Что первично -- материя или идея? (Правильный ответ: ни то, ни другое.) И

Александр Басов:
Мне кажется наоборот, но мысль ценная
Максим Солохин
В христианстве — именно так, и это важно понимать. Поэтому мы ходим в храм, например. Храм материален. Мы там причащаемся материальной Святыни. После смерти такой возможности не будет. Потому кто упустил эту возможность при жизни, не получит её никогда.
Александр Быков
В смысле... мир-то на абы как сделан, тоже ведь по какому-то плану ) или Он может просто так, тяп-ляп, безыдейно ? )
Максим Солохин
Александр, Бог мыслит не идеями, так как идеи сотворены, а Бог не сотворён.
Александр Быков
Мне кажется, все они в Нём, и духи и идеи и материальный мир, поскольку Он безначален, вопрос о первенстве снят. Или мы допускаем мысль, что в Его промысле время - отдельный игрок?
Максим Солохин
Александр, время сотворено Богом, как и всё остальное. А вот зло не сотворено Богом — и его не существует в действительности. Зло это иллюзия, то есть, как раз вот идея — и эта идея имеет большую власть над умами людей, но она не в Боге (а значит, НЕ ВСЁ в Боге). Когда приходит Бог, зло исчезает подобно тому, как исчезает тьма при появлении света.
Abel Znorko
Зло - это идея, порождена Денницей?
Максим Солохин
Конечно. Отсюда и титул "отец лжи"
Abel Znorko
Максим, зло - это идея. Зло - не субстанционально. Отсюда следует, что мир идей не субстанционален? То есть ВСЕ идеи - иллюзия? точнее не иллюзия, а производная от духа (ангела или падшего). Человек способен улавливать идеи (гений в бытовом смысле), но молящийся минуя мир идей, напрямую контактирует с ангелом, например? Мир идей можно назвать миром энергий, как божественных, так и не божественных?
Максим Солохин
Да, идея это не самостоятельная сущность, а образ действия (энергии) духа. Идеи не существуют сами по себе, отдельно от породивших их духов. "Идея носится в воздухе" это намёк на духа, который "носится в воздухе" (конечно, и это метафора: духи нематериальны).
Но Божественные "идеи" (логосы) или энергии это совсем иное, чем тварные идеи, как и Сам Бог Творец это совсем Иное, чем тварный дух.
Строго говоря, идея это даже не энергия или действие, а образ действия или способ действия. Поэтому зло не является ни сущностью, ни энергией, ни действием — вообще ничем из сущего. Это лишь призрак, имеющий власть над теми, кто ему служит вместо того, чтобы служить Богу Промыслителю.
Abel Znorko
Максим, но тогда получается, что есть Бог и Его Логос и / или Энергия
Есть Ангелы и идеи, порожденные Ими
Есть падшие духи и идеи, порожденные им, главная из которых, идея зла.
Верно?
Максим Солохин
Верно.
Уточнения: Отец, Логос и Святый Дух это три ипостаси Единого, безначальные "идеи" Которого именуются логосами (с маленькой буквы).
Ангелы рождают свои идеи от семени Божественных логосов.
Идеи падших духов суть извращенные комбинации ангельских идей.
Abel Znorko
Максим, платонизм с его учением об идеях - это шаг к Богу?
Не думаю. Платон не видит Бога, Творца духов и материального мира, поэтому идеи у него выходят самостоятельными сущностями, а материальный мир лишь слабым отражением мира идеального. Эта концепция больше похожа на бесовскую прелесть. Платон слишком большой вес придаёт рождённым духами идеям. Я же думаю, материальный мир, сотворенный Самим Богом, ближе к Истине, чем вторичный "мир" идей. С чего и начался этот разговор.
Abel Znorko
Максим, да, возможно, так.
Но тогда получается, вся Античность пронизана платонизмом, а как следствие и в христианстве платонизм играет огромнейшую роль.
И, кстати, в России именно платонизм имеет большее влияние, когда на западе Аристотель, который как раз занимался больше изучением мира материального, а не мира идей.
Крылов очень хорошо написал, что не изучался у нас должным образом Аристотель, отсюда ошибки и беды.
Максим, но с другой стороны, Платон и не мог видеть Творца. Рано ещё было. Платонизм - это разве не подготовка почвы для восприятия Логоса?
Максим Солохин
Платонизм подменяет Бога Абсолютной Идеей, "очищенной" от образа Христа. К Православию он не имеет отношения, а к христианским ересям самое прямое.
Аристотель разработал сам понятийный аппарат, которым пользовались Отцы. Его влияние на Православие неоспоримо.
Abel Znorko
Максим, соглашусь с оговоркой. Аристотеля без Платона могло и не быть.
Александр Быков
Максим, теперь я понял, про что речь ) тогда мне проясняются и некоторые моменты. Значит, мятежный дух не поклонился именно правде Творца, явленной в материи, когда рек - "я сделан из пламени, он - из праха". И таким образом вместо того, чтобы сотрудничать, стал наполнять мир своими беспокойством. И напротив, Христос не поклонился миру, испорченному дурными идеями, показывая, что они неверны. Ведь стопы грешницы омывал, и понятно в каком смысле - мир, сотворённый Им - чист. Но тогда получается, что Сатан с самого начала находится в некотором... затруднении... я бы даже сказал, трагическом. ведь тут ещё и такой казус, что человек способен влиять непосредственно на материальный мир... делать добрые дела к примеру. И если он поймёт, что для него нет материальных катастроф, а всё это промысел Бога, то для мятежного духа это будет катастрофой инфернальной, которая и так, наверное, у него постоянно происходит, требуя что-то измышлять, в желании сделать свою истину. меж тем как у человека есть реальные средства... просто они скрываются от него же хоть бы тем же сидением в пещере, на стене которой пляшут миражи царства идей. Не подражает ли это своей обширностью, дискретностью - Тайне? в общем, ваши слова, показавшиеся мне вполне поводом для иронии, оказались ценными, спасибо )
|
</> |