Блоги@Mail.Ru: (без названия)
Evgeniy — 21.08.2010 Неделя тринадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о злых виноградаряхИз собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине "Сретение".
*** Притча о злых виноградарях. Кодекс Ауреус Эптернаценсис; Около 1035-1040Ничего нет вВ этом мире отвратительнее неблагодарности, ничего нет оскорбительнее иВ душепагубнее ее. Ибо что может быть отвратительнее, чем поведение человека, когда он замолчит иВ замнет сделанное ему доброе дело? АВ чтоВ же тогда более мерзко, чем то, когда человек отвечает наВ милость немилостью, наВ верностьВ — неверностью, наВ честьВ — бесчестьем, наВ добротуВ — насмешкой. Подобная неблагодарность черною тучей встает между неблагодарным, сВ одной стороны, иВ пречистым Оком небеснымВ — сВ другой, ибо Оно есть сам свет без примеси тьмы иВ само благо без примеси зла.
За неблагодарность люди гневаются иВ наВ животное, хотя животные часто устыжают людей своею благодарностью, своею искренностью иВ верностью. АВ что люди делают для животных, заВ что животные моглиВ бы им быть благодарны? Почти ничего, исключая просчитанный интерес людей дать мало, аВ взять много. Несмотря наВ десятикратную награду, которой животные оплачивают людям все хлопоты оВ них, люди, кроме того, ожидают отВ животных иВ благодарности.
Еще больше люди гневаются наВ неблагодарного человека. Ибо человек может оказать человеку несравненно бульшую услугу, чем любое животное, ноВ может иВ пережить несравненно бульшую неблагодарность соВ стороны человека, чем соВ стороны животного. ВВ этом мире благодарность приобретает свое истинное Божественное сияние, аВ неблагодарностьВ — свое истинное адское уродство лишь вВ человеке, лишь вВ человеческом роде. Ибо ниВ одно живое творение вВ мире неВ может быть ниВ настолько благодарным, ниВ настолько неблагодарным, как это может человек. Чем человек благодарнее, тем он ближе кВ совершенству. Благодарность всем Божиим творениям вокруг него делает его лучшим гражданином сей звездной вселенной; благодарность людям делает его лучшим гражданином общества человеческого; аВ благодарность Творцу вселенной делает его достойным гражданином Царства Божия. НоВ что все дары вселенной иВ всех людей наВ земле, которые может получить смертный человек, рядом сВ несравненными иВ бесчисленными дарами, которые он денно иВ нощно получает отВ Бога? ИВ что вся наша благодарность, которую мы должны воздавать творениям иВ людям, рядом сВ неизреченною благодарностью, которую мы должны воздавать Богу? Ведь иВ все даяния благие, принимаемые нами отВ мира иВ отВ людей, мы принимаем наВ самом деле отВ Бога чрез мир иВ людей. АВ сколькими еще дарами, кроме того, наделяет Бог каждого изВ нас непосредственно, сообщая их вВ духе нашем без посредника, иВ сие отВ рожденияВ — даже иВ прежде рожденияВ — иВ доВ самой смерти! АВ сколькимиВ же дарами наделяет Господь наш Иисус Христос все крещеные души, сколькими духовными сокровищами, какой благодатною силой! ИВ заВ все это неВ быть благодарнымВ — значит неВ просто потерять свое человеческое достоинство, ноВ опуститься ниже всякого животногоВ — иВ всякого творения вообщеВ — вВ пространной вселенной. Чтобы спасти род человеческий отВ такого падения, Господь наш Иисус ХристосВ — неВ имея вВ том личной потребностиВ — часто при всех благословил иВ благодарил Бога (см.: Мф 11, 25; 14, 19; 26, 26–27). ТакВ же поступали иВ святые апостолы, непрестанно хваля Бога (Деян 2, 47) иВ благодаря Его заВ благодеяния, оказанные неВ только им лично, ноВ иВ другим людям. Непрестанно благодарю заВ вас Бога (Еф 1, 16),В — пишет апостол Павел верным вВ Ефесе, вВ тоВ же время наставляя их благодарить всегда заВ все Бога иВ Отца, воВ имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф 5, 20). ТакВ же иВ Церковь Божия, поВ примеру апостолов, доВ сего дня непрестанно возносит хвалу иВ благодарение Богу иВ непрестанно призывает своих верных никогда неВ забывать благодарить, неВ ослабевая, Бога заВ все, что Он им посылает. Нет ниВ одного богослужения, которое Церковь неВ начиналаВ бы соВ слов: Благословен Бог наш! ИВ нет ниВ одного, которого она неВ завершалаВ бы словами: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе! ИВ Церковь совершает это для того, чтобы вВ душах верующих глубоко запечатлелись мысль, песнь иВ молитва беспрерывной благодарности Богу, да возможет всякий сказать оВ себе, подобно Псалмопевцу Давиду: выну хвала Его воВ устех моих (Пс 33, 2).
Из всехВ же примеров человеческой неблагодарности Богу самым черным иВ самым ужасным является пример неблагодарности народа иудейского поВ отношению кВ ГосВподу нашему Иисусу Христу. Пример сей описывает вВ сегодняшнем евангельском чтении Сам Господь вВ виде пророческой притчи,В — притчи оВ хозяине дома иВ оВ злых виноградарях. Эту притчу Спаситель рассказал вВ храме иерусалимском пред первосвященниками иВ старейшинами народа как раз накануне Своих последних страданий иВ распятия наВ кресте.
Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал вВ нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился (Мф 21, 33). Как вВ другом месте Господь говорит человек царь, так иВ здесьВ — человек некий бе домовит, иже насади виноград, дабы сим обозначить благого Домовладыку, или Бога. Ибо, скольВ бы ниВ был человек вВ этом мире немощен иВ унижен, Бог неВ стыдится называться человеком. Человек, несмотря ниВ наВ что, есть главное иВ самое драгоценное воВ всем мире творение Божие. Потому Бог иВ называет Себя человеком, чтобы тем показать превосходство человека над всяким другим творением вВ мире иВ Свою великую любовь кВ человеку. Лишь помраченный ум язычников иВ людей, отпавших отВ Бога, называл Бога именами природных явлений иВ предметов: огнем, солнцем, ветром, водою, камнем, деревом, животными,В — только неВ именем человека. Христианская вера единственная подняла человека высоко над всею сотворенною природой иВ лишь человека удостоила того, что Всевышний Творец может назваться его именем. Виноградник означает народ израильский, избранный Богом, чтобы чрез него осуществить спасение всего рода человеческого. Сам Бог называет народ израильский виноградником Своим (см.: Ис 5, 1). Ограда, которою обнесен виноградник, означает законы, данные Богом народу избранному, словно стена отделяющие его отВ прочих народов. Точило означает обетование оВ приходе Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, обетование, коим народ богоизбранный вВ течение веков утолял жажду как животворным питием. Таким животворным питием Сам Господь Иисус Христос именует Себя, говоря: кто жаждет, иди коВ Мне иВ пей (Ин 7, 37; 4, 14); иВ верующий вВ Меня неВ будет жаждать никогда (Ин 6, 35). Башня означает ветхозаветный жертвенный храм, прообраз Святой Церкви Божией после пришествия Христова. ИВ Сам Господь (см.: Мф 16, 18; 21, 42), иВ апостолы (см.: Еф 2, 20) уподобляют Церковь строению. Под виноградарями подразумеваются старейшины народа, первосвященники иВ учители. Что означает слово отлучился? Разве может Бог отлучиться иВ удалиться отВ Своих людей? Отлучился означает, сВ одной стороны, что Бог, устроив иВ сотворив все потребное для спасения людей, предоставил им свободную волю использовать все дары Божии для своего спасения; аВ сВ другой стороны, слово отлучился означает терпение Божие поВ отношению коВ грехам человеческим иВ безумным делам против ихВ же собственного спасенияВ — терпение иВ долготерпение Божие, превосходящее всякий ум человеческий.
КогдаВ же приблизилось время плодов, он послал своих слуг кВ виноградарям взять свои плоды (Мф 21, 34). Как обыкновенный хозяин посылает своих слуг вВ определенное время взять уВ виноградарей плоды, так иВ Бог посылал Своих слуг, Своих избранников кВ народу израильскому: взыскать плод духовный соВ всего того, что Бог дал этому народу для возделывания. Слуги БожииВ — пророки, аВ плоды виноградника суть все добродетели, проистекающие изВ послушания закону Божию. Послал своих слуг кВ виноградарям, тоВ есть прежде всего кВ старейшинам народа, первосвященникам, книжникам иВ учителям, которые вВ наибольшей степени призваны учить народ закону БожиюВ — иВ словом, иВ примеромВ — иВ которые отвечают пред Богом как заВ себя, так иВ заВ народ. Ибо им дано больше власти иВ больше мудрости, аВ кому больше дано, сВ того больше иВ спросится. Сии руководители иВ вожди народные, если неВ из-за чего другого, тоВ хотяВ бы изВ благодарности Богу должны были принять посланников Божиих сВ почтением иВ любовью, сВ коими принялиВ бы Самого Бога. НоВ чтоВ же они сделали?
Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, аВ иного побили камнями (Мф 21, 35). Вот как люди умеют платить злом заВ добро! Вот черная неблагодарность человеческая! Пророки напоминали старейшинам народа оВ законе Божием, воле Божией, благодеяниях Божиих. Пророки подчеркивали спасительность, красоту иВ сладость закона Божия, требуя, чтобы он действовал вВ жизни каждой личности иВ всего народа. Они отВ имени Бога искали добрых дел как плодов Божественного закона. НоВ этих добрых дел они неВ находили иВ оставались ниВ сВ чем, как работники, пришедшие вВ виноградник собирать урожай, ноВ неВ нашедшие винограда. ИВ старейшины народа неВ просто отпустили их сВ пустыми руками, ноВ схватили их, насмеялись, изругали, иных прибили, иных убили, аВ иных побили камнями. Так, например, пророка Михея били, Захарию убили пред алтарем, ИереВмию побили камнями, Исаию распилили пилой, Иоанну Предтече усекли главу мечом.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; иВ сВ ними поступили такВ же (Мф 21, 36). Другие слугиВ — тоже пророки. Чем больше богоизбранный народ развращался иВ отпадал отВ Бога, те больше Своих пророков посылал милосердный Бог, чтобы те вразумили народ, покарали народных старейшин, да неВ погибнут все они, подобно бесплодным ветвям виноградной лозы, кои отсекают иВ бросают вВ огонь. НоВ иВ этим слугам Божиим удалось сделать неВ более, чем первым. ИВ их старейшины народа, первосвященники, книжники иВ учители били, убивали или побивали камнями. ИВ чем дальше простиралось долготерпение Божие, тем больше иВ отвратительнее становилась неблагодарность людей Богу.
Наконец послал он кВ ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего (Мф 21, 37). Все слуги Божии были поруганы, все вразумления БожииВ — отвергнуты, все благодеяния БожииВ — пренебрежены. Человеческое терпение вВ таком случае былоВ бы исчерпано доВ конца. НоВ терпение Божие больше иВ терпения самого терпеливого врача, лечащего безумного. На десятую долю подобной неблагодарности люди ответилиВ бы железным кулаком. АВ вот как поступает благоутробный Бог: вместо железного кулака Он посылает Сына Своего Единородного! ОВ неисчерпаемая благость Божия! Даже самая лучшая мать неВ моглаВ бы проявить столько милости иВ терпения кВ родному чаду, сколько явил Бог Живый поВ отношению кВ сотворенным Им людям. НоВ когда пришла полнота времени,В — говорит апостол,В — Бог послал Сына Своего Единородного (Гал 4, 4). ТоВ есть когда пришла полнота времени ожиданию плода отВ Израиля, иВ полнота времениВ — злу иВ беззакониям старейшин народных, и, наконец, полнота времениВ — терпению Божию. Когда виноградник был словно опален мучнистой росой, иВ ограда вокруг виноградника сломана, иВ языческий паводок хлынул вВ виноградник, иВ точило вВ винограднике пересохло, иВ башня вВ винограднике превратилась вВ вертеп разбойников,В — тогда неожиданно пришел вВ виноградник Сын ХозяинаВ — Единородный Сын Божий. Бог ведал заранее, что виноградари ничуть неВ постесняются сотворить сВ Сыном Его тоВ же самое, что сотворили иВ сВ Его слугами. НоВ почему тогда Он говорит: постыдятся Сына Моего? Чтобы этими словами устыдить нас,В — нас, иВ сегодня неВ принимающих Сына Божия сВ должным благоговением иВ любовью. ИВ еще чтобы показать, доВ какого бесстыдства дошла людская неблагодарность вВ народе избранном, столь облагодетельствованном милостями Божиими. Послушайте, доВ какой гнусности дошло богомерзкое сие бесстыдство иВ забвение оВ Боге.
НоВ виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его иВ завладеем наследством его. И,В схватив его, вывели вон изВ виноградника иВ убили (Мф 21, 38). Какая совершенная картина того, что вскоре произошло сВ Господом нашим Иисусом Христом! Воистину как злые виноградари убили хозяйского сына, чтобы завладеть виноградником, так иВ иудейские первосвященники, фарисеи иВ книжники убили Господа нашего Иисуса Христа, чтобы полностью подавить народ своею властью. Чту нам делать?В — совещались между собою вожди народа иудейского.В — Если оставим Его так, тоВ все уверуют вВ Него (Ин 11, 47–48). ИВ поВ предложению Каиафы решили Его убить. Напрасным оказался весь тысячелетний опыт, говорящий, что Божия человека убить невозможно, ибо, убитый, он еще более жив, иВ представляет еще бульшую угрозу, иВ вызывает еще более сильные мучения совести. Их отцы избили стольких пророков БожиихВ — иВ вскоре вынуждены были воздвигать им гробницы иВ памятники. Вынуждены были, ибо убиенные пророки после смерти становились для них страшнее, чем при жизни. Они имели очи, чтобы видеть,В — ноВ неВ могли видеть; они имели разум, дабы помнить, чту наВ протяжении тысячи лет было сВ убиенными, аВ чтоВ — сВ их убийцами, ноВ неВ усвоили этого иВ неВ могли вспомнить. Пойдем, убьем его. Самое легкое человеческое решение, ноВ иВ самое безуспешное, отВ Каина доВ Каиафы иВ отВ Каиафы доВ последнего убийцы наВ земле! Убить праведника значитВ — просто отправить его назад кВ Богу, отВ Которого он иВ пришел. АВ это, вВ свою очередь, значитВ — предоставить ему неприступную позицию вВ бою, вооружить его непобедимым оружием иВ сделать тысячекратно сильнее, чем он был, когда вВ теле ходил поВ земле. Что тут скажешь? Убить праведника значитВ — помочь праведнику победить, аВ себя осудить наВ поражение иВ окончательную гибель. Что знал первосвященник иудейский Каиафа, если он неВ знал этого? Знал меньше чем ничего, ибо еслиВ бы он просто неВ знал ничего, он иВ тогда неВ решилсяВ бы убить Христа иВ тем самым ввергнуть самого себяВ — аВ неВ ХристаВ — вВ вечную погибель. Пойдем, убьем Его. «Ибо весь народ идет заВ Ним,В — так они говорили.В — Мы остались одни: без власти, без чести, без денег.В Кто будет нам служить? Кто будет нас восхвалять? Кого мы будет обманывать? У кого вымогать? ИВ потому пойдем, убьем Его иВ завладеем наследством Его: народом, виноградником нашим, которым мы иВ ранее обладали, сами пользуясь его плодами». Злые виноградари быстро осуществили свое решение. Они, схватив его, вывели вон изВ виноградника иВ убили. Посмотрите, как Христос доВ мельчайших деталей провидит все то, что будет сВ Ним. Все евангелисты говорят, что иудеиВ вывели Христа изВ города наВ лобное место, Голгофу, находившуюся вне стен Иерусалима. Сие иВ означают слова: вывели вон изВ виноградника. НоВ эти слова означают еще иВ то, что старейшины иудейские отвергнут ХрисВта, отсекут Его отВ народа израильского, отрекутся отВ Него как отВ израильтянина, вышвырнут Его заВ ограду своего народа иВ предадут Его иноплеменникам как иноплеменника. Итак, когда придет хозяин виноградника, чту сделает он сВ этими виноградарями? (Мф 21, 40) Так спросил Господь наш Иисус Христос старейшин народа. Когда придет хозяин,В — говорит Он, аВ вВ начале притчи Он сказал: отлучился. Слова когда придет хозяин означают конец терпению хозяина. Когда настанет конец терпению Божию, тогда будет положено начало иВ Его гневу. НоВ Кого здесь подразумевает Господь наш Иисус Христос под Хозяином: Самого Себя или Отца Своего? Это все равно. ЯВ иВ ОтецВ — одно,В — сказал Он.Главное, что иВ Божию терпению, иВ наглости виноградарей вскоре после убийства Сына Божия придет конец.
Чту сделает Хозяин сВ этими злыми виноградарями? Кто задает вопрос сей иВ когда? Именно Сам Хозяин спрашивает обВ этом злых виноградарей. Осужденный наВ смерть спрашивает Своих судий иВ убийц. Как страшен разговор Того, Кто будет убит, сВ теми, кто совершит злодеяние! Обычно осужденные наВ смерть растеряны иВ неВ знают, что говорят, вВ тоВ время как судьиВ — если они праведныВ — спокойны. Здесь случай совсем противоположный. Христос, ведающий оВ тайном решении старейшин убить Его, спокоен иВ знает, что говорит, вВ тоВ время как Его неправедные судьи растеряны иВ неВ знают, что говорят. Так всякое злодейство лишает человека двух качеств: смелости иВ ума.
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, аВ виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды воВ времена свои (Мф 21, 41). Видите: они неВ знают, что говорят! Они сами произносят себе приговор! По свидетельству евангелистов Марка иВ Луки, слова сии изрек Сам Господь. АВ изВ Евангелия отВ Матфея ясно: Господь просит их высказать, чту они думают. Поскольку никакого противоречия между евангелистами быть неВ может, вероятнее всего сначала Господь Сам сказал, что хозяин виноградника сделает соВ злыми виноградарями иВ чтоВ — соВ своим виноградником, аВ затем Он иВ их спросил обВ их мнении. Они сначала подтвердили сказанное Господом иВ согласились сВ Ним, ноВ тутВ же, словно догадавшись, что это кВ ним относится, воскликнули (как пишет святой Лука): да неВ будет! Как сие показывает их смятенность иВ противоречивость! НоВ кто эти другие виноградари, коим хозяин отдаст виноградник? Прежде всего подобает знать, что неВ только виноградари, ноВ иВ виноградник будет новый. Со времени земной жизни ХрисВта иВ далее распространится виноградник Божий наВ весь род человеческий, иВ будет он состоять неВ только изВ народа израильского, ноВ изВ всех народов наВ земле. Сей новый виноградник наречется Церковью Божией, аВ делателями, или виноградарями вВ нем, будут апостолы, святители, отцы иВ учители Церкви, мученики иВ исповедники, архиереи иВ иереи, благочестивые иВ христолюбивые цари иВ царицы иВ все прочие служители этого Господня виноградника. Они будут отдавать Господу плоды воВ времена свои. Они после пришествия Христова станут родом избранным, царственным священством, народом святым (см.: 1В Пет 2, 9). Ибо сВ пришествием Христовым заканчивается избранничество народа иудейского иВ переходит наВ всех, верующих воВ Христа, изВ всех народов наВ земле.
Да неВ будет! Так сказали злые виноградари Сыну Божию, догадавшись, что страшная сия притча относится кВ ним. Без этих слов, приведенных евангелистом Лукою, вВ Евангелии отВ Матфея образовалсяВ бы пробел, ибо былоВ бы неВ понятно, почему Господь произнес то, что затем последовало. Между тем после сих слов иудейских старейшин идут понятные слова Христа: неужели вы никогда неВ читали вВ Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это отВ ГосВпода, иВ есть дивно вВ очах наших? (Мф 21, 42) Камень, несомненно, есть Сам Христос, строителиВ — старейшины, первосвященники иВ книжники иудейские; уголВ — соединение Израиля иВ язычников, ветхозаветного иВ нового избрания, ветхозаветной иВ новозаветной Церкви. ХрисВтосВ — наВ этом углу, вВ конце ветхого иВ вВ начале нового. Он призывает вВ Царство Свое иВ израильтян, иВ язычников сВ одинаковою любовью, потому что иВ те иВ другие воВ время Его пришествия показали себя бесплодными смоковницами. Особенно израильтяне, ибо они отвергли Его, как строители отвергают какой-нибудь ненужный камень. Как жестоко обманулись строители! Они отвергли главный краеугольный камень жизни человеческой, истории человеческой, истории всего тварного мира! По сути дела, они Его неВ отвергли, ноВ замахнулись, дабы Его отвергнуть,В — иВ сами были отвергнуты: ОнВ же утвердился воВ главе угла нового строительства, нового творения. Это отВ Господа, иВ мудрее иВ праведнее быть неВ может. ИВ есть дивен воВ очесех наших. ТоВ есть: когда вы читаете Священное Писание (см.: Пс 117, 23), даже иВ вам кажется, что это отВ Господа иВ есть дивно, поскольку вы неВ знаете, кВ Кому относятся сии слова. Не знаете вы, что страшен этот камень. Ибо тот, кто упадет наВ этот камень, разобьется, аВ наВ кого он упадет, того раздавит (Мф 21, 44; Лк 20, 18).
ИВ воистину жестоковыйные иудеи разбились оВ сей Вкамень, иВ он раздавил их. Преткнулись они оВ него как оВ камень соблазна иВ разбились еще вВ тоВ время, когда Господь наш Иисус Христос был воВ плоти наВ земле. АВ позднее, после распятия иВ воскресения, камень сей упал наВ них иВ раздавил их. Ибо вскоре после того, как злые виноградари убили Сына Хозяина, напали наВ Иерусалим римские войска под предводительством Тита иВ город разрушили, аВ иудеев изгнали изВ их отечества иВ рассеяли поВ всему миру. ИВ произошло сВ иудеями то, что хуже иВ страшнее произошедшего сВ ассириянами, вавилонянами, финикиянами, египтянами иВ другими народами, которые грешили иВ вымерли воВ грехах своих. С иудеями произошло нечто похожее наВ случившееся сВ Каином. Ибо Бог никому неВ допустил убить Каина, ноВ сделал ему знамение убийцы иВ согнал его, да будет изгнанником иВ скитальцем наВ земле. НоВ Каина постигло суровое наказание сразу после первого совершенного им злодеяния, аВ иудеевВ — нет. Они убивали иВ побивали камнями пророков Божиих, одного заВ другим, аВ Бог терпел, отлагая казнь, ожидал покаяния иВ посылал все новых иВ новых пророков. Только когда они убили Спасителя, постигло их праведное наказание. Иногда Бог сразу наказывает преступника, аВ иногда откладывает иВ откладывает казнь, так что люди думают, что она никогда неВ последует иВ преступник останется безнаказанным. Когда Мариам, сестра Моисея, осудила своего брата, она внезапно покрылась проказою поВ всему телу: иВ вот, Мариам покрылась проказою как снегом. Аарон взглянул наВ Мариам, иВ вот, она вВ проказе (Чис 12, 10). Когда Дафан иВ Авирон осуждали старейшин своих, земля под ними расселась иВ поглотила их: иВ разверзла земля уста свои, иВ поглотила их (Чис 16, 32). Анания иВ Сапфира присваивали иВ утаивали церковное имущество иВ потому мгновенно пали бездыханны (см.: Деян 5, 5).
НоВ Бог неВ всякого преступника наказывает сразу. Как раз напротив, бульшая часть преступлений иВ грехов наказываются неВ сразу после их совершения, ноВ позднее или даже после смерти грешника. Наказание Божие заВ грех посылается поВ премудрому домостроительству Божию вВ сем мире. ЕслиВ бы Бог неВ наказывал некоторых грешников сразу после совершения греха, мыВ бы отчаялись, ожидая Божией правды; аВ еслиВ бы Бог терпеливо неВ откладывал наказание других грешников, какВ бы мы научились терпению поВ отношению кВ обидящим нас? Наконец, то, что Бог некоторых закоренелых грешников неВ наказывает воВ время их земной жизни, служит нам всем для укрепления веры вВ будущий суд Божий, который неВ минует даже грешника, избежавшего всех земных судов. Горе тому, кто безнаказанно наслаждается своими грехами доВ самой смерти! Не завидуйте ему! Он получил уже то, чего желал, вВ жизни сей, иВ вВ жизни иной ему неВ осталось принять ничего, кроме осуждения. Если Господь наш Иисус Христос, неВ имея ниВ единого греха, столь ужасно страдал иВ принял таковые мучения, какВ же неВ страдать иВ каждому изВ нас, грешных, кого Бог хоть сколько-нибудь любит? АВ тот, кто много грешит иВ нимало неВ страдает, неВ имеет ниВ малейшего сходства сВ Христом иВ потому неВ будет иметь сВ Ним никакой части вВ Царствии Божием. Устрашимся, если вся жизнь наша протекает без мук иВ страданий, ноВ соВ многими нераскаянными грехами. Возрадуемся, если мы перенесли многие муки иВ страдания иВ этим воспользовались, покаявшись пред Богом иВ исправив пути свои. ИВ пусть никто неВ говорит иВ неВ думает: «Раз Бог так долготерпелив, покаяние можно иВ отложить. Если Он так долго терпел наВ иудеях, потерпит иВ наВ мне еще год–другой». Не будем обманываться: может Бог поВ Своему Промыслу иВ потерпеть еще год-другой нашу нераскаянность, аВ может опустить наВ нас Свою тяжелую десницу через час-другой или через минуту. Когда покаяние откладывается, это делает его все более иВ более трудным, ибо греховный навык все сильнее иВ сильнее вВ нас укореняется, все более иВ более помрачает наш ум иВ каменит наше сердце. ИВ тогда мы иВ против своей воли переходим отВ тяжкого греха кВ тягчайшим, подобно злым виноградарям, сперва убивавшим пророков, аВ вВ конце концов убившим иВ Сына Божия. ИВ чего мы тогда можем ожидать для себя, кроме того, что произошло соВ злыми виноградарями? Краеугольный камень, предназначенный Богом для дома нашего спасения, поднимется над нашими головами иВ раздавит нас. Ибо Господь, сильный вВ милости, силен иВ вВ правде.
ПоспешимВ же воспользоваться милостью, пока она обильно изливается наВ нас. Не будем ждать, когда уклонится отВ нас рука милости иВ опустится наВ нас рука правды. Не будем отлагать возделывание виноградника души нашей, чтобы, когда придут слуги Хозяина, без промедления отдать им взращенные иВ собранные плоды. Каждый день Ангелы Божии собирают души человеческие иВ уносят их изВ мира сего, как собирающие урожайВ — гроздья изВ виноградника. Наш черед нас неВ минует. О, да неВ окажутся наши плоды «гнилыми»! О, да неВ окажутся наши души бесплодными! Ангелы Хранители, вразумите нас, поддержите нас иВ помогите нам, прежде чем пробьет последний час! Господи Иисусе Христе, помилуй нас! ТебеВ же подобает честь иВ слава, соВ Отцем иВ Святым Духом, ныне иВ присно, воВ все времена иВ воВ веки веков. Аминь.
|
</> |