Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями

топ 100 блогов mikle101.08.2021 Ковзан Борис Иванович — летчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский летчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилевской области Белорусской ССР.

Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Летчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) Ковзан Б.И. свой боевой счет открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Затем воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.

29 октября 1941 года на самолете МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с четырьмя Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас.

При возвращении на свой аэродром на высоте 5 000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашел «юнкерсу» сзади снизу и уравнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. «Юнкерс», кувыркаясь, пошел к земле. Ковзан произвел посадку на своем аэродроме.

Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями 21 февраля 1942 года Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолете Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88. Произвел посадку на поврежденном самолете.

9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолете на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109F. Совершил благополучную посадку на поврежденном самолете. За три тарана вражеских самолетов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса Ковзан самолете Ла-5 обнаружил группу из семи Ju-88 и шести Me-109. Противник уже заметил наш истребитель, и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимания на истребители сопровождения, Ковзан устремился к «юнкерсам». Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине.

Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс», и Ковзан направил свой горящий самолет на него. От удара оба самолета развалились на куски. Нашего летчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6 000 метров он с не полностью раскрывшимся парашютом упал в болото, что спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько ребер. Это был его четвертый по счету таран.

Подоспевшие колхозники вытащили летчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе.



Десять месяцев летчик-истребитель провел в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен летчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.

После войны продолжал службу в Советской Армии. С 1945 года — помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1954 года — начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 1958 года подполковник Б.И. Ковзан — в запасе. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе-герое Минске. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

В Минске на доме, в котором жил герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.

https://www.rubaltic.ru/context/05072021-boris-kovzan-sovetskiy-letchik-s-devyatyu-zhiznyami-padal-s-vysoty-6-000-metrov-edinstvennyy-v-mire-/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По-прежнему на улице морозно. Писать много слов о сказке, волшебстве чот не хочется, да и не получится, лучше, чем написал Гоголь: "Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, ...
Задолбало Евровидение. Куда не зайди,  на первых полосах. Уже зла  не хватает совсем. Ну прошел и забыли. ЧИ НИ КОНКУРС. Песни всегда были гхавно. Его пора ЗАКРЫТЬ, а не спорить. И тем более не радоваться и не огорчаться. А то блин, суды, выяснения... КОГДА ОН БЫЛ НЕ ПОЛИТИЗИРОВ ...
Этим летом я впервые побывал в Иркутской области. Но красот Байкала я, к сожалению, не видел. Меня опять тянуло на промприключения. Приземлевшись в Иркутске и переночевав там ночь, увидев своими глазами Иркутскую ГЭС, меня пригласили в Братск. Сказали, тут недалеко! Я же не знал, что по ...
Таня Кузина прислала довольно интересное авторское видео с собственной аварией и последующими событиями. Смотреть с 01:00 до конца со звуком. https://youtu.be/6oZ2Hz0G5ic ...
Давненько я не брал в руки фотоаппарат, давненько. Сегодня выдался отличный тёплый и солнечный день - самое время прогуляться по центру Омска. 2. Небо сегодня было фантастически красивым. 3. Молодёжь тусуется у фонтана. 4. Осень пришла в Омск. 5. Осень. 6. У ...