Британский кошмар


Ровно 70 лет назад, 4 августа 1954 года в небо Альбиона с оглушительным турбореактивным гулом поднялось нечто, напоминающее бесформенную груду металлолома на четырех длинных телескопических "ногах". Это был экспериментальный объект под индексом TMR (Thrust Meashuring Rig), сделанный фирмой "Роллс-Ройс" для испытаний системы вертикального взлета и посадки. Почему-то англичане дали ему прозвище "летающая кровать" (Flying bedstead), хотя, я бы даже врагу не пожелал спать на такой "кровати".
Машину, которая вполне могла претендовать на призовое место в конкурсе на самый уродливый летательный аппарат в мире, поднимали в воздух два ТРД Роллс-Ройс "Нин" (аналогичные тем, что стояли на советских истребителях МиГ-15). Они же служили для управления и балансировки, поскольку никаких аэродинамических подъемных и рулевых поверхностей у TMR не было. Только реактивная тяга, исходящая из трех основных и четырех малых вспомогательных сопел, управлявших креном, тангажом и разворотами.
При этом разворачивал аппарат вручную летчик-испытатель, а креном и тангажом рулил гироскопический автопилот, автоматически возвращавший машину в "нейтраль" в случае отклонения от горизонтального положения. Система долгое время работала более-менее нормально, однако в ноябре 1957 года, в очередном испытательном полете произошел отказ, вызвавший катастрофу и гибель пилота — винг-коммандера Ларсена.
Но "угробище" было построено в двух экземплярах, один из которых успешно завершил долгий испытательный цикл, позволив отладить автоматику и впоследствии применить ее на первом в мире серийном истребителе вертикального взлета и посадки "Харриер", отличившемся в англо-аргентинской войне 1982 года за Мальвинские острова. Но это уже совсем другая история.

"Летающая кровать" на лондонском авиасалоне.

Уцелевший экземпляр, выставленный, точнее, вывешенный в лондонском музее науки и техники.

Последствия катастрофы, в которой погиб летчик Ларсен.
|
</> |