внука Брежнева? Постоянно
загоняет Гитлеру бред, что в последний момент наступит чудо и они
выиграют войну. Один в один Кашпировский, хоть сейчас переозвучивай
про то, что Луна встала в созвездие раком и надо срочно поэтому
вкладываться в акции МММ. Все сцены точно следуют комедийному
правилу "завязка - панчлайн": после вдохновенной речи Геббельса
приходят вести с фронта, сообщают об очередном фейле, и все делают
унылые лица.
Где-то на середине приезжает император Палпатин. То есть, Гиммлер.
В фильме он всего в двух сценах, так что толку от него
никакого.
Но круче всего, конечно, выглядит Геринг. Просто волшебно. Одного
Гюнтера показалось мало... Ему бы еще и губы подвели для полного
образа... Вдобавок у него и мундир любимого цвета фрезеровщика
Дулина. Ахтунг, Геринг, ахтунг!
В последние недели Геринг появлялся на публике в форме
военно-воздушных сил без орденов и медалей, вероятно полагая, что в
суровых условиях ведения войны целесообразнее одеваться попроще,
временно отложив в сторону нежно-голубой френч из тонкой оленьей
кожи, красные сапоги из русской кожи, золотые шпоры, замысловатую
шляпу и другие изысканные принадлежности верхней одежды, в которых
все привыкли его видеть (Из воспоминаний помощника Гудериана Г.
Больдта).
А еще у него такая раздутая рожа, будто его играет Роберт З'Дар из
"Маньяк-полицейский".
Господа, слухи о моем самоубийстве сильно преувеличены! Доктор мне
что-то вколол, и я теперь опять нормальный! Нооооррррмальныыыый!
Док сказал, что до свадьбы заживет! Кстати, где Ева?
Даже ту знаменитую сцену из кинохроники, в которой Адик хлопает по
щекам симпатичных малолеток из гитлерюгенда, пересняли один в один.
Но все равно выглядит как порнопародия.
Что уж тут говорить, когда в разгар боев герои общаются со своими
женами как будто это ситком 50-х. То у одного жинку прямо под
бомбой во время базара по телефону завалило. То Геббельс свою жену
вызывает как на дачу, хотя подразумевается, что уже на
самоубийство. А Борман тот вообще во время разговора с женой
секретаршу лапает. Странно, что никто с резиновой женщиной не
пришел, как в пародиях.
Ну, хотя есть блядство, разврат, наркотики - все по секретным
документам историческим источникам.
И Гитлер врубает опять доброго дедушку. И Чаплина! Выглядит просто
сумасшедше! Я ржал как ненормальный.
А когда он еще и косплеит Ленина из советских детских книжек, я
просто рухнул.
Не менее крутая сцена - "Гитлер слушает пиздеж тупых клуш". Бабы
под руководством Евы базарят о всякой фигне типа шмоток,
спиногрызов, отдыха на вилле в прошлом году и прочей ерунды. А
Адольф, как суровый нордический ариец, который занят мужскими
делами на работе, после долгого молчания среди этих блондинко вдруг
медленно и мрачно изрекает: "Как они могли сдать Вену?" Вы
понимаете? Бабы трындят про всякую фигню, а там Вену сдали!!! Ну у
кого такого со своей женой не было после очередного футбола?
Также мне понравился пьяный Фегелейн, которого притащили из дома за
дезертирство, так он даже тут нашел время лапать баб и орать, что
лучше русский оккупант, чем английская бомба. Тут Гитлер не орет,
как Бруно Ганц: "Фегелайн, Фегелаааайн!", так что уже не так
смешно. Гитлер даже хотел его отпустить (он же добрый дедушка), но
услышал про предательство Гиммлера, обиделся, долго сидел с
каменным лицом, и Фегелейна просто скучно повесили на крюке.
Воообще его в реале расстреляли, а не повесили, но так
эффектнее.
Все забивают на войну и просто идут в отрыв. Вечер пятницы, все
можно! А что это за огромное помещение, я не совсем понял,
возможно, рейхсканцелярия.
Восстание живых мертвецов. Немецкий косплей. Подождите немного,
сейчас они с этими серьезными хлебальниками будут под аккордеон
песни петь.
Вечеринка у Гитлера дома, гуляет весь Берлин, гуляет вся шобла...
Что, в книгах писали, что на церемонии бракосочетания было всего
несколько человек? У фильма больше возможностей! На свадьбу с Евой
даже Александра Калягина притащили, брак засвидетельствовать.
Калягин офигел, но собрался и пробурчал по инструкции Гитлеру:
"Имеете ли вы арийское происхождение?".
На фронте тем временем злые русские подходят все ближе, занимая
потихоньку Берлин. Операторов гортелесети валят из вальтеров и тех
же EMP-35. Наверно, обиделись, что на вечеринку не пригласили. А
как их пригласить, этих варваров? Немцы те прямо в экран говорит:
"Русские пришли насиловать женщин и грабить унитазы, невежественные
крестьяне думают, что в них можно мыть картошку!" И не говори,
москали совсем не изменились.
Короче, годно посидели.
Хозяева надеются, что вам понравилось. Можем повторить?
После Адика все стреляются и потихоньку сваливают из бункера.
Женщины напоследок наводят макияж и оспины - чтобы русские не
изнасиловали прямо посреди боя.
Последний оставшийся техник бухает шампанское и грустно смотрит
вокруг на брошенный бункер. Радио лживо брешет, что Гитлер погиб в
бою на своем посту - и техник в возмущении кидает в него пачкой
бумаг. Титры с пересказом судьбы персонажей!
Короче, я считаю, что это кино шедеврально и требует переозвучек и
переделок не меньше, чем знаменитый "Бункер" с Бруно Ганцем. Там
этого материала просто полно. Мне лень возиться и креативить, так
что надеюсь, кто-то сделает все сам. Обязательно посмотрите хотя бы
кусками, не пожалеете.
Ради чистоты эксперимента посмотрел и британский аналог "Бункера" -
"Гитлер: последние десять дней" (1973). Тоже телефильм, тоже
целиком и полностью происходит в бункере. Недостаток натуры
возмещен тем, что чуть ли не четверть хронометража забита
кинохроникой в сепии - некоторые игровые эпизоды тоже сделаны под
нее. А кто на сей раз Адик? Не поверите - Адик у нас Алек. Алек
Гиннес. Да, тот что Оби-Ван Кеноби. И это расстраивает, поскольку
Гиннес привык играть сдержанно, так что и фирменные истерики у него
имеют печать этого.
Как и все остальные "бункеры", этот тоже формально основан на
какой-то книге. На сей раз не на воспоминаниях секретарши, и не на
воспоминаниях американского журналиста, а на воспоминаниях Герхарда
Больдта, адъютанта главы Генштаба Кребса. Больдт и историк Хью
Тревор-Ропер (личный участник событий, который расследовал смерть
Гитлера в 1945 г.) в начале фильма клянутся и божатся, что он
соответствует историческим фактам и тому, что видели лично.
Собственно, Ропер и книгу написал с названием "Последние дни
Гитлера", а Больдт даже лично присутствует в фильме - причем даже
при тех событиях, которые не видел. Для этого его переделали в
некого приехавшего с фронта офицера - гауптмана Хоффмана. Весь
фильм ходит с укладкой своих светлых волос, лощеный, как фотомодель
на пробах.
Конечно, интересно, а как выглядит "та самая" сцена с истерикой от
отсутствия удара Штайнера? О, тут фильм не разочаровал. Так как эта
сцена взята целиком из воспоминаний Больдта, то тут она показана
дословно, даже точнее, чем в немецком фильме. Более того - при
просмотре видно, что немцы в основном ее попятили у британских
коллег. Даже некоторые кадры совпадают один в один.
Как и там, Гитлер приказывает выйти всем, кроме генералов. Но тут
он потом еще и лично запирает дверь, и только тогда начинает орать.
Орет Гитлериннес долго и старательно, хотя и без огонька, но
реально эмоционально. Все остальные торчат перед ним навытяжку с
круглыми глазами и чуть не напустив в штаны. После окончания
истерики в полном соответствии с Больдтом Гитлер падает в кресло и
начинает хныкать, что война проиграна и он лучше застрелится. Тут
немцы от канона немного отошли, вот потому-то их версия и смотрится
как какой-то цирк. Зато британцы не показали, что Гитлера против
истерики успокоили присутствующие - тут они вместо этого молча
сидят в коридоре с постными лицами.
В целом сюжет неизобретательный, Больдт, в отличие от Шпеера из
"Бункера", даже толком не участник событий. Гитлер, как обычно,
половину фильма фанатично и слепо говорит о величии Германии, ценит
в бойцах только слепую верность, говорит феерические глупости и
шлет людей на бессмысленную смерть. А остальную половину погрязает
в стереотипной ерунде, находит время пить чай, болтать с женщинами,
развлекаться с детьми Геббельсов... Более того - у него тут в
бункере еще и макет знаменитого проекта постройки Берлина есть, и
он реально им грезит до сих пор!
Сценка "Гитлеру дарят ковер на стенку".
Всегда доставляющая сценка "Гитлер и дети". До Хопкинса далеко,
конечно, но тем не менее.
К сожалению, фильм не такой угарный, потому что снято все в более
мрачных и темных тонах, операторская работа тоже более напряженная
и зловещая, много медленных поворотов камеры и крупных суровых
кадров. Актеры более похожи на своих прототипов, Геринга в голубом
мундире нет - словом, поржать особо не над чем.
Сценка "Гитлер ВНЕЗАПНО вспомнил про существование
гитлерюгенда".
Алек Гиннес тоже играет довольно сдержанно и степенно, истерики
Адика есть, но нечасто. Да и в эксцентричность он впадает очень
редко. Так что видно, что это не Гитлер, а Гиннес, хотя большое
сходство и есть, особенно в профиль.
Без Фегелейна и здесь не обошлось. Сначала он драматично
оправдывается у Гитлера, стоя навытяжку, все пафосно, с крупными
планами и паузами, с него срывают погоны... Но потом, прознав о
предательства Гиммлера, Гитлериннес сначала показывает ту же
натужную истерику, а потом вдруг орет о заговоре против его жизни.
И начинает тормошить затюканную Еву Браун и орать, что Фегелайн,
Гиммлер, Муссолини - все они сволочи, все они заодно! А он тут
главный, он! Я тут клитором командую!
Так что здесь Фегелайна таки расстреляли, но не заднем дворе
рейхсканцлярии, а в двух шагах от входа в бункер. Более того - на
кой-то хрен вставили, будто эту сцену видела оказавшаяся рядом
девка из гитлерюгенда. Как она тут вообще оказалась? Ее прислали
ради важного задания - взять сотню фотографий фюрера с личной
подписью и раздать бойцам. Хоффман, который чисто случайно курил у
дверки, ей эти и фотки вынес, пока она офигевала от расстрела
генерала.
На реконструкцию сцены встречи Адика с гитлерюгендом вообще
пожмотились, тут он наградил всего одного шкета в бункере.
Есть зато немалый кусок, в котором Гитлер встречает Ханну Райч и
генерал-полковника люфтваффе Роберта фон Грейма, которые из Мюнхена
к нему пробились на какой-то летающей калоше, а Грейму еще и ноги
зениткой прострелили. И все ради чего? Чтобы оголтелый Адольф всем
пожал руки, поулыбался, назначил инвалида Грейма главой люфтваффе и
отправил обратно на фронт! Ну хоть повидались лично с фюрером -
сцена, как вы понимаете, нелепая до идиотизма, но в жизни так и
было.
Сцена женитьбы Гитлера, которую скрепил первый вырванный с фронта
нотариус, тоже есть, один в один по документам. Непонятно, правда,
почему этот нотариус Вальтер Вагнер вечно изображается каким-то
штатским испуганным шпаком. Он вообще-то вытащен буквально с
фронта, где воевал в фольксштурме. Причем сразу после женитьбы он
вернулся в бой, возглавил в нем роту и погиб в тот же день. При
этом все экранизации опускают ярчайшую в глупости сцену, что его
привозили в бункер дважды - бронетранспортером. Первый раз у него
не было документов, так что его пришлось с отрядом на этом
броневике еще раз отвезти в Панков.
Тема "блядство-разврат-наркотики" зато раскрыта круче, чем в
любом другом фильме. Пока Гитлер диктует последние приказы
секретарше, ВЕСЬ БУНКЕР начинает бухать, трахаться и вообще,
оттягивается как в лупанарии! Буквальном СТРОЕМ!
Концовка, мягко говоря, неожиданная. Если у Хопкинса Гитлер честно
травится и стреляется с Евой и это вполне серьезно, то тут зачем-то
наплевали на любую историчность. Гитлер Гиннеса пафосно говорит
Еве, что она дура и люди погибли за великую Германию и вообще,
гнобит, параллельно заряжая пистолет. Ева плачет и за его спиной
глотает яд, и тот офигевает, увидев труп - ну чем не тот же ситком?
"И ты, Брут"... то есть, "И ты меня предала!" - вопит он с
театральным пафосом.
Если у Хопкинса потом после самоубийства все потихоньку
разбредаются из бункера, деловито собирая оружие, чтобы пробиться к
своим, то тут совершенно другой конец. Когда все видят трупы
Гитлера и Ева, то обитатели бункера долго стоят, а потом потихоньку
достают сигареты и начинают с каменными лицами дымить под
классическую музыку - с неявным облегчением в глазах. Ведь Гитлер,
сторонник ЗОЖа, запрещал им курить. И это... символизируетЪ.
Конец.
Остается добавить, что глянуть фильм можно, но это тяжелее - он
есть только в переводе Сербина, совершенно отвратительном, с
ошибками, да еще и глухом, будто озвучивали в шкафу. Но что есть то
есть.
На этом все, наслаждайтесь старыми шедеврами, о которых мало кто
помнит. А я пойду смотреть фильм, из которого немецкий "Бункер"
попятил еще больше сцен. А именно драму австрийского режиссера и
жертвы фашизма, Георга Пабста - "Последний акт", в котором Гитлер
выглядит вот так.
|
</> |