Ближневосточный покер (1)
el_murid — 02.09.2012Несколько недель назад очень известный специалист по Ближнему Востоку, который предпочитает писать под псевдонимом П.П.Львов, сделал очень любопытный вывод о том, что события в Сирии во многом аналогичны происходящим два десятилетия назад в Алжире. После него этот вывод подхватили и другие - во многом развивая тему.
Аналогии, конечно, дело неблагодарное и во многом некорректное, но П.П.Львов, который работал в том числе и в Алжире, в данном случае, как мне представляется, совершенно прав и в исходных предположениях, и выводах. А это означает, что даже при самых благоприятных вариантах война в Сирии продлится еще очень долго. В отличие от Алжира, Сирия имеет дело не только с поднявшим голову исламистским подпольем, но и с откровенной внешней интервенцией, которая даже не скрывается.
У правительства Сирии есть шанс на победу, если оно будет сочетать военное противостояние интервентам с подковерной игрой на раскол оппозиции и разжигание противоречий между основными акторами интервенции - Турцией, Саудовской Аравией и Катаром. Однако гораздо более сложная задача, которая стоит перед Асадом в отличие от алжирской светской армейской элиты, существенно сужает его возможности и во многом удлиняет время, которое потребуется для окончательной победы над внутренними и внешними противниками.
Если сугубо военная составляющая сопротивления постепенно приходит в нормальное "рабочее" состояние - армия учится воевать, офицерский корпус получает необходимый тактический опыт, отсев предателей и дезертиров оздоравливает обстановку внутри силовых структур, создается дееспособная пограничная служба, спецслужбы начинают специализироваться и меньше "перехлёстывают" области своих действий - то с политической работой все ещё впереди. Как по линии раскола оппозиции, так и по линии игры на противоречиях между агрессорами.
Тонкость в том, что оппозиция, как это и было в Ливии, "прикручена" к разным спонсорам - и поэтому работа по развалу оппозиции может проводиться только синхронно с отработкой противоречий между странами-агрессорами. А противоречия есть. И очень серьёзные.
ас-Сауды vs ат-Тани
Очевидно, что аравийские монархии в этой тройке преследуют одинаковые тактические, но принципиально разные стратегические цели в сирийской войне. Снос светского режима Сирии - лишь первый этап, но единственная точка соприкосновения между Катаром и Саудовской Аравией на данном этапе. Остальное отличается очень сильно.
Война в Заливе и разгром Ирака создал для Саудовской Аравии крайне неприятную ситуацию - если Ирак уравновешивал влияние Ирана и позволял Саудовской Аравии чувствовать себя относительно комфортно, создав несколько поясов обороны против своего стратегического противника в регионе, то сейчас саудиты находятся перед фактом существования двух шиитских государств, причем с нынешним Ираком отношения у Королевства выглядят значительно хуже, чем с саддамовским. А шиитский фактор - крайне чувствительная точка для Королевства и одна из ее ахиллесовых пят.
Несмотря на то, что в целом шииты являются меньшинством Королевства, в важнейшей Восточной провинции они как раз являются большинством. Союзник Саудовской Аравии Бахрейн держится на волоске - и только благодаря фактической оккупации его саудовской армией. У Бахрейна основная причина возможного краха правящей династии - тот же шиитский фактор. Южные провинции Королевства находятся под той же угрозой.
Единственной возможностью для Королевства восстановить баланс в регионе является создание на месте Сирии если не клерикального, то по крайней мере, отчетливо исламистского суннитского режима, который нейтрализует Ирак и введет его в состояние вечного клинча со своими и сирийскими суннитами. Кроме того, сам факт крушения союзного Ирану режима нанесет последнему ощутимый урон.
Однако в целях Королевства нет дезинтеграции Сирии и превращения её в очередное Сомали. В этом случае задача нейтрализации Ирака не будет выполнена. Саудовская Аравия ожидает от послевоенной Сирии наличия правительства со степенью дееспособности, равной иракской. Сильнее не нужно - слабее тоже.
Для Катара ситуация видится совершенно иначе. У него нет внутренних проблем с шиитами. Они в меньшинстве, они подконтрольны и во многом разобщены, так как политическая несвобода компенсирована разрешением заниматься бизнесом - в том числе и вполне серьёзным - кроме нефтегазового. Крушение Бахрейна сыграет на руку Катару, так как автоматически вернет ему спорный в прошлом архипелаг Хавар, который отошел под руку династии аль-Халифа. Ослабление Саудовской Аравии, а даже и её крушение тоже не станет катастрофой для Катара. В военном отношении он защищен всей мощью армии США, поэтому крах и развал государства Саудов может быть использованы ат-Тани в свою пользу. Они вернут себе побережье между Катаром и ОАЭ, оккупированное саудовской армией, клан ат-Тани вернет себе первородство, которым он кичится, неоднократно делая заявления о том, что род ат-Тани древнее и значимее клана Саудов. Эль-классико: "...– Мой дорогой Рипат! – высокомерно сказал Румата, поворачиваясь, чтобы идти. – Вы забываете, что с высоты моего происхождения не видно никакой разницы даже между королем и вами..."
А личные отношения - да ещё на Востоке, да ещё если тут замешан эмир Хамад - это серьёзно. В свое время Каддафи потешался жирным задом эмира, не умещавшемся на двух стульях, а Мубарак неосторожно сравнивал Катар со спичечным коробком. Ну и где теперь эти Мубарак с Каддафи?
Личное, перемешанное с прагматично-циничным - взрывоопасная смесь. Газовые интересы Катара требуют полного блокирования Ирана от любых возможных путей транспортировки иранского газа. В любом направлении. Уничтожение Сирии и её тотальная дезинтеграция - в интересах эмира ат-Тани. Он убивает сразу много зайцев - ослабляет Иран и закрывает ему сухопутное европейское направление, ставя крест на газопроводе в направлении Банияса. Ослабляет Саудовскую Аравию, оставляя её перед ростом шиитских волнений. Отсекает саудитов от сколь-либо политически значимых умеренных исламистских сил - в первую очередь братьев-мусульман, которых Катар усиленно финансирует и перетягивает на свою сторону. Саудовская Аравия вынуждена делать ставку на незаангажированных Катаром салафитов - но как раз они хороши в качестве ударной силы, но в политическом плане приход к власти радикалов практически исключен - и все страны, по которой проехалась Арабская весна, это лишь подтверждают.
Таким образом, финансируя и поддерживая радикалов-салафитов, Саудовская Аравия вольно или невольно играет на руку Катару - сокрушая светские режимы, к власти в которых приходят катарские креатуры.
(продолжение следует)
|
</> |