Бизнес-олимпиады уходят в Азию

топ 100 блогов mikle131.07.2021 С 2013 года шесть стран Европы последовательно (часто в результате референдумов) отказались от борьбы за право принять Олимпийские Игры-2022 и 2026. Пандемия окончательно показала, что если МОК не проведет срочных реформ, Олимпийское движение накроется медным тазом.

Токийские Игры стали самыми нежеланными в современной истории: в Японии за их отмену или повторный перенос выступили более 80% населения, а в 28 странах, где аналитическая компания Ipsos провела опрос, против высказались 57%. Это абсолютный рекорд со времен де Кубертена.

Бизнес-олимпиады уходят в Азию

Но власти Японии все же решились на Олимпиаду. Во многом - из-за давления со стороны МОК, инвесторов и угрозы больших штрафов за срыв Игр. То есть, как раз по тем причинам, о которых я писал вчера.

Ранее МОК с большим трудом "пристроил" зимние Игры-2022: после того, как свои заявки отозвали Польша, Швеция, Германия, Швейцария и Норвегия, выбирать пришлось из двух оставшихся претендентов - Алма-Аты и Пекина. Затем Швейцария и Австрия сняли свои кандидатуры на проведение зимней Олимпиады-2026.

Молодёжь все чаще высказываются за полную реструктуризацию Олимпийского движения

Профессор Университета штата Калифорния, эксперт в области спортивного маркетинга Андрей Михайличенко:

"В Олимпийских играх очень важен отложенный, опосредованный, экономический эффект. Это означает, что место, в котором проходит Олимпиада, становится более популярным для проведения дальнейших мероприятий, в том числе политических".

Огромные затраты и сомнительное наследие

Токийские Игры стали самыми дорогостоящими в истории среди летних Олимпиад. Япония потратила на Игры-2020 более 15 млрд долларов из казны, не считая взносов частных инвесторов. В общей сложности, по данным издания Wall Street Journal со ссылкой на Коллегию аудиторов Японии, затраты на токийские Игры превысили 25 млрд долларов при изначально заявленном бюджете в 7,4 млрд.

Это самая дорогостоящая летняя Олимпиада в истории современных Игр. Отсрочка на год увеличила ее стоимость лишь на $2,8 млрд, поэтому вмешательство пандемии не может считаться главной причиной перерасхода.

С 1960 года ни одна Олимпиада не смогла удержаться в рамках первоначальных бюджетов. В 2016 году Оксфордский Университет проанализировал статистику олимпийских расходов в разных странах, и вот лишь некоторые данные:

Монреаль-1976 - бюджет превышен на 720% (городу понадобилось 30 лет, чтобы полностью расплатиться с долгами)
Барселона-1992 - 266%
Лейк-Плэсид-1980 - 324%
Рио-2016 - 352%
Сочи-2014 - 289%

Летняя Олимпиада в Афинах в 2004 году вообще во многом спровоцировала начавшийся тремя годами позже экономический кризис в Греции.

"К сожалению, наследие Олимпийских игр все чаще представляет собой долги и множество заброшенных объектов. Так обстоит дело, например, в Сараево, Афинах и даже в Пекине и Рио, хотя в этих городах Игры прошли сравнительно недавно. Полуразрушенные стадионы и заброшенные олимпийские деревни становятся символами финансового провала", - пишет журналист Найл Маккарти.

Самыми удачными примерами олимпийского наследия можно считать Лондон, Барселону и Москву, где многие объекты, построенные к Олимпийским играм, используются по назначению.

Властям становится все труднее объяснять населению намерение потратить баснословные суммы на проведение Игр. При этом затраты на каждую следующую Олимпиаду будут только расти, так как они неизбежно будут становиться все более "зелеными", технологичными и масштабными из-за новых видов спорта, включаемых в олимпийскую программу.

"МОК необходимо разработать программы по содействию правительствам государств, которые все еще готовы размещать свои заявки и вкладываться в борьбу за право проведения Олимпийских игр. При нынешней системе он никоим образом не помогает, страны варятся в собственном соку. Заявка прошла - успех, не прошла - все расходы и потери остаются на этой стороне", - говорит Андрей Михайличенко, профессор Университета штата Калифорния, специалист по спортивному маркетингу.

Имидж, престиж, допинг

Бизнес-олимпиады уходят в Азию

Согласно опросу 2011 года, проведенному аналитическим центром GlobeScan среди населения 21 страны, в 18 из них большинство опрошенных испытывали национальную гордость в связи с успехами их олимпийских сборных.

При этом глава GlobeScan Дуг Миллер обращал внимание, что в основном это наблюдается в развивающихся странах и в Китае.

Значимыми олимпийские достижения считали:

91% опрошенных в Кении
86% - на Филиппинах
84% - в Турции
83% - в Индонезии
82% - в Китае
81% - в Египте
60% - в России

В США, Бразилии, Канаде, Австралии и большинстве стран Западной Европы этот показатель составлял 40-50%. Меньше всего всплескам национальной гордости подвержены немцы - всего 19% (еще 20% лишь изредка радуются олимпийским победам).

Хуан Антонио Самаранч считается реформатором Олимпийского движения. Многие обвиняли его в том, что он покончил с любительским спортом, превратив Олимпийские игры в соревнования профессиональных спортсменов, но по сути так было еще до него. К его приходу на пост главы МОК многие сборные полностью состояли из профессионалов

Кроме того, другое исследование, проведенное в 2015-16 гг, показало, что допинговый скандал повлиял на болельщиков - 57% опрошенных сказали, что с недоверием начали относиться к Олимпиадам и потеряли к ним интерес.

В большинстве стран уровень национальной спортивной гордости упал в среднем на 5-15%. Вырос он только в России (с 60 до 74% населения) и в Индии (с 66 до 71%).

"Имидж Олимпийского движения сильно пошатнулся, при этом его престиж по инерции еще сохраняется. Еще ничего не потеряно, но МОК - очень консервативная организация, ей нужен второй Самаранч, чтобы быстро обновиться и встроиться в колею нового времени", - уверен Монс.

Хуан Антонио Самаранч возглавил МОК в 1980 году, когда Олимпийское движение тоже находилось в глубоком кризисе - финансовом и политическом: все проведенные к тому времени Игры были сплошь убыточными, а московская и лос-анджелесская Олимпиады были омрачены бойкотами.

За 20 лет на посту Самаранч во многом реформировал структуру и привлек к Олимпиадам большой бизнес.

Цифровые времена - новые зрители

В США телевизионную трансляцию церемонии открытия Олимпиады в Токио посмотрели в общей сложности менее 17 млн человек. Это на 36% меньше зрителей, чем во время открытия Игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году, и это самая маленькая аудитория подобных церемоний за последние 33 года.

И хотя в других странах ситуация может быть иной, американский рынок медиа-услуг с его крупнейшими в мире телеканалами, принято брать за основу при оценке изменений в привычках аудитории.

Человек со смартфоном

Последние наблюдения показали, что аудитория стриминговых цифровых платформ выросла более чем на 70% по сравнению с трансляцией открытия Олимпиад в том же Рио и в южнокорейском Пхенчхане в 2018 году. При этом стремительно падает интерес к живым трансляциям.

"Сегодня уже никто не станет планировать свою жизнь под прямую трансляцию чего-либо, когда это можно посмотреть в записи. 68% даже запись не станут смотреть, а просто за пару секунд узнают результаты пропущенного действа. 83% людей в возрастной группе 18-32 вообще не интересует процесс, только итог. Исключение составляют гонки "Формулы-1", "Супербоул" и королевские свадьбы", - говорит эксперт в области цифрового контента Юваль Младов.

Бизнес-олимпиады уходят в Азию

С тех пор как в 2007 году Apple выпустил первый смартфон с прямым выходом в интернет, технологии развивались сверхбыстрыми темпами, но МОК только в 2019 году создал в своей структуре должность директора по цифровой вовлеченности.

"Как с таким отставанием от жизни МОК еще умудряется сохранять своих партнеров и спонсоров - загадка", - говорит Янс Монс.

Что дальше?

Последние опросы показали, что 62% респондентов в разных странах по-прежнему считают Олимпиаду увлекательным и объединяющим мероприятием.

В целом, эксперты тоже полагают, что скорый конец Олимпийскому движению не грозит, но поколение Z потребует от него кардинальных реформ - от технологий до роли личности и распределения ролей. Прежнее полное подчинение стран правилам и требованиям МОК должно будет уступить место гибкому диалогу сторон.

По мнению специалиста по спортивному маркетингу Андрея Михайличенко, структуре также необходимо реформировать схему привлечения финансовых потоков.

"В МОК существует укоренившаяся, консервативная система генерального спонсорства, Но ему уже давно пора обратить внимание на мелкую россыпь инвесторов, а не концентрироваться на одном десятке супер-мега-инвесторов. Мелкие инвесторы взаимозаменяемы, от каждого из них по отдельности не зависит так много, как от Coca-Cola или Alibaba", - считает эксперт.

Бизнес-олимпиады уходят в Азию

Зависимость МОК от генеральных спонсоров столь велика, что зачастую они диктуют политику Олимпийского комитета

"Также МОК, на мой взгляд, очень неохотно идет на сотрудничество с малым и средним бизнесом. Это требует многих ресурсов, но это благодатное направление, которое, безусловно, поможет и финансовой плавучести и, самое главное, дальнейшей популяризации. Особенно в малых странах, где Олимпиады не так хорошо смотрят, потому что большие рынки в значительной степени выработаны. На американском рынке, к примеру, МОК уже вряд ли добьется чего-то существенного сверх того, что уже есть", - говорит Андрей Михаличенко.

Некоторые специалисты считают, что на полное преображение у Олимпийского движения в лице МОК есть не более 20 лет. Если не начать немедленно, то в долгосрочной перспективе Олимпийские игры 2040 года окажутся под большим вопросом. А в краткосрочной - география Олимпийских игр постепенно будет смещаться в сторону Азии и, возможно, стран Персидского залива, где статусность Олимпиад все еще высока.

Таковы печальные перспективы после превращения олимпиад в большой бизнес.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте, господа ) Есть надобность передать маленькую посылочку в город Апатиты. Посылочка правда маленькая ) всего лишь два браслетика для барышни ) Посчитали всякие курьерские службы, ну..овчинка выделки не стоит. Пересылка дороже самих браслетиков получается ) А барышня в отпуск ...
Я не так давно зависаю в Инстаграмме, но сервис мне уже нравится и уходить с него не хочу. В основном выкладываю фотки Липецка, кошек и ребенка...Ну и вообще, что в душу запало))) Сервис мне очень нравится честно говоря - удобно, в отличие от ЖЖ, и там не берут плату за выкладку фото. А т ...
Помните, рассказывал, что мне неожиданно предложили прочитать на Иннопроме лекцию. Тема - "Репутация". А у меня времени нет, но уж больно тема хорошая. Я согласился и начал готовиться. А вчера позвонил Веллеру и рассказал ему. Михаил Иосифович ...
В 2011 году Сергей Мавроди объявил о запуске в интернете новой международной пирамиде. Журналисты проводили опрос граждан России, и оказалось что готовых вложить деньги в МММ-2011 лишь 3%. Но к середине 2012 года в пирамиду вступило 35 миллионов человек ...
Красивая девушка Л. из соседнего дома очень хотела замуж. Она завела себе ручного брюнета и сказала родителям, что пойдет с ним в ЗАГС. Родители любили девушку Л. Поэтому они купили ей платье за двести семьдесят четыре тысячи рублей. Двести семьдесят четыре тысячи рублей, Карл! С род ...