Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями

топ 100 блогов mikle101.08.2021 Ковзан Борис Иванович — летчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский летчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилевской области Белорусской ССР.

Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Летчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) Ковзан Б.И. свой боевой счет открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Затем воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.

29 октября 1941 года на самолете МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с четырьмя Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас.

При возвращении на свой аэродром на высоте 5 000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашел «юнкерсу» сзади снизу и уравнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. «Юнкерс», кувыркаясь, пошел к земле. Ковзан произвел посадку на своем аэродроме.

Борис Ковзан — советский летчик с девятью жизнями 21 февраля 1942 года Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолете Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88. Произвел посадку на поврежденном самолете.

9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолете на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109F. Совершил благополучную посадку на поврежденном самолете. За три тарана вражеских самолетов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса Ковзан самолете Ла-5 обнаружил группу из семи Ju-88 и шести Me-109. Противник уже заметил наш истребитель, и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимания на истребители сопровождения, Ковзан устремился к «юнкерсам». Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине.

Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался «юнкерс», и Ковзан направил свой горящий самолет на него. От удара оба самолета развалились на куски. Нашего летчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6 000 метров он с не полностью раскрывшимся парашютом упал в болото, что спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько ребер. Это был его четвертый по счету таран.

Подоспевшие колхозники вытащили летчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе.



Десять месяцев летчик-истребитель провел в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен летчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.

После войны продолжал службу в Советской Армии. С 1945 года — помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1954 года — начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 1958 года подполковник Б.И. Ковзан — в запасе. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе-герое Минске. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

В Минске на доме, в котором жил герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.

https://www.rubaltic.ru/context/05072021-boris-kovzan-sovetskiy-letchik-s-devyatyu-zhiznyami-padal-s-vysoty-6-000-metrov-edinstvennyy-v-mire-/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В среду я побывал на своей любимой горе. Вы знаете, конечно, что это за гора, это - Ай-Петри. Цель была поснимать на плато красавицу сон-траву. И цели этой мы достигли. Но сейчас - не об этом. В своё время нынешний глава Крыма сказал о шалманах на плато вот так (дословно): "Плато ...
САМАРА, 3 сен - РИА Новости. Самарский суд отсрочил приговор по громкому делу многодетной матери Юлии Кругловой, осужденной за мошенничество, до достижения 14-летия ее младшей дочерью, передает корреспондент РИА Новости из зала суда."Самарский ...
У Казанского священника украли 15 миллионов рублей, но у него остались два джипа, три дома, три квартиры и часы "Патек Филипп" за 100 тысяч долларов, нажитых непосильным трудом. http://www.business-gazeta.ru/article/47039/14/ Религия - опиум для народа (с) Главное ...
Послушал, что сказал Владимир Путин, и сегодня вспомнил одну историю. Когда я учился в школе, к нам в класс приехал учиться парень из Узбекистана. Хочу заметить, его родители были весьма интеллигентные люди (не гастарбайтеры, на которых сейчас жалуются москвичи), соответственно, сам он то ...
Вчера Уитни Хьюстон исполнилось 47 лет. День рождения певица отмечала на Багамах. Остановилась Уитни с дочкой и ее друзьями в отеле Atlantis Paradise ...