Схиигумен Савва

Люди почивают на одре лени самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!
Люди в продолжение всей земной жизни всего ищут, кроВме Христа Жизнодавца, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, чеВстолюбию, удовольствиям в пище и питии, и другим страстям.
Только при конце своей жизни ищут Христа в ПричащеВнии, и то по вопиющей необходимости, и то как бы по приняВтому другими обычаю.В
Странно и жалко видеть, из-за каких пустых причин диавол лишает нас любви к Богу и ближнему; из-за земного праВха.., из-за денег, из-за пищи и пития, одежды, жилища. СтреВмящийся ко спасению не должен иметь пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но к своему здоровью, даже к своей жизни не должен иметь ни малейшего пристрасВтия, предав всю жизнь свою в волю Господню.
Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к унынию, нетерпению, раздражительВности.
Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни. ОбВставив себя всевозможными удобствами, он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению. Между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобства и великого терпения.
Его сердце полюбит удобства мира сего, а не Христа КреВстоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. «Навыкох, в них же есмь, доволен быти», — говорит апостол.
Злополучен, кто любит украшения для тела своего и ищет почестей: он сделает из себя постыдный кумир.
Завидовать почестям, богатству, одежде — есть безумие.
Богатство — самый проворный приспешник в худом, поВтому,В что при могуществе всего сподручнее сделать зло.
Подарок заставляет и мудрецов видя не видеть. Золото — такая ловушка для людей, как сеть для птиц.
Ум озабоченный — это моль, которая точит кости. ОслепВляется ум тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и сласВтолюбием.
Не питай пристрастно плоть свою, не ласкай ее, не угожВдай ей и не усиливай ее тем против духа. Невольником будет дух у плоти.
Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невозВдержание, лакомство и пресыщение, рассеянная, разгульная жизнь.
Отказывай себе в чувственных удовольствиях в той надежВде, что вместо них получишь удовольствия высшие, духовные, Божественные.В
Всякое пристрастие к земному — мечта диавола и мечта нашего самолюбия. Эгоистическое веление чего-либо для друВгих и смущение, порыв к велению — от диавола.
Ревнующий о благочестии! Тебе придется слышать, и моВжет быть, нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек. Ты увидишь к себе сильное нерасполоВжение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не буВдут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличивать до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свобоВден, как человек, но припомни слова Спасителя: «Враги челоВвеку — домашние его» (Мф. 10, 36), и от недостатков исправВляйся, а благочестие держи твердо.
Смотри на себя беспристрастно. В самом деле, не тяжел ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих?
Может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, неразгоВворчив? Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потворства.
Будь кроток, нераздражителен. Будь терпелив. Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей. Жестокие более раздражают, нежели пользуют.
Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Не за все выговаривай — иное сноси, проходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы: «Любы все покрывает и все терпит».
Мы всюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить. Надо поддерживать всегда и везде горение души, и тогда легко будет переносить все обиды.
Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горьВкое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!
Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря по тому, какое ты сам даешь ей направление.
Злая сила заставляет гордого человека в других видеть только плохое, и он радуется, когда говорят о них худо, а ты иначе поступай: ревнуй о взаимной любви и никого не осужВдай. Каждый за себя даст Богу ответ, а ты в себя смотри! Злобы берегись! Отыщи в злом человеке что-либо доброе и порадуйся об этом добре и с радостью говори о его добрых качествах.
Нет человека, в котором не было бы какого-нибудь добра. Зло же, находящееся в нем, покрывай любовью и молись за неВго Богу.
Живи со всеми в мире, согласии, любви, тишине, уважая других, снисходи к их слабостям, не гордись, не завидуй, не враждуй, плотские похоти обуздывай, целомудрствуй, воздерВживайся от всякого излишества, делись с неимущим, за всех молись, как за себя, особенно за тех, кто тебе в тягость, кто унижает, огорчает, оскорбляет тебя, возводит напраслину. Они тебе зло, а ты им добро делай. Никому не желай и не делай зла.
Врагов надо любить: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать, чтобы тебя испытать, любишь ли ты ближнего по Евангелию. Обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпеВния, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежВде, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаВешься, то не любишь. «Аще любите други ваши токмо, кая вам благодать есть?»
Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы проВщаем людей злых, которые обижают нас.
Молитва за врагов, — это милость (милостыня) выше всяВкой милостыни, подаваемой неимущим.
Если нищие ежедневно преследуют тебя, это значит — миВлость Божия непрестанно преследует тебя:
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Кто же будет убегать от милости Божией? Все жертВвы и милостыни нищим не заменяют любви к ближнему, если нет ее в сердце, поэтому при подаянии милостыни всегда нужВно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением. СаВмое слово «милостыня» показывает, что она должна быть деВлом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалениВем о бедственном состоянии нищего и с сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня, ибо милосВтыня очищает всяк грех.
Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя.
Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее поВдает. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угаВшают вечный огонь мучений.
Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью в лице, снабди в большей мере, нежели сколько просят. Не старайся распознать достойного от недостойного: пусть все люди будут у тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа, посредством телесного, скоро привлекается в страх Божий.
Сохрани тебя Бог от того, чтобы пожалеть вещественного твоего достояния в жертву Господу или Пречистой Его Матери, или другим святым Божиим, и, таким образом, предпочесть вещество духу. Смотри, чтобы достояние твое не было тебе в погибель.
Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными благами, вместо вреВменных благ — вечными. А блага духовные: свет духовный, прощение грехов, дар живой веры, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, — бесконечно выше вещественных даров.
С радостью расточай стяжания свои в жертву Господу и святым Его.
Если чрез чьи-либо руки пересылаешь их, верь, что они дойдут до принадлежности, и если люди утаят жертву ГосподВню, Сам Господь взыщет с них, и ни едина лепта не пропадет туне, но принесет тебе соразмерный вере и расположению сердца твоего дар от Господа.
Доброхотное даяние предполагает в даятеле душу чувствиВтельную, сердце нежное и открытое для всего доброго, а потоВму и способную для вмещения даров благодатных. Можно ли не любить такую душу и такое сердце?
Как тяжело в час кончины бывает человеку, который не давал милостыню и который в этой жизни имел идолом деньВги, или пищу, или питие, или земные почести.
Сласти, деньги — хуже обыкновенного праха, сора, потоВму что они засоряют душу, тогда как обыкновенный сор засоВряет только тело, одежду, жилище.
Теперь это все ему не нужно, а между тем сердце крепко привязано к ним. Истинного же сокровища, дающего жизнь вечную, то есть добродетелей нестяжания и милосердия, он не имеет. Может ли он надеяться на милость Божию, не оказавши сам милость ближнему? «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).
Итак, чтобы легче было умирать, — а умирать надо всем, — не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздыВвать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосерВдие к ближним.
Когда видишь болезненное разрушение тела, не ропщи на Господа, а говори: «Господь даде, Господь отъят. Буди имя Господне благословенно». Вы привыкли смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедВливо, потому что ваше тело — Божие здание.
Много есть у человека вредных для тела и пагубных для души привычек. Из этих греховных привычек едва ли не самые отвратительные — пьянство и курение табака.
Вид до безобразия напившегося человека вызывает в нас невольное отвращение, и если мы не презираем его, несчастВного, а сожалеем о нем, то делаем это только потому, что Любвеобильнейший Господь наш Иисус Христос заповедал нам любить ближнего.
Курение табака так же грешно и вредно для здоровья, как и пьянство, однако многие называют это невинной забавой. Разве можно назвать невинной забавой страсть к табаку, когда от него страдает не только тот, кто курит, но и тот, кто принужВден бывает дышать смрадным воздухом, отравленным табачВным дымом? Печальнее же всего то, что курящий табак подает дурной пример детям.
Еще одна из скверных привычек — ругательство матерВным словом. Во время ругательства у сквернословца уста кроВвью закапаются, горят веною, и паром скверным смрад исхоВдит из уст его: такому человеку, если не раскается, нельзя в церковь Божию входить и прикасаться к святыне. Ангел храВнитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого чеВловека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. Такой человек проклятью себя подверВгает. С таким человеком нельзя нам есть и пить, пока не перестанет браниться матерным словом.
За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. Поэтому отстанем от обычая нечестивых люВдей и послушаем апостола Павла, увещевающего: «Всяко слоВво гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4, 29), но лучше Иисусову молитву восприимем в уста свои и в сердце и тем избавлены будем вечной муки во веки веков. Аминь.
Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотВри на душу его.
Накрашенное лицо — безмолвный обвинитель внутренВних пороков.
Не смотри на женские лица (женщина — на лица мужВские), избегай воспоминания о них, — гони и отсекай тотчас же всякий нечистый помысл, лишь только он появится в душе твоей. Бегай непристойных шуток, разговоров, не читай книг, в которых описывается нечистая любовь.
Неприлично женщинам показывать в себе мужеский нрав, всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравВной женщине.
А вы, на кого в этой жизни наложил свои узы честный брак, приложите ума, как бы вам больше плодов внести в неВбесные точила!
Человек есть дом Божий, но мы своею похотью превращаВем свой дом в жилище страстей, за что и получаем в наказание мертвые плоды при родах жен.
Родители должны хранить себя в чистоте еще прежде зачаВтия во утробе матерней младенца, должны удаляться неумеренВного плотского общения, должны иметь раздельное ложе друг от друга в ночи, предваряющие праздники и воскресные дни, под среды и под пятки и во все четыре поста, установленные Святою Церковью, наипаче же в Великий пост, и неотложно по зачатии плода, во все время беременности до самого рождеВния и даже до вскармливания младенца матерним молоком, жить в чистоте, решительно не имея сожития.
Во время беременности мать должна все внимание свое сосредоточить на том, как бы сохранить во чреве младенца, вспоминая, что он — будущий храм Божий и жилище Духа Святого.
Мать-христианка должна беречь не только физическую жизнь и здоровье, но особенно духовно-нравственную жизнь, помня, что во время утробной жизни младенец воспринимает духовно-нравственные качества своей матери. Питаясь ее фиВзическими соками, он питается и ее духовною природою, жиВвя ее жизнью. Вот почему христианка во время ношения должВна как можно чаще и усерднее Богу молиться, почаще и подольше размышлять о премудрых свойствах и делах Божиих, а также непременно должна вести жизнь умеренную и строго воздержную, помня, что от всего этого зависит характер и нравственно-духовный облик ее младенца.
Родители должны крестить своих детей по возможности сейчас же по рождении.
Святейшее таинство крещения — есть главнейший дар человечеству нашего Искупителя. Таинство крещения уничтоВжает первородный грех, то есть ту нравственную порчу нашей природы, которая переходит через естественное рождение от предков к потомкам и которая препятствует человеку нравстВвенно развиваться и совершенствоваться в добре.
Некрещеные дети должны быть рассматриваемы наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и помиВнать их на церковных богослужениях также не следует; судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наВказаны, так как не сотворили еще по малолетству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены, как не очищенВные от первородного греха.
Велик грех родителей, если по их вине, особенно по неВбрежности, дети умирают некрещеными. Если нет поблизости священника, а новорожденное дитя слабо и можно ожидать его смерти, то пусть совершит над ним крещение кто-нибудь из присутствующих здесь православных христиан — мирянин или монах.
Крещение совершается так: погружают, а если младенец больной, то окропляют его священною (крещенскою) водой троекратно, произнося:
«Крещается раб (или раба Божия — дается христианское имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Если после этого младенец останется живым, то его нужВно представить священнику и заявить о том, что над ним таВкой-то совершил святое крещение. Священник не повторяет, а только дополняет крещение и совершает над младенцем святое таинство миропомазания.
За нарушение чистоты супружеской жизни родителями родятся дети не на утешение, а на скорбь и слезы им и во вред отечеству своему: они бывают растленны нравом, способны воспринять всякое зло от юности своей, также часто родятся мертвыми. Нередко же в родах с ними и сама мать умирает в тяжких страданиях.
Таковы плоды за нарушение супружеских правил, за несоВблюдение постов и всякое невоздержание, ибо чадородие есть дар Божий, а не человеческое изобретение.
Господь дал жену мужу в помощницу для взаимного сожиВтия, благословив их, рече им: «Растите и множитесь» по естеВственному закону природы, для всех тварей Богом данному, а не ради похотного сладострастия, не ведущего ни времени, ни меры. Бессловесные животные поднесь строго соблюдают сей закон, ибо по зачатии плода до времени исхода его, и даже до вскармливания млеком, решительно не допускают сожития.
Человек же бывает иногда хуже скота несмысленного, увВлекаясь страстным похотением, забывая свое достоинство, данное ему от Бога, создавшего человека по образу и подобию Своему. Злоупотребляя природою в оскорбление чести своей, человек вызывает на весь род свой (до четвертого колена) праВведный гнев Божий.
Каким страшным бедствиям подвергается семейство, наВрушившее правило и чистоту супружества! Предает их Господь в неискусен ум творити неподобная: является неверность суВпругов, нестроения и всякие беды. Детей постигают неисцелиВмые болезни, затем преждевременная смерть мужа или жены, а также чад их возлюбленных.
Посему умоляю вас, покайтесь от всего сердца вашего, исВповедуйте свои грехи отцу духовному, исправьте житие свое во всем и храните свято супружество во всякой чистоте и правде Божией, ходя по заповедям Божиим, тогда узрите на себе и на чадах ваших благословение свыше в род и род, по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа.
Из видения Григория, ученика святого Василия Нового, о Страшном Суде, видно, что младенцам, не просвещенным святым крещением, Господь в будущей жизни дает покойное место и участь наслаждений вечной жизни в небесных селениВях. Эти свидетельства дают некоторое утешение для родителей, скорбящих о загробной участи умерших младенцев, не просвеВщенных святым крещением.
С другой стороны, такая смерть младенцев попущена БоВгом не иначе, как за грехи их родителей, а потому родители должны принести чистосердечное покаяние свое пред Богом в грехах, исправить свою жизнь частыми и усердными молитваВми в церкви и дома, соблюдением постов, любовью к ближВним, подаянием милостыни.
В
|
</> |