Бывших не бывает.


КТО ТАКИЕ «БЫВШИЕ ЛЮДИ»?
«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления
граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации
и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются» — так
начинается Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов,
который утвердил ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов в ноябре
1917 года. Именно после публикации этого документа в стране
появились так называемые «бывшие люди».
Этот термин родился не в России: так после Великой французской
революции называли всех, кто не принял новые порядки. А в
отечественной истории эту формулировку впервые использовал Максим
Горький. В 1897 году он опубликовал рассказ «Бывшие люди». Его
герои потеряли положение и опустились на социальное дно.
После Октябрьской революции власть стремилась перестроить
государство, и среди первых реформ оказалась отмена всех чинов и
сословий — нужно было уничтожить классовое общество. После
ноябрьского декрета перестали существовать дворянство,
интеллигенция, купечество, мещанство, духовенство. Всех
представителей этих сословий советская власть считала
«эксплуататорами» и «буржуями», которым не место в новой
стране.
В Российской империи обеспеченных людей было около 22 миллионов.
Среди них — около 4−5 миллионов помещиков, высших чинов и крупных
буржуа. В революционные годы страну покинуло, по разным оценкам, от
1,2 до 2,5 миллионов человек. Остальные пытались устроиться в новом
обществе.
Оставшиеся лишились своего социального статуса. Земли, имения и
предприятия национализировали, то есть отдали в ведение
государства. Свои должности многие чиновники занимать уже не могли.
Бывшим аристократам приходилось искать работу. Некоторым, как купцу
Николаю Рябушинскому, это удавалось: бывший промышленник несколько
лет служил оценщиком искусства и смог заново скопить небольшое
состояние к 1922 году. А другим приходилось проживать свое
наследство. Кто-то стремился получить должность в советских
учреждениях, но скрывал свое происхождение.
Кроме того, такие люди больше не могли принимать участие в
политической жизни — их лишили избирательного права. Это нашло
отражение в Конституции 1918 года и закрепилось в Конституции 1924
года. Так появились понятия «лишенцы», «бывшие люди».
Один из самых известных «бывших людей» в литературе — Ипполит
Матвеевич, или Киса Воробьянинов, герой «12 стульев» Ильи Ильфа и
Евгения Петрова. В их книге читатель видел типичного «лишенца»:
некогда помещик и предводитель дворянства стал обычным служащим
ЗАГСа: «Люди в городе N умирали редко, и Ипполит Матвеевич знал это
лучше кого бы то ни было, потому что служил в загсе, где ведал
столом регистрации смертей и браков».
До 1930-х годов «бывшие люди» жили в сложных экономических
условиях, а с началом репрессий, после убийства в Ленинграде
государственного деятеля Сергея Кирова, их как «контрреволюционный
элемент» начали арестовывать и отправлять в ссылки.
Дарья Федосова
____________________________
Когда автор пишет такие вещи: «после убийства Кирова», их как «контрреволюционный элемент начали арестовывать», хочется спросить: а что, убийство организовали рабочие и крестьяне? Разве довольны были « бывшие», тем положением, в котором оказались, уравненные со всеми простыми гражданами страны в уровне жизни и возможностях, потерявшие свои привилегии вместе с восьмью комнатными квартирами на троих или двоих? Разве арестовывали всех подряд только потому, что они из «бывших»?
Такое освещение послереволюционных событий и такая пристрастная любовь к упраздненному классу богатых, невольно провоцирует у читателя желание стать на сторону «репрессированных» даже не разбираясь в этом вопросе. Априори мы должны признать все действия советской власти отрицательными, а убийства деятелей советского правительства как бы ничего не значащим фактом.
Бывшие оказались бывшими лишь по отношению к их статусу до революции, но они оказались востребованы в тот же самый ранний послереволюционный период. Многие архитекторы, композиторы и писатели не уехали ни на философском пароходе, ни позднее и продолжали заниматься тем же, чем и занимались. В нынешнее время у многих наступило прозрение и они отмечают , какую роль в творчестве ряда представителей творческой элиты сыграл тот факт, что они остались на родине, а не уехали заграницу.
Даже те, кто критически отнесся к советской реальности, создали бессмертные произведения, которые не появились бы заграницей. Это ,прежде всего Булгаков, Ахматова, Цветаева, а позднее – Михаил Бахтин, Л. Выготский, А. Лосев.
Что создали эмигранты Зайцев, Шмелев, Бунин? Только воспоминания.
«Бывшие» становились преподавателями в школах, потому что нехватка образованных кадров для всеобщего обучения сделала возможным преподавание даже без специальной подготовки. Я знаю большое число семей этих самых «бывших», которые стали и служащими советских учреждений, и преподавателями. Работали инженерами и врачами, хотя не все оканчивали специальные учебные заведения, а иногда только курсы. Но гимназическое образование делало возможным обрести специальность, особенно преподавателя и фельдшера. Иными словами, «бывшие» потеряв статус и некоторые удобства и привилегии, не потеряли возможности жить и работать в родной стране. Приписывать репрессии, которые якобы совершались именно по отношению к этим «бывшим» идеологическая ложь, хотя на самом деле именно «бывшие» являлись благодатной почвой для создания антиправительственных групп и обиды на то, что их лишили их комфорта и благополучия впоследствии сыграло определенную роль в развитии диссидентства в Советском Союзе. Это именно те «бывшие», которые не простили власти их соединение в правах и образе жизни со всеми простыми гражданами страны, заставляет их даже сейчас выискивать свои «буржуазные» корни и отделять себя от рабоче-крестьянского происхождения.
Читая воспоминания тех или иных актеров или писателей, преподавателей или младших научных сотрудников, спрашиваешь себя: а действительно ли население России, имевшего социальный статус выше рабоче-крестьянского, составляли 10% населения? Действительно ли все эти интеллигентные по происхождению «бывшие» подверглись репрессиям? Читаешь биографии известных людей родившихся и сделавших себе карьеры до восьмидесятых годов, и находишь в основном рабоче-крестьянское прошлое их предков и удивляешься тому, как советское время выдвигало и прославляло людей не по происхождению, а по их труду и таланту. Читаешь нынешние откровения нынешних звезд и деятелей культуры, и с удивлением узнаешь, что все они из бывших и все антисоветчики и поклонники царской империи.
Странная социальная метаморфоза. «Бвшие» и их потомки решили , что пришло время сделать бывшими рабочий класс и крестьянство.