Британский сериал «Чернобыль» 2019

В начале каждого года раздают кинематографические премии и параллельно вспоминают хорошие фильмы года прошлых лет. Я как кино-наркоман по привычке «подпитываюсь» ими, чтобы не упустить кайфов и катарсисов.
В этом году приятно удивил сериал «Сегун». Сюжет известен, но я посмотрел первую серию — и «приятно залип». Сериал номинировался на 4 Главных глобуса и получил все.
Посмотрел «Конклав» - и проблевался. (Заслуженный спойлер!)
Потому что римский Папа не должен быть трансгендером. Я
нигде не католик, но некрасиво плевать на такую фигню, как
«общечеловеческие ценности». У кого бы бы они ни были. Не стану
смотреть «Эмилию», у которой больше других «оскаровских» номинаций.
Потому что идите в попу со своими трансгендерами, мой мозг — не
«проходной двор». Посмотрел много выигравший сериал «Хитрости» -
там опять «лесбийская повестка». Стал смотреть фаворита
«Бруталиста» и уснул — хорошее кино не может быть таким скучным.
Короче, опять тоскливо в этом году.
Просматривая результаты прошлых лет, я наткнулся на результаты «Глобуса» пятилетней давности. Тогда еще не было ни СВО — ни пандемии. И награды получил «Чернобыль». Я его тогда с удовольствием посмотрел. Сегодня включил — и получил еще больше удовольствия.
Мне было тогда 17 лет, я учился на первом курсе. Мы жили в общаге, как все слушали «голоса», и в начале мая первый раз услышали слово «Чернобыль».
В тот год мы поехали в стройотряд, чтобы заработать. Вышел облом. На стройках не было ни цемента, ни бетона. Шепотком, неуверенно — нам объяснили, что весь цемент отправили «куда-надо». Эта «тема» сопровождалась полным молчанием в официальных (других не было) СМИ.
Мой тогдашний стройотряд был на Войковской. Автобусная остановка около военного завода называлась «Фабрика Игрушек», там делали ракеты )). Информационное поле лета 1986 года о Чернобыле молчало в тряпочку. А показания шведских счетчиков радиации со слов ВВС — мы считали обычной пропагандой.
Сегодня советская реальность выглядит странно. Люди до 30 лет не могут понять, как могли быть пустые полки в магазинах, как жили без мобильников и компьютеров, что за хренью было «КГБ», железный занавес и сухой закон. «Та» реальность сегодня выглядит не реальной, и если показывать ее упрощенно — будет «клюква».
Меня удивило, что в британском сериале не было этой антисоветской «клюквы». Главным героем оказался простой советский человек. Даже когда его играет Эмили Уотсон. Показан человек, который умен, прост, но который идет на смерть, если «так надо». Осознанно и уверенно закрывает собой чужие ошибки. У которого чувство долга — выше инстинкта самосохранения. Британские продюссеры (!! - не наши!!) показали, что тот советский человек был человеком более высокой социальной формации, чем современный. Исчезнувший вид, которого сегодня уже не производят.
Про этот фильм в наших СМИ тогда не говорили. Потому что
отрицательными героями сериала были директора, чиновники и
спецслужбы.
Люди, которые боятся иметь собственное мнение, боятся что-то
сказать и сделать, выйти за пределы должности, бояться вообще
оказаться людьми и проявлять человеческие чувства.
Давно не видел фильма, который бы так красиво показал простых
советских людей. И ту идиотскую систему, которая вопреки себе этих
людей производила.
Странно, что сериал о настоящих советских людях сняли дол@анные
британцы. А у нас его замолчали. И на наших экранах идет упоротая
порнография от «условных канделак» про «саши-тани»,
«позитивных ментов» и «пересильдов в сказках»...
Нам студентам из общаги осенью было идти в армию. Мы слушали «голоса», тихо обсуждали, что- куда... У каждого одноклассники были в Афгане. Тогда власть, чтобы избежать ненужного противостояния с элитами отменила военный призыв в главных столичных вузах.
В сериале главными виновниками катастрофы стали некорректные действия персонала обслуживания станции в последние сутки перед аварией. Отсутствие специальных знаний у руководства станции. Кнопка останова действительно была спроектирована без защиты от дураков. Но... Когда ты разогнал машину до 200 километров и резко дал по тормозам - виноваты не проектировщики машины...
Сильное кино. Меня не покидала мысль — чтобы человек был хорошим, люди были сильными и оставались «Людьми» — власть действительно должна быть полным дерьмом? Ведь для стабильности государства, счастья людей — должны быть какая-то цензура, номенклатура, институты Власти? Хорошая власть обречена быть безнадежно сволочной?
У каждого народа должна быть своя «легенда», свой «эпос», вокруг которых можно было бы строить нацию и систему отношения к себе. У нас это были Война и Космос. Британцы (возможно, не хотя этого) предложили умную легенду про нашу ядерную энергетику. Передовую и сложнейшую область науки.
И красивую сказку внутри этой легенды, как простые советские
люди ценой своих жизней на самом деле спасли Европу и мир — от
(наших же) головотяпства и бездарности. По настоящему умный и
сильный - не боится показать себя - таким, каков он есть.
Захотелось сказать спасибо англичашкам — за грамотный урок ядерной
физики и катарсис. Скоро пройдет. ))
Самое досадное в сериале «Чернобыль», что его сняли не русские.
Что умный проникновенный фильм про нас - сняли британцы.
Нашим следовало бы давно снять свой сериал про «Майдан», причем -
так, что после него россияне захотели бы оторвать яйца у
«януковичей», а украинцы — у «порошенок».
Что до аварии в Чернобыле... Дураков среди директоров предприятий - хватало, хватает и будет хватать. Свидетельствую как (бывший) директор. Для того, чтобы стать директором достаточно просто (пардон) «быть говном».
Жизненный опыт убеждает меня, что «Прошлого не существует». Потому что невозможно пробиться до объективной правды и противоречивых мнений сквозь тонны вранья. Прошлое ценно для нас не тоннами мусора от секты официальных ассенизаторов, а только своими уроками.
Уроки прошлого, в целом, понятны. Главный урок — все врут. Особенно о своем прошлом. Человек не имеет представления даже о своем настоящем, тем более, чтобы судить о прошлом.
Существует много видов Истории. Они называются одинаково, но означают совершенно разные вещи. История «Официалка» - это политический фольклор, знание которого говорит о твоей политической лояльности. В ней обязательно должны быть сказка, легенда, вымысел. Но никакая лояльность не может заменить собой здравый смысл.
|
</> |