Борис Мышлявцев. Согдиана

топ 100 блогов palaman08.10.2023 История согдийского мира - это история о том, как великая цивилизация, контролировавшая пол-Евразии ужалась до нескольких десятков тысяч человек, живущих в высокогорье Бадахшана.

Или не совсем так? Не совсем. Тут нам придется поговорить о таджиках.

Задам провокационный вопрос: а существуют ли таджики? Увы для государства Таджикистан, но любой добросовестный исследователь вынужден будет констатировать: никаких таджиков не существует и не существовало.

Само название "таджик"  было придумано в 1920-е годы советскими политтехнологами вместе с хакасами, алтайцами и множеством других народов. (Тогда же и нынешних уйгуров "возродили").

Не будем здесь вдаваться в цели советского народотворчества. Это был инструмент, который в разных регионах применялся по-разному.

В современном Точикистоне принято выводить слово таджик из Тадж, корона. То есть - народ-венценосец, высшая раса.

Однако советские технологи это название придумали явно не для возвеличивания наследников Согдианы. Вся деятельность Советской власти в регионе была, по моему мнению, направлена на уничтожение в регионе Персидского влияния. (Наглядно это проявилось в 1920 году, во время полного уничтожения коммунистами Бухары). Поэтому из культурных и экономических гегемонов, восточных персов, сделали неких не существовавших ранее "таджиков".

Еду по Москве с таксистом, он рассказывает про Самарканд. Я спрашиваю - таджик ли он. Он возмущается: я перс,иранец!

Таджикский язык - это просто персидский, фарси. Так он всегда и назывался. В советское время взяли язык персидского простонародья, подмешали туда тюркских и русских слов, кодифицировали этот суржик и назвали "таджикским языком".

Таджикский, как и собственно персидский, относятся к западноиранской ветви. А половину территории Таджикистана занимает Бадахшан, где говорять на древних языках восточно-иранской группы. Некогда эта группа была территориально намного более распространена, чем западная. Скифы, сарматы, согдийцы, от Черного Моря до Тувы - все это восточно-иранская ветвь.

"Таджики", упрощая - это согдийцы, перешедшие на фарси после исламского завоевания. Переход на фарси сопровождался также значительной тюркизацией, особенно - с фонологической точки зрения.

Согдиану сейчас рассматриваем? Вот для смеху данные из Вики по запросу "Согдиана":

 "Окса́на Влади́мировна Нечита́йло, более известна под сценическим псевдонимом Согдиа́на — узбекская и российская певица украинского происхождения, автор песен. Народная артистка Чеченской Республики. Заслуженная артистка Республики Ингушетия."

Украино-узбекская Согдиана:


Согд, как особый регион, упоминается уже в ранних зороастрийских текстах. Таким образом, начало существования особого согдийского мира может быть отнесено к 10 веку до нашей эры.

Долгое время этот регион не проявлял себя как важный мировой актор. Для этого отсутствовали экономические предпосылки, т. е.  развитая международная торговля (по линии Китай - Рим).

Упрощая, можно сказать, что согдийский отличался от современного ему персидского как русский от польского.

Согдиана представляла собой фронтир иранского городского мира: сюда одна за другой приходили волны кочевников, приходил Туран. Созвучие не должно обманывать читателя, тот Туран отношения к трюкам не имел. Тураном персы первоначально называли скифский мир. Но позже, уже в 5-6 веке н. э. скифский кочевые волны действительно сменятся тюркскими. А тюрки - это связь с китайским миром. Это одна из причин расцвета Согдианы, который приходится на 5-8 века. Вторая причина, как представляется, это создание и укрепление Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Именно Второй Рим был одним из главных конечных потребителей китайских товаров, следовавших транзитом через Согдиану.

Религией Согдианы был зороастризм, который отличался, однако, от зороастризма собственно иранского.

Чтобы читатель смог получше представить культурные и религиозные процессы,  протекающие в Согдиане времен расцвета, нам придется немного углубиться в историю согдийских окрестностей, во времена державы Ахеменидов и греческого завоевания.
.....
Донаты приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84

Когда я говорю о двух главных ветвях иранской культуры -западной (Персия) и восточной (Согдиана) я несколько упрощаю ситуацию. Была еще одна версия Ирана - Бактрия. И если быть точным, то таджики и памирцы являются потомками не только согдийцев, но и бактрийцев.

Бактрия занимала значительную часть Афганистана, Таджикистана, других нынешних стран.

Ахемениды номинально подчинили и Бактрию, и Согдиану. На тот момент они представляли из себя систему полисов. Полисная система будет характерна для Согдианы и в дальнейшем. Однако полисы всегда координировали свою политику,  номинально в Согдиане был главный административный центр - Самарканд и финансовый - Бухара (это относится уже к нашей эре).

Примерно такая же система существовала и в Бактрии.

Александр Македонский достаточно легко покорил Бактрию - и на сотни лет там установилось господство греческой культуры. А вот Согдиану он завоевывал около 2 лет. И никакого значимого греческого влияния на согдийцев мы не замечаем. То есть влияние, конечно, было. Но касалось оно скорее высших слоев общества.

В отличие от Бактрии. Греческие элиты установили свой контроль над страной и держали его примерно до 130 года до н. э. Но и после этого в дело производстве продолжал использоваться греческий язык, бактрийский язык для письма также использовал греческий алфавит. В Согдиане использовался собственный алфавит, созданный на основе арамейского.  Из этого согдийского алфавита через столетия возникнет уйгурский и современный монгольский.

Мы видим, что три Ирана - Персия, Бактрия и Согдиана весьма отличаются в плане восприимчивости к чужим культурам. Наиболее пластичной оказалась Бактрия. Персия очень много почерпнула не столько у греков, сколько у Вавилонии и прочих семитских народов.

Согдиана долгое время оставалась приверженцем, как бы это назвать... "Чисто арийской культуры". Пусть вас не смущает термин "арийский". Так, например, официально назывался бактрийский язык.

Греко-Бактрия распадается, пришедшие из Синьцзяня кочевники юэчжи (также ираноязычные) основывают новую державу: Кушанское царство, в которое входит Согдиана, Бактрия, нынешние Афганистан и Пакистан. Пожалуй, для данного региона это был период высшего культурного взлета. Это была империя мирового класса с населением около 60 млн человек.

О ее вкладе в мировую повестку можно достаточно много рассказать. Это было местом синтеза греческой, иранской и индийской культур.

Приведу один лишь пример. Именно в кушанской столице, городе Пешавар, прошел Четвертый буддистский собор, закрепивший разделение Махаяны и Хинаяны.

Кушанское царство было веротерпимым. В нем сосуществовали греческий культ Олимпийских богов, буддизм, индуизм и зороастризм. Греческая культура доминировала в бактрийском ядре царства, в Согдиане доминировал зороастризм, в нынешнем Афганистане и Пакистане - буддизм. Постепенно Кушанское царство стало преимущественно буддистским, возник такой феномен, как греко-буддизм, о котором, увы, известно не слишком много...

Кушанское царство существовало в период с 100 года до н. э.  по 250 г. н. э.

Согдиана была частью этого большого Кушанского мира, однако сохраняла свою самобытность и постепенно садилась на китайские торговые потоки, что способствовало росту богатства согдийских городов.

Мы коснулись контактов Согдианы с великими земледельческими и городскими цивилизациями - греческой, индийской, персидской. Но на севере и востоке Согдиана граничила с бескрайним кочевым морем. Для простоты я буду называть это Скифским миром (иранцы называли южную его часть Тураном). Название скифы употребляется мной условно, как наименование степных кочевников Евразии, говоривших предположительно на восточно-иранских языках, к числу которых относится и согдийский.

У скифов было три окна для взаимодействия с городскими цивилизациями. Причерноморье позволяло взаимодействовать с Грецией. Второе окно - Согдиана. Третье - нынешняя Монголия, где происходило взаимодействие с китайцами.

Но с культурной, религиозной и языковой точки зрения роднее, ближе и милее для скифов была именно Согдиана.

Для Согдианы такая связь с мобильным кочевым населением была одновременно и источником военных угроз - и капиталом. Ведь именно скифы контролировали основные торговые пути. Их также можно было привлекать на свою сторону в качестве союзников. Опыт взаимодействия с кочевыми народами накапливался и приносил все больше прибыли. И вовсе не случайным в этом свете выглядит тот факт, что через столетия министром финансов Монгольской империи Чингисхан назначил бухарца, которому в качестве пансиона была подарена в управление населенная предками тайцев Юньнань (ныне один из самых исламизированных регионов Китая).

Но давайте взглянем на Скифский мир чуть подробнее. Как он возник, как эволюционировал и в какой форме он существует ныне.

Для этого придется отправиться в окрестности красноярского городка Ужур (это где база РВСН), в деревню Андроново.

Борис Мышлявцев. Согдиана
Андроновская культура, на базе которой в конце 2-го тысячелетия до н. э. сформировался Скифский мир. Мы видим, что ареал андроновцев вплотную примыкает к будущей Согдиане. На востоке их ареал включает в себя часть нынешней Тувы и Красноярского края.

Борис Мышлявцев. Согдиана
Реконструкция одежды андроновского типа.

Андроновской культура называется по имени населённого пункта Андроново в Красноярском крае, где впервые были обнаружены соответствующие памятники.

Считается, что Андроново являлись преуспевающими наследниками синташтинской культуры, что на Южном Урале. (К синташтинской культуре относится, например, легендарный Аркаим). Синташтинской изобрели революционный для Евразии механизм: колесницу. Произошло это около 2000-го до нашей эры.

Это, а также аридизация, распространение сухих степей и пустынь в Евразии, привело к увеличивается мобильности синташинцев, которые двинулись на Восток и на Юг и образовали огромное единое культурное пространство, которое ныне называется андроновской культурой.

Согласно данным палеогенетики, андроновцы были светлыми голубоглазыми европеоидами с некоторыми средиземноморскими чертами.

Андроновцы сочетали оседлый и полу кочевой образ жизни. Основной упор делался не на земледелие, а на скотоводство.

Повсеместно возникали так называемые андроноидные культуры, в переходных ландшафтах - в горах, на границе степи и тайги. Андроновцы оказали большое влияние на формирование культуры и антропологического облика финно-угорских, самодийских и других сибирских народов.

Одновременно происходило смешение андроновцев с восточно-азиатскими народами.

Примерно в период Катастрофы бронзового века андроновцы начали массово переходить к полностью кочевому образу жизни и превращаться в "скифов".

Скифы продвинулись еще дальше на Восток, где вошли в прямое соприкосновение как с Китаем, так и с лесными народами Приамурья. Народы эти постепенно перенимали у скифов основы кочевого скотоводства, военного дела, предгосударственного устройства. Происходило антропологической и языковое смешение, в ходе которого постепенно утрачивались европеоидрые черты и начали возникать известные в будущем тюрки и монголы. (Все эти процессы намного сложнее и о них идут бесконечные споры, я пишу очень в общих чертах, упрощенно).

Считается, что андроновцы, как и в дальнейшем скифы были ираноязычными. Если о скифского временах осталось немало греческих и китайских источников, то об андроновцах можно говорить лишь предположительно. В частности, об их ираноязычии говорят пласты старых заимствований в лексике финно-угорских народов, а также ряд других признаков, говорить о которых было бы слишком долго.

Так или иначе, кочевой Скифский мир впервые создал на территории Евразии единое пространство, по которому столь активно начали циркулировать люди, идеи и предметы роскоши. И важным окном в городскую цивилизацию для скифов была именно родственная им Согдиана.

Борис Мышлявцев. Согдиана
В 5-6 веках на арене появлятся тюркские народы. Нетрудно заметить, что их первое большое государство плюс-минус соответствует территориально Скифскому миру.  Скифский мир, однако, единым государством не был, он был культурным пространством. Тюрки впервые объединили эту территорию в политически единое целое. Что это означало с экономической точки зрения? Безопасные торговые пути из Китая. Именно период Тюркского каганата стал высшим пиком развития Согдианы. Торговые фактории согдийцев покрыли всю Евразию.

Борис Мышлявцев. Согдиана
Согдиана в узком смысле этого слова.  Включала в себя 7 полисов (главные - Самарканд и Бухара) с многочисленными зависимыми городами. Согдийские колонии существовали также в Синьцзяне, а фактории - по всей Евразии.

Любой москвич постоянно сталкивается с потомками согдийцев - таджиками. И у этого воображаемого москвича может возникнуть вопрос: где же великая согдийская культура?  Что-то не сильно она проявляется...

Тут надо понимать географичесаую специфику Согдианы. Основные городские центры находились на равнине. В городах - роскошь и высокая культура. Даже дома среднего класса были сверху до низу покрыты дорогостоящими росписями, подобно домам римских богачей. Но значительная часть согдийцев жила вовсе не в этих городах. Они жили в труднодоступном высокогорье. Археология показывает нам для этих территорий непредставимую для тогдашнего иранского мира архаику.

Подобное положение сохраняется даже и сейчас. В горах Таджикистана люди продолжают жить в домах с земляными крышами, молоть зерно каменной ручной мельницей и т. п.

В советское время основные согдийские центры были отданы новосозданному Узбекистану. В Бухаре после советских бомбардировок 1920 года иранское население сократилось до 4%.. Повсеместно начал изучаться узбекский в ущерб фарси. Собственно Таджикистану достались в основном горные неудобья, население которых было не слишком знакомо с городской культурой. Новая "таджикская" культура создавалась на базе "культуры бедняков". Поэтому у подметающего московские улицы недавнего сельского таджика не стоит искать следы древней согдийской культуры. Скорее уж их можно отыскать в узбекском Ташкенте...

Итак, после создания тюрками большой империи на территории Скифского мира начались звездные столетия Согдианы. Как согдийцам удалось установить с тюрками нужные отношения? Надо понимать, что эти тюркские народы были во многом всего лишь сменившими язык скифами. То есть старые связи вполне могли работать.

Но в целом Согдиана вынуждена была решать новую задачу: установление культурной гегемонии над тюркских народами, которые, все-таки, в отличие от скифов иранцами не были.

Как решалась эта задача, мы можем видеть на примере эволюции тюркской письменности. (Об этом чуть позже). А основным инструментом была прозелитическая деятельность. Неспроста ведь название города Бухара переводится просто как Храм. Бухара в Согдиане сочетала в себе функции духовного и финансового центра. В Бухаре находились главные зороастрийские и манихейские храмы Согдианы. И только Бухара среди семи согдийских полисов имела право на чеканку серебряной и золотой монеты. (Формально "главный" Самарканд имел право чеканить лишь медную монету).

Распространение согдийских культов в тюркской среде способствовало и распространению соответствующей литературы, согдийского языка и письменности.

У тюркской была своя письменность, орхоно-енисейская руническая (предположительно происходит от сильно трансформированной согдийской, но таковой она не воспринималась). Она постепенно начинает вытесняться собственно согдийской, а позже у уйгуров - возникшим на согдийской базе староуйгурским алфавитом. Тюркский каганат сменился уйгурским, уйгуры приняли манихейство... (Подробнее см. мою заметку "Уйгуры: в исправительной колонии").

Все это согдийское благолепие было сметено арабским завоеванием. Причем вместе с арабами в Согдиану пришли и западные персы, которые и стали проводником исламизации региона. Процесс этот был не слишком быстрым, еще сотни лет продолжалась борьба ислама с зороастризмом. Но к монгольского завоеванию кончилось все практически полной исламизацией, исчезновением согдийского языка и доминированием фарси. Многие города пришли в запустение...

Однако нельзя сказать, что самость Согдианы была уничтожена. После монгольского завоевания Бухара снова возвысилась, взяла под контроль Сибирь и т. п. Финансовое могущество поздней Согдианы было подорвано началом все более активной европейской торговли с Индией и Китаем морским путем. Чем выгоднее и масштабнее становились морские перевозки - тем труднее становмлось Самарканда и Бухаре. Но это уже другая история, тесно связанная с историей Московского царства и Российской империи.
.....
Донаты приветствуются на Тинькофф, привязанный к номеру +7 903 936 93 84

См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я неплохо отношусь к Эдуарду Лимонову.Да, лозунги его партии 90х годов («Сталин, Берия, Гулаг» и т.д.) оставляют множество недоуменных вопросов. Да, его бывшие знамена, стилизованные под свастику, абсолютно неприемлемы. Конечно, самолюбование и ...
В одной локальной группе вконтакте увидела пост молодого человека с текстом о том, как круто ЕГЭ, вот он из каких-то бубеней поступил в московский вуз, вот это сейчас доступно, бесплатно и т.п. В общем, фантазии юного Вертера. Многие мажоры тоже уверены, что стоит только приложить ...
Справа под текстом названия, рисунок зооморфной (не славянской, а финно-угорской) шумящей подвески, типичной археологической находки при раскопках захоронений на всей этой территории. На карте представлены ареалы проживания коренного (автохтонного) населения Залесья = улуса ...
Вчера в глубокой ночи добрались до своего временного рижского пристанища. Квартирка в самом центре, в старом доме, поэтому пришлось долго карабкаться по крутой и высокой лестнице)) В целом всё норм. Из смешного: обычно в съёмных квартирах гостей ждёт бутылка воды/вина/молока, но тут ...
Это, конечно, не КМ, но картинки на открытках и марках - похожие или почти совпадающие (ключевое слово - "почти":-) ) . Соответствующую марку наклею на лицевую сторону (но если хотите, могу и на обратную:-) ) , а на обратной дополню до стоимости пересылки другими красивыми марками. На ...