Ближневосточный покер (3)
el_murid — 03.09.2012 — Конфликты Теги: Эрдоган АсадСмысл игры в любом из всех видов покера - либо собрать убойную комбинацию карт, либо заставить соперника поверить, что у тебя такая комбинация есть. В зависимости от этого и строится стратегия любой игры. Асад не может собрать в руке флэш-рояль - хотя и и полным мусором то, что у него уже есть, назвать нельзя.
Именно поэтому выигрышная стратегия за Асада очень сильно напоминает не сколько шахматы, где все игроки видят все фигуры противника, а он видит ваши, сколько именно покер - где ваш враг видит то, что вы ему можете внушить. Задача Асада в такой стратегии - последовательно вынудить выйти из игры одних противников, а против оставшихся собрать заведомо непробиваемый набор.
Нынешняя война - это война за инфраструктуру. Причем этот её геоэкономический характер выражен предельно чётко. Все значимые акторы противостояния пытаются сохранить свои транспортные пути и закрыть для противников их. Газовая война в чистом виде - все противники пытаются пробить новые коридоры для себя и запереть врагов, отжав их от перспективных рынков. Наиболее невменяемый из всех противников Сирии - это, конечно, Катар. Он будет сидеть до конца игры и вскрывать карты без вариантов - с любой комбинацией, которую соберет. Ему, собственно, и деваться-то некуда.
Поначалу стратегия родителя "катарского чуда" Абдаллы аль-Аттыйи была мирной и травоядной - он всего лишь рассчитывал войти на бездонный рынок США со своими несчастными 300 миллиардами кубов газа в год в пересчете на природный газ, скромно и честно качать из не менее бездонного Северного месторождения чистейший, как слеза, метан, сжижать его, грузить на танкеры и пускать караваны в направлении Нового Света. Под этот чудесный проект были набраны чудовищные кредиты, ударно строился (и продолжает строиться) гигантский флот гига-газовозов необъятной вместимости - и всё было прекрасно, как в любовной саге "Сумерки". Однако "сланцевая революция" в Штатах обрушила все планы и поставила Катар перед призраком банкротства со всеми вытекающими.
Именно поэтому, засучив рукава, аль-Аттыйю отодвинули в сторону грубые мужланы-потомки пиратов и песчаных бандитов, парни из клана ат-Тани и пошли рубить своё окно в Европу - собственно, больше и рубить было некуда. Под шелковыми галабеями необъятно колыхались мощные тела свирепых бедуинов, для которых убить врага - как высморкаться о край куфии. Стратегия была проста и понятна - пристрелить конкурентов-поставщиков и пробить дорогу к европейским берегам.
Соединенные Штаты, поставив ат-Тани перед дилеммой - сдохнуть под ближайшим барханом или победить, получили самого верного и преданного союзника в регионе с невероятными амбициями и абсолютным иммунитетом к любым компромиссам - какие компромиссы, если на кону - чуть ли не биологическое выживание. Именно поэтому с Катаром бессмысленно договариваться, разговаривать и покупаться на его любые предложения. Единственное, что он может предложить в конце любых переговоров - удар арматурой по затылку. Поэтому - и только поэтому - единственная стратегия по отношению к Катару со стороны всех заинтересованных сторон - как быстрее его уничтожить. В физическом и материальном смысле этого слова.
Асаду с Катаром говорить не о чем. Сирию Аллах создал на пути транспортировки газа в Европу - и уже поэтому ей подписан в этой войне приговор.
Саудовская Аравия в ряду соперников выглядит чуть более вменяемой - однако проблема Сирии в том, что ей нечего предложить. Ну, или почти нечего. Экономических претензий к Сирии у Королевства практически нет - зато есть политические, и с избытком. Причем Асад не может пойти на какие-то договоренности с ас-Саудами - им требуется полный снос всего светского режима Сирии. Без компромиссов и полумер. "На это я пойтить не могу!"
Тем не менее, шанс для Асада здесь имеется. И в общем-то, неплохой. Мрущие как мухи старшие ас-Сауды стремительно приближают час внутрисемейных разборок высшего уровня. Задача Асада - досидеть до этой благословенной минуты, когда борьба за власть - а по сути, гражданская война внутри саудовской элиты - развернется в полный рост. Конечно, всегда есть вероятность, что принцы сумеют подковерно и тихо договориться - однако слом старой системы наследования и изобилие амбициозных и жадных до власти наследников второго и третьего эшелонов, скорее всего, делает эту вероятность исчезающе малой. При этом аравийские старцы стали сходить в могилу полноводным потоком - за год в Королевстве сменилось уже три кронпринца - так что стратегия на ожидание для Асада в этом случае - наиболее логичная и правильная.
Наиболее перспективным игроком "на выбывание" в этой тройке является, конечно, Турция. Лишь амбиции её руководства, в общем-то, и привели Турцию в лагерь противников Асада. Дело, конечно, и в зависимости её от НАТО и США - однако точно так же зависимый от них король Абдалла Второй, хотя и не может категорически воспротивиться использованию своей территории для вылазок против Сирии, по сравнению с турками ведет себя в этой войне максимально нейтрально. Веди себя Турция примерно так же, как Иордания - для Сирии справиться с мятежом не представляло бы никакой проблемы.
Тем не менее - объективных причин воевать с Сирией у Турции на самом деле нет. Если Катар гонят на убой железные финансово-экономические причины, Саудовская Аравия воюет по причине регионально-политических раскладов, то единственная причина вляпывания Турции в эти события - сугубая клиника её руководства. Не ту страну назвали Гондурасом, в общем.
Поэтому враг Асада - это Эрдоган и Ко, потенциальные союзники Асада - все те силы Турции, которым политика правящей ПСР стоит поперек горла. Военные, судя по всему, уже близки к тому, чтобы перестать подчиняться и начать действовать - но нужен повод. Причем весомый и существенный. И у Асада есть два очень неприятных инструмента, с помощью которых он может нарисовать для Турции небо с овчинку - это беженцы и курды.
Чем больше беженцев пересечет границу с Турцией - тем выше вероятность, что эта масса взорвется. Цинично - но не он это начал. Что любопытно, так то, что сама Турция, посылая в Сирию боевые террор-группы, множит количество бегущих от войны - так что тут Асаду нужно лишь не препятстствовать движению масс людей в сторону Турции.
Второй инструмент - курды - уже задействуется Сирией - хотя, безусловно, и с осторожностью. Однако как раз здесь осторожность совершенно не похвальна. Асад, представляя угнетенное в прошлом меньшинство, приняв от отца архаичную, но довольно крепкую политическую и экономическую систему, в которой численность большинства уравновешена правами меньшинств, должен включить в эту систему и курдов - в качестве своих союзников. Хотя, конечно, курд в качестве союзника - это всегда очень сомнительное предприятие. Но сейчас не та ситуация, когда морщат нос.
Задача Асада по отношению к Турции - создать катастрофу в её приграничных провинциях. Мятежи и восстания беженцев, спровоцировать боевиков на грабежи и бесчинства на турецкой территории, организовать террор-войну руками курдов, полировать обстановку точечными диверсиями против представителей власти и армии Турции. В общем, довести турецких военных до точки кипения, когда они будут вынуждены предъявить Эрдогану, Гюлю и Давутоглу ультиматум о прекращении войны. Здесь тонкий и непростой вопрос - само правительство Сирии должно быть вне подозрений.
Медлить в этом вопросе нельзя - но можно использовать тот кошмар, который с помощью боевиков создала Турция на сопредельной территории. Именно сейчас массы беженцев хлынули в Турцию - сообщается о цифре в 3-5 тысяч ежедневно. Буквально сегодня пришло сообщение о гибели 9 турецких военных в столкновении с курдскими боевиками на территории самой Турции в непосредственной близости от сирийской границы. Нужно продолжать в том же духе - других способов у Асада пока нет.
Параллельно с этим, согласовав с Россией такой шаг, нужно предложить туркам альтернативу войне - коридор к Баниясу и голос Сирии "за" в переговорах по интеграции газопроводных систем Ближнего Востока с турецким проектом "Набукко". Дело это небыстрое, да и процедура согласования с будущими партнерами такова, что это обещание легко дать, но трудно выполнить. Тем не менее, любые шаги, выбивающие Турцию из войны, сейчас в кассу. Любые шаги, которые ведут к политическому внутритурецкому поражению правящей головки - крайне важны. Эрдоган и компания, скорее всего, уже не пойдут на мир - слишком много они поставили на войну. С ними договариваться не о чем - но вот с их противниками - очень даже.
Именно здесь Сирии могут помочь и Россия, и Иран - выставив условия и предложения для Турции, которые создадут для неё альтернативу войне и тем сомнительным приобретениям, которые она может получить в случае победы. Это работа послов, ведомств и российских корпораций - при полной политической поддержке руководства страны. Задача не из неподъемных - но ее нужно поставить и решать. Вторая задача и России, и Ирана - помочь Асаду держаться, выполняя план по Саудовской Аравии. Судя по всему, драка за власть может начаться в Королевстве чуть ли не со дня на день - так что здесь решится всё в достаточно обозримом будущем.
По Катару же решение лежит вне плоскости гуманизма. Для Катара по совершенно объективным обстоятельствам альтернативы войне нет. И он должен её получить - другого пути остановить его не существует. Войны не в смысле танковых ударов и испепеляющих бомбардировок. Это отдельная тема - но то, что ахиллесова пята этого маленького спичечного коробка - коммуникации, факт. И из него и нужно исходить.
|
</> |