Схиигумен Савва

топ 100 блогов Evgeniy19.08.2010 Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожараВ­ми, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводненияВ­ми, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия!
Люди почивают на одре лени самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!
Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроВ­ме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, чеВ­столюбию, удовольствиям в пище и питии, и другим страстям.
Только при конце своей жизни ищут Христа в ПричащеВ­нии, и то по вопиющей необходимости, и то как бы по приняВ­тому другими обычаю.В 
Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас любви к Богу и ближнему; из-за земного праВ­ха.., из-за денег, из-за пищи и пития, одежды, жилища. СтреВ­мящийся ко спасению не должен иметь пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но к своему здоровью, даже к своей жизни не должен иметь ни малейшего пристрасВ­тия, предав всю жизнь свою в волю Господню.
Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к унынию, нетерпению, раздражительВ­ности.
Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни. ОбВ­ставив себя всевозможными удобствами, он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению. Между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобства и великого терпения.
Его сердце полюбит удобства мира сего, а не Христа КреВ­стоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. «Навыкох, в них же есмь, доволен быти», — говорит апостол.
Злополучен, кто любит украшения для тела своего и ищет почестей: он сделает из себя постыдный кумир.
Завидовать почестям, богатству, одежде — есть безумие.
Богатство — самый проворный приспешник в худом, поВ­тому,В  что при могуществе всего сподручнее сделать зло.
Подарок заставляет и мудрецов видя не видеть. Золото — такая ловушка для людей, как сеть для птиц.
Ум озабоченный — это моль, которая точит кости. ОслепВ­ляется ум тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и сласВ­толюбием.
Не питай пристрастно плоть свою, не ласкай ее, не угожВ­дай ей и не усиливай ее тем против духа. Невольником будет дух у плоти.
Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невозВ­держание, лакомство и пресыщение, рассеянная, разгульная жизнь.
Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежВ­де, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, Божественные.В 
Всякое пристрастие к земному — мечта диавола и мечта нашего самолюбия. Эгоистическое веление чего-либо для друВ­гих и смущение, порыв к велению — от диавола.
Ревнующий о благочестии! Тебе придется слышать, и моВ­жет быть, нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек. Ты увидишь к себе сильное нерасполоВ­жение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не буВ­дут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличивать до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свобоВ­ден, как человек, но припомни слова Спасителя: «Враги челоВ­веку — домашние его» (Мф. 10, 36), и от недостатков исправВ­ляйся, а благочестие держи твердо.
Смотри на себя беспристрастно. В самом деле, не тяжел ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих?
Может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, неразгоВ­ворчив? Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потворства.
Будь кроток, нераздражителен. Будь терпелив. Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей. Жестокие более раздражают, нежели пользуют.
Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Не за все выговаривай — иное сноси, проходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы: «Любы все покрывает и все терпит».
Мы всюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить. Надо поддерживать всегда и везде горение души, и тогда легко будет переносить все обиды.
Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горьВ­кое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!
Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря по тому, какое ты сам даешь ей направление.
Злая сила заставляет гордого человека в других видеть только плохое, и он радуется, когда говорят о них худо, а ты иначе поступай: ревнуй о взаимной любви и никого не осужВ­дай. Каждый за себя даст Богу ответ, а ты в себя смотри! Злобы берегись! Отыщи в злом человеке что-либо доброе и порадуйся об этом добре и с радостью говори о его добрых качествах.
Нет человека, в котором не было бы какого-нибудь добра. Зло же, находящееся в нем, покрывай любовью и молись за неВ­го Богу.
Живи со всеми в мире, согласии, любви, тишине, уважая других, снисходи к их слабостям, не гордись, не завидуй, не враждуй, плотские похоти обуздывай, целомудрствуй, воздерВ­живайся от всякого излишества, делись с неимущим, за всех молись, как за себя, особенно за тех, кто тебе в тягость, кто унижает, огорчает, оскорбляет тебя, возводит напраслину. Они тебе зло, а ты им добро делай. Никому не желай и не делай зла.
Врагов надо любить: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать, чтобы тебя испытать, любишь ли ты ближнего по Евангелию. Обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпеВ­ния, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежВ­де, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаВ­ешься, то не любишь. «Аще любите други ваши токмо, кая вам благодать есть?»
Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы проВ­щаем людей злых, которые обижают нас.
Молитва за врагов, — это милость (милостыня) выше всяВ­кой милостыни, подаваемой неимущим.
Если нищие ежедневно преследуют тебя, это значит — миВ­лость Божия непрестанно преследует тебя:
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Кто же будет убегать от милости Божией? Все жертВ­вы и милостыни нищим не заменяют любви к ближнему, если нет ее в сердце, поэтому при подаянии милостыни всегда нужВ­но заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением. СаВ­мое слово «милостыня» показывает, что она должна быть деВ­лом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалениВ­ем о бедственном состоянии нищего и с сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня, ибо милосВ­тыня очищает всяк грех.
Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя.
Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее поВ­дает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угаВ­шают вечный огонь мучений.
Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью в лице, снабди в большей мере, нежели сколько просят. Не старайся распознать достойного от недостойного: пусть все люди будут у тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа, посредством телесного, скоро привлекается в страх Божий.
Сохрани тебя Бог от того, чтобы пожалеть вещественного твоего достояния в жертву Господу или Пречистой Его Матери, или другим святым Божиим, и, таким образом, предпочесть вещество духу. Смотри, чтобы достояние твое не было тебе в погибель.
Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными благами, вместо вреВ­менных благ — вечными. А блага духовные: свет духовный, прощение грехов, дар живой веры, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, — бесконечно выше вещественных даров.
С радостью расточай стяжания свои в жертву Господу и святым Его.
Если чрез чьи-либо руки пересылаешь их, верь, что они дойдут до принадлежности, и если люди утаят жертву ГосподВ­ню, Сам Господь взыщет с них, и ни едина лепта не пропадет туне, но принесет тебе соразмерный вере и расположению сердца твоего дар от Господа.
Доброхотное даяние предполагает в даятеле душу чувствиВ­тельную, сердце нежное и открытое для всего доброго, а потоВ­му и способную для вмещения даров благодатных. Можно ли не любить такую душу и такое сердце?
Как тяжело в час кончины бывает человеку, который не давал милостыню и который в этой жизни имел идолом деньВ­ги, или пищу, или питие, или земные почести.
Сласти, деньги — хуже обыкновенного праха, сора, потоВ­му что они засоряют душу, тогда как обыкновенный сор засоВ­ряет только тело, одежду, жилище.
Теперь это все ему не нужно, а между тем сердце крепко привязано к ним. Истинного же сокровища, дающего жизнь вечную, то есть добродетелей нестяжания и милосердия, он не имеет. Может ли он надеяться на милость Божию, не оказавши сам милость ближнему? «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).
Итак, чтобы легче было умирать, — а умирать надо всем, — не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздыВ­вать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосерВ­дие к ближним.
Когда видишь болезненное разрушение тела, не ропщи на Господа, а говори: «Господь даде, Господь отъят. Буди имя Господне благословенно». Вы привыкли смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедВ­ливо, потому что ваше тело — Божие здание.
Много есть у человека вредных для тела и пагубных для души привычек. Из этих греховных привычек едва ли не самые отвратительные — пьянство и курение табака.
Вид до безобразия напившегося человека вызывает в нас невольное отвращение, и если мы не презираем его, несчастВ­ного, а сожалеем о нем, то делаем это только потому, что Любвеобильнейший Господь наш Иисус Христос заповедал нам любить ближнего.
Курение табака так же грешно и вредно для здоровья, как и пьянство, однако многие называют это невинной забавой. Разве можно назвать невинной забавой страсть к табаку, когда от него страдает не только тот, кто курит, но и тот, кто принужВ­ден бывает дышать смрадным воздухом, отравленным табачВ­ным дымом? Печальнее же всего то, что курящий табак подает дурной пример детям.
Еще одна из скверных привычек — ругательство матерВ­ным словом. Во время ругательства у сквернословца уста кроВ­вью закапаются, горят веною, и паром скверным смрад исхоВ­дит из уст его: такому человеку, если не раскается, нельзя в церковь Божию входить и прикасаться к святыне. Ангел храВ­нитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого чеВ­ловека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. Такой человек проклятью себя подверВ­гает. С таким человеком нельзя нам есть и пить, пока не перестанет браниться матерным словом.
За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. Поэтому отстанем от обычая нечестивых люВ­дей и послушаем апостола Павла, увещевающего: «Всяко слоВ­во гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4, 29), но лучше Иисусову молитву восприимем в уста свои и в сердце и тем избавлены будем вечной муки во веки веков. Аминь.
Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотВ­ри на душу его.
Накрашенное лицо — безмолвный обвинитель внутренВ­них пороков.
Не смотри на женские лица (женщина — на лица мужВ­ские), избегай воспоминания о них, — гони и отсекай тотчас же всякий нечистый помысл, лишь только он появится в душе твоей. Бегай непристойных шуток, разговоров, не читай книг, в которых описывается нечистая любовь.
Неприлично женщинам показывать в себе мужеский нрав, всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравВ­ной женщине.
А вы, на кого в этой жизни наложил свои узы честный брак, приложите ума, как бы вам больше плодов внести в неВ­бесные точила!
Человек есть дом Божий, но мы своею похотью превращаВ­ем свой дом в жилище страстей, за что и получаем в наказание мертвые плоды при родах жен.
Родители должны хранить себя в чистоте еще прежде зачаВ­тия во утробе матерней младенца, должны удаляться неумеренВ­ного плотского общения, должны иметь раздельное ложе друг от друга в ночи, предваряющие праздники и воскресные дни, под среды и под пятки и во все четыре поста, установленные Святою Церковью, наипаче же в Великий пост, и неотложно по зачатии плода, во все время беременности до самого рождеВ­ния и даже до вскармливания младенца матерним молоком, жить в чистоте, решительно не имея сожития.
Во время беременности мать должна все внимание свое сосредоточить на том, как бы сохранить во чреве младенца, вспоминая, что он — будущий храм Божий и жилище Духа Святого.
Мать-христианка должна беречь не только физическую жизнь и здоровье, но особенно духовно-нравственную жизнь, помня, что во время утробной жизни младенец воспринимает духовно-нравственные качества своей матери. Питаясь ее фиВ­зическими соками, он питается и ее духовною природою, жиВ­вя ее жизнью. Вот почему христианка во время ношения должВ­на как можно чаще и усерднее Богу молиться, почаще и подольше размышлять о премудрых свойствах и делах Божиих, а также непременно должна вести жизнь умеренную и строго воздержную, помня, что от всего этого зависит характер и нравственно-духовный облик ее младенца.
Родители должны крестить своих детей по возможности сейчас же по рождении.
Святейшее таинство крещения — есть главнейший дар человечеству нашего Искупителя. Таинство крещения уничтоВ­жает первородный грех, то есть ту нравственную порчу нашей природы, которая переходит через естественное рождение от предков к потомкам и которая препятствует человеку нравстВ­венно развиваться и совершенствоваться в добре.
Некрещеные дети должны быть рассматриваемы наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и помиВ­нать их на церковных богослужениях также не следует; судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наВ­казаны, так как не сотворили еще по малолетству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены, как не очищенВ­ные от первородного греха.
Велик грех родителей, если по их вине, особенно по неВ­брежности, дети умирают некрещеными. Если нет поблизости священника, а новорожденное дитя слабо и можно ожидать его смерти, то пусть совершит над ним крещение кто-нибудь из присутствующих здесь православных христиан — мирянин или монах.
Крещение совершается так: погружают, а если младенец больной, то окропляют его священною (крещенскою) водой троекратно, произнося:
«Крещается раб (или раба Божия — дается христианское имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Если после этого младенец останется живым, то его нужВ­но представить священнику и заявить о том, что над ним таВ­кой-то совершил святое крещение. Священник не повторяет, а только дополняет крещение и совершает над младенцем святое таинство миропомазания.
За нарушение чистоты супружеской жизни родителями родятся дети не на утешение, а на скорбь и слезы им и во вред отечеству своему: они бывают растленны нравом, способны воспринять всякое зло от юности своей, также часто родятся мертвыми. Нередко же в родах с ними и сама мать умирает в тяжких страданиях.
Таковы плоды за нарушение супружеских правил, за несоВ­блюдение постов и всякое невоздержание, ибо чадородие есть дар Божий, а не человеческое изобретение.
Господь дал жену мужу в помощницу для взаимного сожиВ­тия, благословив их, рече им: «Растите и множитесь» по естеВ­ственному закону природы, для всех тварей Богом данному, а не ради похотного сладострастия, не ведущего ни времени, ни меры. Бессловесные животные поднесь строго соблюдают сей закон, ибо по зачатии плода до времени исхода его, и даже до вскармливания млеком, решительно не допускают сожития.
Человек же бывает иногда хуже скота несмысленного, увВ­лекаясь страстным похотением, забывая свое достоинство, данное ему от Бога, создавшего человека по образу и подобию Своему. Злоупотребляя природою в оскорбление чести своей, человек вызывает на весь род свой (до четвертого колена) праВ­ведный гнев Божий.
Каким страшным бедствиям подвергается семейство, наВ­рушившее правило и чистоту супружества! Предает их Господь в неискусен ум творити неподобная: является неверность суВ­пругов, нестроения и всякие беды. Детей постигают неисцелиВ­мые болезни, затем преждевременная смерть мужа или жены, а также чад их возлюбленных.
Посему умоляю вас, покайтесь от всего сердца вашего, исВ­поведуйте свои грехи отцу духовному, исправьте житие свое во всем и храните свято супружество во всякой чистоте и правде Божией, ходя по заповедям Божиим, тогда узрите на себе и на чадах ваших благословение свыше в род и род, по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа.
Из видения Григория, ученика святого Василия Нового, о Страшном Суде, видно, что младенцам, не просвещенным святым крещением, Господь в будущей жизни дает покойное место и участь наслаждений вечной жизни в небесных селениВ­ях. Эти свидетельства дают некоторое утешение для родителей, скорбящих о загробной участи умерших младенцев, не просвеВ­щенных святым крещением.
С другой стороны, такая смерть младенцев попущена БоВ­гом не иначе, как за грехи их родителей, а потому родители должны принести чистосердечное покаяние свое пред Богом в грехах, исправить свою жизнь частыми и усердными молитваВ­ми в церкви и дома, соблюдением постов, любовью к ближВ­ним, подаянием милостыни.
В 
Схиигумен Савва

В 

В 

По изданию: Схиигумен СавваВ  М.; ИздательствоВ 

Сретенского

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Во время нашего путешествия в Архангельскую область в тур была включена и местная кухня. Все было очень вкусно, но один обед произвел на нас особое впечатление. И это в деревне Ошевенский Погост, что входит в число 10 самых красивых деревень России. И именно в этой деревне две ...
Ну что могу сказать за Леонида Макаровича Кравчука и его стволы?  Когда-то после того, как в одной из своих статей я употребил "в нормальных странах", мой юный сетевой друг, редактор сайта "Думская" Олег Константинов спросил что имел в виду. После чего я написал по данному поводу ...
Всем привет! Давайте советоваться. КИА выдает мне 4-е автомобиля в мае, для Тестов. Надо придумать что-то интересное, потому что просто про авто пишут все кто только могут. И фоток хоть попом ешь! Скарлету пришла в голову идея, сделать ...
Открыл новую коробку чая. Я пирамидки использую. Ну, открыл, достал пирамидку, дернул за нитку, отлепляя ее - тут же оторвался бумажный ярлычок. На другой день потянул аккуратно за нитку, не держась за бумажку. Нитка оторвалась полностью от пирамидки. Тенденция, однако - сам себе думаю. ...
У нас, в городе Екатеринбурге, не стихают страсти по поводу строительства нового Храма. Казалось бы о чём спор? Неужели город, носящий имя Екатерины, не достоин иметь место для поклонения этой святой? Мне кажется, очень точно сказал митрополит Кирилл: «Убийство царя — это ...