Будущее России
kladez-zolota — 10.08.2015 В чем заключается будущее страны? Есть много теорий, основанных на экономическом процветании, на ресурсных предпосылках и точных расчетах, но мне кажется, будущее любой страны заключено в ее детях. От того, как действует система образования, напрямую зависит то, как все мы будем жить уже через 10-15 лет. Естественно, когда мне предложили пообщаться с замминистром образования и науки Александром Климовым, я, без сомнения, согласилась.О чем шла речь на встрече? О том, что волнует каждого из россиян, причем не важно, есть ли у него в семье школьник или нет. Например, мы узнали, что сейчас наиболее популярными специальностями, которые выбирают выпускники, становятся: авиастроение и космонавтика; инженерно-информационные технологии на втором месте, далее выбирают нефть и газ.
Если рассматривать по конкурсу, то самый высокий проходной бал наблюдается на медицинские, экономические и юридические факультеты. Чуть ниже, но тоже немало – инженерные специальности и космонавтика.
Радует, что школьники все чаще увлекаются такими сложными дисциплинами, как науки об авиации и космосе, что опровергает современные стереотипы, что дети становятся инфантильными и не хотят напрягаться. Наоборот, доступ к информации приносит свои плоды, они становятся прагматичнее, жестче в приоритетах. Есть и исключения, но тут уже нужен индивидуальный подход.
В медвузах у нас наконец-то стали учить не только основам оказания первой помощи в полевых условиях, но и создавать настоящие научные центры по разработке био- и нано-технологий. Постепенно идет и перепрофилирование образования в остальных вузах. Они становятся гораздо ближе к реальной жизни: заключают договоры с крупными предприятиями, некоторые из которых буквально курируют целые кафедры (например, Русгидро в энергетическом институте установило макет мини-ГЭС), уже с 3-го курса приглашая на работу наиболее одаренных выпускников.
Вообще, вспоминая то, как поступали в наше время, сейчас абитуриентам объективно стало намного проще поступить в вуз: документы можно подать в 5 вузов, но на бюджетном отделении учиться только в одном. Категории льготников, кстати, все так же расширены. Еще один плюс, до которого нужно было додуматься, честно говоря, уже давно: открытие детских групп при вузах. Вспомните, как часто многие отказываются заводить создавать семьи и заводить детей, потому что нужно учиться, потом нужно устроиться на работу, потом – карьера, а там уж и до проблем со здоровьем совсем недалеко… В педагогических ВУЗах такие детские сады становятся не только помощью для молодых мам, но и площадкой для прохождения производственной практики.
Усилилась и образовательная миграция: теперь одаренные выпускники из регионов без раздумья подают документы в самые сильные вузы страны, проходят по баллам, зачисляются, получают общежитие и учатся в нормальных условиях, раскрывая, таким образом, свой потенциал максимально полно. Появилась возможность обучаться дистанционно, в крупнейших вузах страны открываются специальные отделения, которые позволяют людям одновременно и работать, и полноценно получать образование. В российских Вузах проходят обучение 15000 иностранных студентов, которые учатся на бюджетных отделениях, остальные же на коммерческой основе.
Звучали вопросы по трудоустройству. Помнится, что в советские времена было распределение, по которому студент должен был отработать несколько лет на конкретном месте. Не всем студентам это нравилось, и уже через пару месяцев они оттуда сбегали, отчетность была на основании данных ВУЗа. Сейчас же система отслеживания будет идти через пенсионный фонд. Да и насильно ни кто никуда не распределяет. Студент должен сам понимать, что ему нужно - действует полная свобода труда.
Современная жизнь требует большей мобильности, ценятся двойные специальности, дополняющие друг друга и дающие более широкий спектр выбора.
|
</> |