будущее (или прошлое?) наших городов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Прочитал любопытную зарисовку о том как в российском городе на заре 21 столетия построили ТРЦ, который сейчас сносят. Видимо для того чтоб выстроить там жилой микрорайон.
Заинтересовала она меня потому что я наблюдал аналогичные движения в тот же самый исторический период в своем Харькове — у нас эпоха супермаркетов и ТРЦ стартовала чуть позже, первый настоящий супермаркет новой волны появился в 2002-ом. Еще через пару лет в конце Гагарина открылся знаковый для того времени Metro.
Но я тут не про сами магазины как таковые, а про то что большие торговые центры изменили структуру городского пространства. Они создали новый (для нас) тип общественного пространства, который позволял отправится всей семьей за покупками и развлечениями, молодежи — выпить кофе и потусоваться с друзьями, сходить в кино или в боулинг.
И не зря, ох не зря именно примерно в этот период постсоветское пространство захлестнула волна демонстративного потребления. Появились места где пересекались и смотрели друг на друга разнообразные в социальном и имущественном плане горожане и туристы.
То есть получается что ТРЦ, новые парки и скверы — стали больше чем просто новыми городскими пространствами. Они еще и определили новый образ жизни, который, в том или ином виде оставался с нами эти двадцать лет и похоже близится к финалу.
Онлайн-торговле не нужны огромные метражи со стеллажами (и свисающими с них брендовыми шмотками). То есть вернее так — возможно и нужны, но для гораздо более узкой части населения. Те кто победнее и попроще — закажут то же самое в сети доставки. А значит в пролете оказывается вся остальная обвязка — кинотеатры, кафе, фудкорты. Исчезает то самое публичное пространство.
Означает ли это что постсоветские города провалятся назад в девяностые? С закрытостью, отгороженностью, частностью частной жизни? Кто ж его знает.
|
</> |