Богородица и скоморох
diak-kuraev — 03.04.2012Фреска над выходом из Успенской церкви в с. Мелетово под Псковом (1465 г.) изображает скомороха Анта. Он сидит на троне в иератической позе, напоминая сладкоголосого Давида-арфиста на выходных листах греческих Псалтирей. Гудошник носит головной убор византийских руководителей церковного хора - демественников. Слева от "христианизированного" скомороха пляшет женщина, похожая на пророчицу Мариам, справа - толпа зрителей. Как показал Д. С. Лихачев, сюжет стенописи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис",- сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (ум. 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит дидактическую повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать: у "кощюнника" отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта всепрощающая Богородица исцелила его. Возвративший здоровье скоморох стал воспевать свою избавительницу. Идейную направленность мелетовской росписи усматривают не в осуждении еретических настроений и неминуемом воздаянии вольнодумцам. Подобно Давиду, который музыкальной гармонией служил истинному богу, Ант предстает в облике божественного певца, его скоморошьи качества затушеваны. Как и в западных легендах, лицедей удостоен высшей благодати: в отличие от литературного прототипа, Богоматерь сама явилась к искалеченному "празднословцу", дабы коснуться десницей его уст и вдохнуть в него дар священных мелодий (верхний регистр композиции). "Путем сопряжения этой композиции со своеобразной редакцией "Покрова" (помещенной рядом. - В. Д.) художник как бы включил песнопения скомороха в систему богослужебных гимнов".
http://www.muzlitra.ru/srednevekove/v.p.-darkevich-zhongleryi--5.html
***
В соврменнм русским издании Лимонарии нет рассказа об исцелении и покаянии скомороха. Средневековье было милосерднее?
47. Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом
В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаиан. Он, понося Пресв. Богородицу, представлял Ее на театре. И вот является ему во сне Богоматерь, и говорит: "какое зло Я причинила тебе? 3а что ты издеваешься и поносишь Меня?" Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец, однажды во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказавши ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя, несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие—и то еще ради человеколюбия...
Да, а тезис о шапке скомороха как головном уборе регента, а не певца был оспорен в: Розов Н.Н. Еще раз об изображении скомороха на фреске в Мелетове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 95). Шапка похожа на сомбреро.
|
</> |