Транссиб
koparev — 17.04.2024Начало Транссиба
17 апреля 1891 года император Александр III подписал рескрипт на имя цесаревича Николая. Ему было поручено организовать строительство Великого Сибирского пути и принять на себя контроль за всеми работами.
Сибирь в конце XIX века уже виделась главным источником русского богатства. Огромные ресурсы пахотной земли, неисчерпаемые недра с залежами ценных ископаемых, гигантские лесные ресурсы, и наконец обширные владения в Приморье, где строился и рос незамерзающий торговый и военный порт с прозрачно намекающим на грядущую русскую политику именем — Владивосток.
Но говорить о развитии земель на восточном краю империи было невозможно до тех пор, пока туда не будет проложена железная дорога. В промышленно развитой европейской части России железные дороги уже превратились в главный вид транспорта. Требовалось как можно быстрее связать существующую сеть железных дорог с Восточной Сибирью и Приморьем. Да и военные предостерегали — в случае конфликта на Тихом океане, удержать Дальний Восток без железнодорожной магистрали будет непосильной задачей.
В 1886 году Александр III распорядился подготовить соображения по подготовке к строительству. Уже в 1887 году создали две экспедиции министерства путей сообщения, поручив им начать проектную работу. Подготовительный этап завершился в феврале 1891 года, когда Комитет министров Российской империи утвердил план работ по сооружению Транссиба и постановил, что строительство железной дороги будет вестись за государственный счёт.
Две нити железной дороги должны были двигаться навстречу друг другу с Дальнего Востока и из Западной Сибири. Строительство собирались закончить в 1900 году, оценка бюджета составляла 350 миллионов рублей или 44 тысячи рублей за километр, что было заметно дешевле любых заграничных цен. Тогда в России умели строить одновременно дёшево и очень качественно!
Руководство грандиозным проектом досталось совсем молодому цесаревичу, будущему императору Николаю II. Он превосходно справился с этой задачей. Цесаревич внимательно вникал в мельчайшие детали проектирования, разбирался с нормативами строительства, изучал материалы изыскательских экспедиций. Уже 31 мая 1891 года во Владивостоке Николай заложил первый камень в основание магистрали, с которого началось строительство Уссурийского участка дороги. Став императором в 1894 году, Николай II не оставил пост главы строительства и успешно довёл его до конца.
Сооружение Транссиба велось в чрезвычайно сложных условиях: Приморье и Восточная Сибирь были совершенно не освоены и почти не заселены. С самого начала встала проблема поиска рабочей силы. Она была решена с помощью государственной программы переселения в Сибирь малоземельных крестьян и вербовки рабочих в центральных губерниях, страдавших от перенаселения. Когда этот вопрос обсуждался в комитете министров император Александр III твёрдо заявил, что заселение Сибири должно быть подчинено одной задаче: «укреплению русского владычества и насаждению русской культуры».
Первый этап строительства был связан с прокладкой пути от Владивостока до станицы Графской. Этот участок протяжённостью 408 километров был одним из самых сложных для строительства из-за гористой местности и наличия рек и озёр.
Второй этап включал разработку и возведение участка от Челябинска до Оби. Этот участок был длиной 1418 километров и представлял собой преимущественно равнинную местность, изредка прерываемую реками и озёрами.
Третий этап строительства был самым объёмным и крупным. Были проложены участки от Оби до Иркутска и от Иркутска до Хабаровска. Длина первого участка составляла 1818 километров, а длина второго — 2051 километр.
Прокладка дороги шла высочайшими темпами, опережавшими лучшие результаты американских железнодорожников. Скорость, с которой Россия строила Транссиб, поразила весь мир. Уже в 1897 открылся первый участок — Уссурийская дорога, а в 1901 все участки были соединены, и по Великой Сибирской магистрали началось движение поездов. Транссиб оказался самой протяжённой в мире железнодорожной магистралью.