Бронзовые солдаты из Лозенца. Как памятник возродил спор с Россией о значении 9


История, знакомая жителям Праги несколько месяцев назад, разворачивается в районе Софии: мэр района хочет убрать памятник, а посольство России возражает. В Праге все закончилось в апреле демонтажом местного памятника, но в Софии вторая история только начинается.
Что это за памятник
Это памятник двум советским воинам, расположенный на территории Лозенца. Под бронзовой скульптурной группой надпись: «Слава советским освободителям». Мраморные рельефы с изображением советских воинов дополняют картину. Памятник расположен в начале парка Черни Врых, который проходит вдоль одноименного бульвара в Софии.

6 мая мэр Лозенецкого района Константин Павлов предложил мэру Софии Йорданке Фандаковой перенести памятник в Музей социалистического искусства , который был создан под руководством тогдашнего министра культуры Вежди Рашидова в 2011 году и содержит ряд работ монументального художника и скульптуру коммунистического периода. Среди них памятники Ленину и Георгию Димитрову, Красная Звезда с бывшего Дома партии, а также всевозможные работы, которые без носителей партийной пропаганды сформировали художественный стиль того времени.
Памятник и реакция России
Предложение перенести памятник встретило резкую реакцию со стороны посольства Российской Федерации. В письме посла Анатолия Макарова мэру Павлову от 13 мая выражалось «глубокое возмущение» этой идеей, а сам памятник был описан не только как произведение искусства, но и как «памятник-захоронение». Говорят, что там лежат «кости похороненных солдат», и идея мэра определяется как «жестокий обман в память о 27 миллионах жертв, отданных советским народом, чтобы спасти Европу от коричневой чумы». По словам посла, раскопки могил были кощунственными и «могут быть истолкованы как попытка реабилитации нацизма».
Мэр Константин Павлов, в свою очередь, заявил в письме послу Макарову, что согласен с его заявлением по одному вопросу - что администрация района имеет право сформулировать мнение о развитии Лозенецкого района.
Преди няколко дни получих официално писмо от Анатолий Макаров, посланик на Русия в България, по повод съдбата на...
Опубликовано Константин Павлов - кмет на район Лозенец Среда, 20 мая 2020 г.
Павлов также направил письмо в Министерство иностранных дел, откуда реакция все еще ожидается. Мэр напоминает о недавно подписанной декларации 11 стран , в том числе США, Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и трех стран Балтии.
В тексте этого документа говорится, что «хотя май 1945 года положил конец Второй мировой войне, он не принес свободу всей Европе. Центральная и восточная части континента оставались под властью коммунистических режимов почти 50 лет. Балтийские государства были незаконно оккупированы и аннексированы, а Советский Союз с железной хваткой охватил другие страны невероятной военной силой, репрессиями и идеологическим контролем.
Редакция "Свободной Европы" позвала к себе представителя посольства России. Оттуда он мог подтвердить свою готовность прокомментировать проблему, но это не произошло до конца редакционного дня.
Памятник, захоронение или всё вместе?
В муниципальных документах хранятся разные названия памятника, указывает мэр Лозенца. Где-то его называют захоронением, а где-то - нет, на третьем месте его называют «памятником погибшим и умершим от ран солдатам и командирам Советской армии».

В коммунистический период памятник не был одним из самых известных мест для организованной возложения цветов, поскольку эту функцию выполнял более впечатляющий и расположенный в центре Памятник Советской Армии, который находится в Борисовом саду - памятник, который за последние 30 лет несколько гражданских групп пытались перенести, но встречали сопротивление со стороны российского посольства, с которым муниципалитет столицы был солидарен.
По предложению мэра «Лозенца» вопрос о том, есть ли захоронение под памятником, рассматривается следующим образом - если останки найдены, их следует «похоронить по гуманитарному праву» в одном из столичных кладбищенских парков.
Статус памятника
«Я думаю, что давно пора спокойно поговорить о последних 75 лет после событий», - сказал Константин Павлов «Свободной Европе». До сих пор он обнаружил, что обе стороны в споре избегают фактов, которые неизвестны, поскольку он пытается их собрать: кому принадлежит этот памятник? Кто за это отвечает? Чем этот случай может отличаться от случая с Памятником Советской Армии? Какое учреждение должно решить свою судьбу?

Мэр "Лозенец" Константин Павлов
Несмотря на то, что Павлов является инициатором идеи, решение вещей, по крайней мере, в его власти. Если этот памятник имеет статус солдата, министерство обороны должно иметь слово на нем. Решение не может быть принято без Национального института недвижимого культурного наследия, поскольку Парк Черни Врых находится под их юрисдикцией. Кроме того, на разных этапах решения должны принимать как мэр Софии, так и муниципальный совет Софии.
«Я просто хочу, чтобы мы начали собирать факты, а затем поговорить об этом - если мы сможем спокойно», - сказал Павлов.
Предложения, на которые нет реакции
Во всей суматохе были потеряны два других предложения мэра Лозенца, которые все еще могли повлиять на болгарско-российские отношения, но они не были явно прокомментированы посольством в официальном письме. Первое предложение для названия парка. Павлов предложил назвать его именем Анны Политковской, независимого российского журналиста и кремлевского критика, которая была убита перед ее домом в 2006 году.
Второе предложение касается скульптурных групп «Мост дружбы», который находится на пересечении бульваров «Драган Цанков» и «Евлоги и Христо Георгиеви». Мэр Лозенца утверждает, что они представляют пары болгар и русских, в которых «болгарский участник находится в заметно подчиненном положении». Павлов предполагает, что и эти скульптуры также идут в музей.
Отсель
|
</> |