Бульдозеры устали давить сыр
p_syutkin — 29.07.2023«А вы заметили, что в России уже не давят продукты бульдозерами?» - недавно этот вопрос обошел многие социальные сети. Он, конечно, задавался больше в сатирическом ключе. Но ведь, и правда, что-то в последние месяцы такие новости стали редкими.
Между тем, до войны эти сообщения шли косяком – власти с гордостью сообщали, что уничтожили еще несколько тонн итальянских сыров или польских яблок. Вечерние новости, похоже, с каким-то тайным наслаждением показывали, как нелегально ввезенные продукты давят бульдозерами или сжигают в передвижных печах.
"Отдельные специальные экономические меры" (как официально назывался этот шаг) были введены в августе 2014 года. Они предусматривали запрет на ввоз в Россию мяса, колбасы, рыбы, овощей, фруктов и молочной продукции из Евросоюза, США, Австралии, Норвегии, Канады и Украины. По утверждению Москвы, они были направлены на "обеспечение безопасности Российской Федерации". Реальной же их причиной стали санкции в отношении путинских чиновников в связи с аннексией Крыма. С самого начала было понятно, что ответ Кремля направлен больше против собственного народа. Ведь в результате него россияне лишились качественных и дешевых продуктов.
В июле 2015 года Владимир Путин постановил уничтожать нелегально ввезенные в Россию западные товары. За последние годы Россельхознадзор выявил и уничтожил больше 36 тысяч тонн запрещенной к ввозу продукции. До сегодняшнего дня эти "продовольственные контрсанкции" продлевались в России уже семь раз.
И вот наступил перелом. Первые полгода после начала войны в Россию практически перестали завозить санкционные продукты питания: с февраля по апрель 2022 года Федеральная таможенная служба зафиксировала прекращение их поступления. А все, что конфискуется после этого, не идет ни в какое сравнение с предыдущими масштабами. Несколько тонн немецкого шпика в Одинцово, десяток килограммов сыра в Новом Уренгое. 230 килограммов груш и лимонов в Чите...
Таможня и Россельхознадзор, конечно, говорят об усилении эффективного контроля за контрабандой. Вот только это лишь малая часть правды. Импорт (в том числе и незаконный) обвалился по одной простой причине – падение рубля. Действительно, после начала агрессии он упал больше, чем до 100 рублей за доллар. Понятно, что везти из-за рубежа товары, которые мгновенно подорожали чуть ли не в два раза было бессмысленно. Лишь временная стабилизация на валютном рынке во второй половине 2022 года возобновила импорт. Сегодня в стране та же ситуация, что и год назад: доллар почти по 100 рублей, а реальные доходы населения еще больше упали.
Так что победные отчеты таможни имеют и более простое, а главное, приближенное к жизни объяснение. Не до французского сыра или финского масла сегодня обычному россиянину. Плюс к этому резко возросли издержки таких поставок – транспортное сообщение с Европой почти парализовано, ЕЭС вводит все более эффективные барьеры для незаконного импорта. Тут и поощряемая государством контрабанда под названием «параллельный импорт» сокращается. Куда уж до нее обычным частным предпринимателям, вспомнившим забытые вкусы нормальных европейских продуктов.
В стране идет постепенное отмирание всяких сложных процессов. Жизнь становится проще и примитивнее. «Зачем вам машина, если нет дороги» - шутил когда-то Путин над жителем отдаленного села. В нынешних условиях эту августейшую инициативу можно продолжить: «А зачем вам здоровье, если оно вам не потребуется?» «А зачем вам качество, если оно вам не по карману?»
Россия медленно, но верно скатывается к позднесоветским порядкам во всем. Что вполне логично. Нельзя получить отдельно вселенского гения на посту генсека, лизоблюдов в виде СМИ, человеконенавистническую идеологию и пожирающий все милитаризм. И отдельно – изобилие вкусной и полезной пищи. Тут уж, извините, все в «одном флаконе». Одного без другого не бывает. История таких прецедентов не знает.
С другой стороны, качество продуктов – это будет явно не самая большая проблема россиян в ближайшие годы. И в этом смысле Путин прав. «Зачем вам хорошие продукты, когда и на плохие денег нет?»
|
</> |