Борис Акунин "Русский в Англии: Самоучитель по беллетристике"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Борис Акунин Борис Акунин Русский в Англии: Самоучитель по беллетристике](/images/main/boris-akunin-russkiy-v-anglii-samouchitel-po-belletristike-128fd8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/natali_ya/11122508/2856879/2856879_300.jpg)
Я ещё не дочитала эту книгу до конца, но она мне настолько нравится, что уже сейчас хочу о ней написать.
Узнала об этой книге от
![Борис Акунин Борис Акунин Русский в Англии: Самоучитель по беллетристике](/images/main/boris-akunin-russkiy-v-anglii-samouchitel-po-belletristike-78d8e8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080?v=549.1)
Об этой необычной книге я ещё расскажу, но начну с другого. Помните наш разговор "Что самое важное для писателя?": "Талант, ремесло, опыт жизни? Или в обратном порядке: опыт, ремесло, талант?"
Я поставила на первое место талант и обнаружила, что Акунин того же мнения, цитирую:
"Писатель – человек, способный мысленно перевоплощаться в других людей". Это, я полагаю, врожденное качество. Научить ему нельзя. Я во всяком случае не взялся бы.
Акунин рассказывает, что это у него началось с детства, была какая-то кнопочка, которая вдруг включалась:
"Смотришь на какого-нибудь приятеля по детскому саду и пытаешься представить: а каково это – быть Вовкой Ивановым [все имена подлинные. Прим авт.] и каждый день любоваться в зеркало на свои оттопыренные уши? И вдруг видишь себя в зеркале, ты – Вовка. Потом, усложняя задачу, я представлял себя конопатой Танькой (не помню фамилию, только лицо), и это был первый опыт сочинения хоррора, потому что жизнь девочки показалась мне ужасным ужасом.
Я становился старше, понемногу узнавал жизнь и людей. Истории становились сложней, но сериал всё не заканчивался – ни когда я учился в школе, ни в университете, ни во взрослой жизни. У меня и сейчас одно из любимых развлечений – посмотреть на какого-нибудь человека, скажем, в метро, нажать кнопочку и вдруг оказаться в другом теле, в другой жизни.
Художественная литература – она вообще про это: про то, чтобы, читая книгу, на время стать другим человеком. Никакие иные виды искусства вам такой возможности не дадут. Смотря фильм "Война и мир", вы видите актеров, играющих роль Пьера Безухова или Наташи Ростовой. Читая роман, вы сами на время в них превращаетесь.
Если вам хочется узнать, каково это – быть не собой, а кем-то другим, значит, кнопочка у вас есть."
Да, Акунин не употребляет слово "талант", но я под этим словом как раз и имела ввиду некое врождённое качество, которому научить нельзя, он или есть или нет. Только не знала, как его определить, талант этот.
![Борис Акунин Борис Акунин Русский в Англии: Самоучитель по беллетристике](/images/main/boris-akunin-russkiy-v-anglii-samouchitel-po-belletristike-78d8e8.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080?v=549.1)
— Талант, ремесло, опыт жизни - для писателя
Ремесло, опыт жизни, талант - для беллетриста
(Акунин о разнице между писателем и беллетристом:
Разница состоит в том, что писатель пишет для себя, а беллетрист - для читателя.)
Да, Акунин и эту книгу начинает с описания разницы между Писателем с большой буквы и просто писателем (беллетристом), но ты уже прочитала первую цитату, теперь прочитай и вторую:
"Один мой тогдашний приятель, начинающий прозаик, мечтавший о большом успехе и даже разработавший целую теорию бестселлера, сказал: "Первое: определяешь, для кого собираешься писать. Второе: составляешь список тем, интересных этой аудитории. Третье: выбираешь из списка ту тему, которая тебе ближе всего. И вперед".
Бестселлеров мой приятель так и не создал. Потому что его посыл был неверен. Тот, кто в качестве двигателя выбирает интерес потенциальной аудитории, ничего живого не напишет.
Если вы беллетрист, игнорировать запросы аудитории, конечно, нельзя. Вы же не Писатель, пишущий Прозу. Для вас важно, чтобы книгу прочло много людей. Но последовательность должна быть обратной.
Сначала вы составляете список тем, которые интересны вам. Когда я говорю «интересны», я имею в виду проблемы, загадки и грани жизни, которые бередят вам душу, или вызывают жгучее любопытство, или порождают страх – в общем, нечто очень личное и очень сильное.
И лишь после этого вы пытаетесь вычислить, какая из ваших тем имеет больше шансов заинтересовать читателя (и издателя). Причем это актуально только на первом этапе, когда вы еще не имеете собственной аудитории, доверяющей вашему имени. Когда она появится, вообще руководствуйтесь только и исключительно вашим внутренним голодом."
Теперь о самой книге.
Акунин раскладывает по полочкам все премудрости писательского ремесла, коротко обозначая предмет,
Потом даёт фактический материал, который понадобится желающему выполнить домашнее задание.
И, обратите внимание, жизненный опыт вообще убирает:
"Фактический материал весь будет о русских людях, которые в разные эпохи жили или ненадолго оказались в Англии.
Почему такая экзотическая тематика, спросите вы. Где мы и где Англия?
Вот именно поэтому.
Начинающему писателю проще всего ухватиться за свой личный опыт, за ту фактуру и за те реалии, которые автору хорошо известны по собственной биографии.
Далеко на таком топливе не уедешь. Знаете сколько литераторов написали замечательную первую книгу, построенную на личном опыте, и потом никогда больше ничего путного не родили? Мы с вами учимся профессии. Беллетрист не должен быть ограничен рамками знакомого мира. Если чего-то нужного для будущей книги не знает – собирает необходимый материал."
В третьей части занятия ставится творческая задача — написать новеллу, основанную на событиях, которые Акунин перед этим рассказал. Но не какую угодно, а по определенным параметрам.
Задания:
1. Написать новеллу. Все рассказы должны быть одного размера: один авторский лист, то есть 40 000 знаков. Отклонение в ту или другую сторону допускается не больше, чем на двадцать процентов.
В авторском тексте, пожалуйста, соблюдайте совершенно определенный стиль: пишите языком "Капитанской дочки" и "Повестей Белкина". Представьте, что вы – Пушкин.
Это первый по времени пример взрослой русской прозы. Она очень проста, прозрачна, лишена всякой орнаментальности, минималистична и точна. Не увлекайтесь завитушками, не отвлекайтесь от прямого, как полет стрелы, повествования, не пускайтесь в психологические комментарии.
"Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый".
Учитесь: в двух коротких предложениях дано зримое, атмосферное описание дома – даже со вкусом и запахом. Да еще с лаконичностью хайку представлены главный герой и его родители. Совершенный шедевр литературного импрессионизма.
Не нужно копировать пушкинские фразы и увлекаться устаревшими речевыми оборотами. Главное – создать тоже ощущение непростой простоты и сдержанной веселости (то, что у англичан называется tongue in cheek, "язык, оттопыривающий щеку").
2. Прямая речь.
Диалоги, разговоры, реплики – одновременно самое простое и самое трудное в работе над текстом.
Самое простое – потому что вы как автор не отвечаете за то, что говорит другой человек. Если он глуп, косноязычен, пошл, банален, неприятен, вы не виноваты. Он сказал, вы повторили. Вы попугай.
Самое трудное – потому что прямая речь неописательным образом создает из ничего, из сотрясения воздуха личность, которую читатель должен сразу ощутить и увидеть.
Задание:
Основываясь на той фактуре, которую Акунин даёт, нужно написать текст, состоящий только из прямой речи. Это называется – правильно – "пьеса".
3. Психологический этюд. Всё должно быть очень статично. Никто никого не бьет, не режет, не целует и в окно не выкидывает. Действия минимум. Всю коллизию нужно построить на межличностной коммуникации. Покажите внутренний мир участников диалога и то, как два эти айсберга торчат над поверхностью одними только верхушками.
И так каждый кусочек писательского мастерства:
По каждому заданию Акунин пишет свой вариант. Они хороши сами по себе, так бы читала и читала!
Остановлюсь, и так слишком длинный пост получился. Но книга очень хороша. И если бы у меня была хоть искра таланта, то бишь, была бы та кнопочка, о которой говорит Акунин, то, прочитав эту книгу и выполнив все домашние задания, я тоже стала бы писателем. Но... Но без таланта не стать ни Писателем с большой буквы, ни писателем беллетристом.