«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

топ 100 блогов aleksei_turchin29.03.2018

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

«Битлджус» – как Большой взрыв. До него словно ничего и не было и будто именно с него начались истории новых звёзд, которые он зажёг, едва оказавшись на экранах. Энтузиазм создателей, магнетизм макабра и огромная фонтанирующая энергия, которую источает эта невесёлая весёлая история, оказываются столь велики, что не просто запускают двигатель карьерного роста едва ли не всех причастных, но оказываются настоящей матрёшкой готичных миров, одним из которых является «Кошмар перед Рождеством».

В честь отмечаемого сегодня 30-летия со дня премьеры народной мрачной сказки, вспоминаем, через какие тернии и кабалу прошёл Бёртон; насколько странно выглядел первоначальный сценарий и его заголовки; какие внезапные кандидатуры претендовали на главные роли; и послушаем урок режиссёрского самоконтроля, который не помешало бы перенять современным киноделам.

Пролог. Тернистый путь к «Битлджусу» – фильму-прорыву Бёртона и лучшей роли Китона (по его же признанию)

Погнув несколько лет спину на студию Дисней в качестве штатного аниматора, к середине ’80-ых Тим Бёртон начинает делать первые шаги в сторону осуществления своей мечты – съёмкам полнометражного игрового кино. Постепенно те упорство и опыт, которые Бёртон приобрёл за время службы на Мышиный Дом (да, именно с армейской службой сравнивал Бёртон этот, судя по всему, не самый лёгкий период в своей карьере), перед молодым постановщиком начали открывать нужные двери.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Тим Бёртон во время работы на студии Disney, 1981г.

Сперва сдался сам Дисней, и из рядового разработчика дизайна персонажей, Тима повышают до постановщика телевизионных проектов. В 1983-ем году специально для японского канала Disney Channel он экранизирует сказку братьев Гримм о Гензеле и Гретель. А годом позже добивается первого серьёзного прорыва: боссы студии дают ему отмашку (в виде $1.000.000) на создание фильма по собственному сценарию Бёртона – короткометражки «Франкенвини».

Получасовой фильм был посвящён истории мальчика, который так сильно переживал смерть своего пса, что решился на его оживление (и ему это удалось!). От увиденного начальство Бёртона пришло в ужас, картина была объявлена несоответствующей имиджу студии и легла на полку, где пролежала почти 10 лет. Лишь после успеха следующих фильмов Бёртона, «Франкенвини» был выпущен в прокат (а ещё через 20 лет всё те же Дисней сами позовут Бёртона снять под своим крылом полнометражную версию этой истории, которая вышла на экраны).

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Кадр из короткометражки "Франкенвини", 1984г.

Но всё это будет потом, а пока Тим был в шаге от того, чтобы заработать клеймо ненадёжного дебютанта. К счастью, история о каком-то таинственном и едва ли не запретном диснеевском фильме про восставшего из мёртвых пёсика распространилась в профессиональных кругах и привлекла внимание комика Пола Рубенса, находящегося в те годы на пике своей популярности благодаря своему сценическому образу инфантильного чудака Пи-Ви Хермана. Рубенс связался с Бёртоном и предложил ему поработать над созданием полнометражного фильма про Пи-Ви.

Бёртон предложение принял, и уже где-то через полгода на экраны вышла картина «Большое приключение Пи-Ви». Фильм довольно успешно прошёл в прокате и оказался в двадцатке самых прибыльных лент года, обогнав на родине «Коммандо», третьего «Безумного Макса» и сиквел «Кошмара на улице вязов». Сегодня фильм смотрится весьма архаично и привлекает к себе внимание лишь благодаря персоне Бёртона да небольшой роли рыжеволосой Кассандры Питерсен задолго до того, как она прославилась своим фильмом о повелительнице тьмы по имени Эльвира.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Кассандра Питерсен и Пол Рубенс на премьере "Пи-Ви..."

Как бы там ни было, «Пи-Ви» удачно конвертировал тогдашнюю популярность Пола Рубенса в солидный денежный куш: лента окупилась почти 7 раз, и Бёртон стал пачками получать приглашения заняться постановкой новых фильмов.

По воспоминаниям самого Тима, почти весь сценарный материал, что он получал, был не самого высокого качества и, что самое главное, не отличался какой-то оригинальностью. Такая выдержка принесла свои плоды, и в один судьбоносный день на стол Бёртона лёг сценарий фильма про эксцентричного загробного любителя розыгрышей со странным именем – Битлджус.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Майкл МакДауэлл, автор сценария и "отец" Битлджуса

Автором истории выступил Майкл МакДауэлл – дипломированный сценарист-преподаватель, чьи произведения ранее уже экранизировались в проектах «Сказки тёмной стороны» и «Альфред Хичкок представляет», а позже лягут в основу сценария другой культовой dark-истории – «Кошмар перед Рождеством». Разумеется, то, что прочёл Бёртон и то, что увидели потом на экране зрители, имеют немало различий, порой существенных.

Большая разница. Отличия готового фильма от первого сценария

Как это зачастую бывает, не всё из сочинённого сценаристом попадает в монтажную версию фильма. Какие-то вещи оказывается довольно дорого снять, что-то не вписывается в тональность фильма или отсекается в угоду рейтинговым ограничениям. В случае с «Битлджусом» всё немного иначе. Первоначальный сценарий, если в двух словах, был намного, намного жёстче, мрачней и кровавей. Перенеси его Бёртон на экран в неизменном виде, и это был бы стопроцентный фильм ужасов со всеми необходимыми анатомическими подробностями.

Прежде всего, совсем другим был сам Битлджус.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

В сырой версии сценария он описывался даже не как человек, а как некое отвратительное существо, похожее на рептилию и оснащённое парой перепончатых крыльев, как у какого-то демона. Было у него и человеческое обличие. В версии МакДауэлла, для общения с главными героями Битлджус принимал облик коротышки восточной внешности.

Отличалось и его поведение.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

Разумеется, Битлджус из рассказа был намного агрессивней своего экранного воплощения. Будучи обитателем дома, он ставил своей задачей не выгнать нежданных (им) гостей в лице семейства Дитц, а постоянно пытался лишить их жизни.

Совсем иначе описывались его отношения с героиней: девочкой Лидией.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

Героиня Вайноны Райдер – тинейджер Лидия – раз за разом становилась объектом весьма своеобразных ухаживаний со стороны Битлджуса: он без устали оказывал ей знаки внимания и всячески обхаживал. А вот его сценарный прообраз был не столь утончён в манерах. Так, МакДауэлл сочинил сцену, в которой Лидия едва не становилась жертвой Битлджуса, решившего её изнасиловать.

Что касается уже упомянутых анатомических подробностей.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

Как я уже упоминал, фильм задумывался с куда более выразительными сценами насилия и мог во всех подробностях показать зрителю процесс причинения увечий. Взять хотя бы сцену гибели главных героев – сыгранных Алеком Болдуином и Джиной Дэвис – в автокатастрофе. Ранний сценарий описывал инцидент весьма детально. Например, предполагалось показать, как героине Дэвис буквально отрывает руки.

Также в фильме могло быть немного больше персонажей.

Например, предполагалось, что в семействе Дитц будет ещё один младший ребёнок – младшая сестра Лидии по имени Кэти. Именно Кэти обладала даром видеть призраки героев Дэвис и Болдуина, но впоследствии этот персонаж убрали, а его сверхспособность передали Лидии.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Сценарист и писатель Майкл МакДауэлл

Чтобы вы понимали, откуда у сценариста безобидного «Кошмара перед Рождеством» такая тяга к графическому насилию и общей мрачной тональности, рассажу вам немного об увлечениях этого человека. Всю свою относительно недолгую жизнь – Майкл МакДаэулл не дожил и до пятидесяти – он страстно коллекционировал всё, что связано с темой смерти. После его скоропостижной кончины в 1999-ом году оказалось, что в его доме было порядка 80 коробок, забитых не совсем здоровыми вещицами: например, табличками с надгробий.

Вся эта жесть может и выглядит привлекательной для армии поклонников мрачного сказочника Бёртона, но в ’80-ые он ещё не носил этот титул, да и никакой армии, что радостно бы встретила такие экранные изыски, ещё и в помине не было. А потому Бёртон принялся сценарий переделывать, для чего первым делом уволил МакДауэлла.

Имена. Варианты заголовка для фильма и потайной нюанс с именем персонажа Китона

После выхолащивания сценария, избавившегося от всей чернухи и получившего игривый, лёгкий тон весёлой готичной сказки, началась неожиданная эпопея с выбором заголовка для фильма. Вариант с выносом на афишу фильма имени балагура Битлджуса студию не устраивал и она обязала Бёртона найти название получше.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Алек Болдуин и Джина Дэвис в простынях

Первым более-менее вменяемым вариантом оказался «House Ghosts», т.е. «Домашние привидения». Позднее из него родился более экзотичный заголовок – «История безымянного дома с привидениями №39480». Бёртон от таких предложений был не в восторге и, спрятав фигу в кармане, предложил издевательское название «Scared Sheetless», являющееся одновременно и отсылкой к сцене, где герои Дэвис и Болдуина надевают простыни (англ. “sheet”), и игрой слов – sheet созвучно с shit, что делает фразу “scared sheetless” очень созвучной с фразой, которую можно перевести как “испуганный до усрачки”.

Довольно неожиданно студию этот вариант устроил – настолько сильно они не хотели видеть в заголовке имя Битлджуса, но Бёртон поставил продюсерам ультиматум и заголовок удалось отстоять.

К слову, имя героя Майкла Китона тоже не такое простое, как кажется.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Битлджус в созвездии Ориона (прямо в подмышке)

Несмотря на то, что фильм называется «Beetlejuice», что дословно переводится как “сок из жука”, самого персонажа зовут Betelgeuse. Выглядит так, словно имя героя умышленно искажено в угоду комично-отвратительной созвучности с жучьим соком, но на самом деле всё намного тоньше и интересней. Дело в том, что Betelgeuse – никакая не выдумка, а реальное название звезды из созвездия Ориона. Эта звезда интересна своим упоминанием во многих произведениях мировой массовой культуры – от романов «Планета обезьян» и «Автостопом по галактике» до песен украинских рок-групп.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Тим у надгробия. Обратите внимание на написание имени

Кстати, в русской транскрипции Betelgeuse звучит как "Бетельгейзе".

Кастинг. Муки подбора актёров и вербовка измором

Когда речь заходит о кастинге, всегда нужно понимать, что часть из имён кандидатов на какую-то роль фигурировала лишь формально (в лонг-листе режиссёра или в фантазиях продюсеров), а часть действительно получала предложение или даже добиралась до непосредственных кинопроб.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Билл Мюррей в образе Бэтмена

Например, общеизвестно, что роль Брюса Уэйна в «Бэтмене» Тима Бёртона могла достаться Биллу Мюррею. Этот факт по сей день будоражит умы поклонников и то и дело вдохновляет художников. Но тут важно помнить, что в ‘80-ые Билл был в зените своей актёрской формы и славы, а потому автоматом вписывался в претенденты на любую заметную роль.

Примерно такая же ситуация сложилась вокруг «Битлджуса». На разных этапах пре-продакшена участие в проекте приписывали огромному числу актёров.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Сэмми Дэвис - кумир детства Бёртона и кандидат на роль Битлджуса

Например, главную роль потустороннего пранкера якобы могли получить Дадли Мур (британский комик) или Сэмми Дэвис (афроамериканский певец, чью музыку с детства любил Бёртон). Дальше планов по их приглашению дело, конечно же, не зашло.

То же самое происходило с персонажем Барбары – экранной супруги героя Алека Болдуина, чью роль сыграла Джина Дэвис.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

Ещё на стадии обсуждения вариантов кастингового решения на эту роль рассматривались Сигурни Уивер, Лора ДернJurassic Park»), Голди Хоун, Линда БлэрИзгоняющий дьявола») и Линда ГамильтонТерминатор»). Никаких прослушиваний они, разумеется, не проходили. Зато когда предложение получила Дэвис, то приняла его почти сразу, став едва ли не первой, кто получил работу в фильме.

Лидия. Вот тут уже началась какая-то конкретика.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона

Персонаж предполагал найм кого-то юного, а значит можно было спокойно пригласить какое-нибудь неопытное дарование, чьё участие не стоило бы студии больших денег. Предложения получили Джульетт ЛьюисОт заката до рассвета»), Сара Джессика Паркер, Брук ШилдсВозвращение в эдем»), Дженнифер Коннели и Хэзер ЛэнгенкампКошмар на улице Вязов»), но все они от него отказались. Своё согласие дали лишь звезда «Коммандо» Алисса Милано и 16-летняя Вайнона Райдер, которая и была утверждена на роль Лидии.

Майкл Китон и Алек Болдуин. История их появления в проекте интересна тем, что первоначально они оба отвергли приглашение и своё согласие дали минимум со второй попытки Бёртона.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Майкл Китон в гримёрном кресле

Не прояви режиссёр свою настойчивость, и мы бы получили совершенно другой фильм. Потому что в какой-то момент времени – допустим, когда Китон ответил отказом в первый раз – Бёртон решил пригласить на роль БитлджусаАрнольда Шварценеггера. Продюсеры о таком его намерении разузнали и принялись всячески отговаривать, ссылаясь на тяжеловесное актёрское амплуа Австрийского дуба: якобы зрители не будут серьёзно воспринимать комедийный фильм, в котором главную роль будет играть убийца Хищника.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Шварценеггер, Райтман и ДеВито на съёмках "Близнецов"

Бёртон их внимательно выслушал. Но поступил по-своему: предложение Шварценеггер всё-таки получил, однако от участия отказался сам, сославшись на занятость в съёмках антиутопии «Бегущий человек». Не думаю, что Железный Арни лукавил: к комедийному жанру он давно присматривался – всего через полгода после «Битлджуса» на экраны выйдет его дебютная комедия «Близнецы».

Битлджус: наследие

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Актёрский состав фильма в перерыве между съёмками

Пройдя через серьёзные сценарные переделки и кастинговые муки, «Битлджус» добрался до широких экранов к весне 1988-го. Несмотря на безвестность постановщика, общую странность происходящего и мизерное присутствие самого яркого персонажа фильма (Китон отснялся всего за 2 недели и присутствовал на экране менее 20 минут), картина стала настоящим хитом, который полюбили как зрители (по итогам года лента вошла в десятку лидеров домашнего проката), так и критики («Битлджус» удостоился премии Оскар и трёх наград Saturn Awards).

На волне столь серьёзного успеха было объявлено о запуске сиквела, который закинул бы главных героев на Гавайи. Бёртон, Райдер и Китон дали своё предварительное согласие, однако вскоре Тим переключился на новые проекты, и вместо полнометражного продолжения поклонники получили лишь неплохой мультипликационный сериал, который продержался 4 сезона, пока не был закрыт в 1991-ом.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона
Фан-постеры второго "Битлджуса". Худ. Alex Murillo ©

С тех пор Битлджус исчез с медиарадаров, и фанаты не устают осаждать Бёртона расспросами и едва ли не мольбами вернуть на экраны любимых героев. 2 года назад, в марте 2016-го, в сети появилась долгожданная новость о начале подготовок к съёмкам и подтверждении участия оригинальной троицы. К сожалению, новость оказалась всего лишь слухом и была быстро опровергнута агентом Бёртона. Через два месяца комментарий дал сам Бёртон, заявивший, что ничего не исключает, но считает «Битлджус» фильмом, которому просто не требуется сиквел.

В свете прогрессирующей тенденции на эксгумацию титанов прошлого, которых начинают усердно перезапускать, расширять и развивать с разной долей успешности, подобное заявление звучит почти как вызов. И я не вижу никакого другого способа выразить уважение такой позиции, кроме пересмотра оригинальной ленты-юбиляра, так и оставшейся штучной вещицей ручной работы.

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона 1981.png

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
Каким мог быть "Хищник"
2. Как Стивен Кинг сочинил "Оно"
3. Как снимали "Кошмар перед Рождеством"
4. История создания "Кошмара на улице Вязов"
5. "Бегущий человек" как предтеча медийной диктатуры
6. "Очень странные дела" и секретная программа ВМС США
7. Про неснятый фильм Тима Бёртона о динозаврах-убийцах

«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона sign up or fuck off.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот, казалось бы, и раньше иной раз по несколько дней из дому не выходила — и никаких проблем. А тут один день с трудом перенесла. А всё потому что — психология. Но мы люди закалённые, мы себе занятия придумаем! Вот чем я собираюсь заняться: ...
Коллеги, мне показалось, или у него новый голос? ...
Вчера исполнилось четверть века со дня вывода советских войск из Афганистана. Свою давнюю песню, записанную на видео только сегодня, я посвятил солдатам-афганцам и всем ребятам, побывавшим в горячих точках. Нас подставляли, нас предавали, Нас за людей, за людей не считали, Серая ...
Ставим себя на место врага Кремля. Чтобы понять логику действий. Вот я и ты и вы  -  это такие украинские  или американские Вован и Лексус. Украинские патриоты. К примеру. Наша задача -  поссорить Кремль. Насрать в него. Мы придумали операцию "Громобой". Мы берём ...
И это чиабатта. Делала по рецепту Волшебная еда. Ничего не нужно вымешивать, никаких опар и плясок с бубнами. Вечером замесила, поставила на ночь в напаренную (не специально) ванную комнату. Утром завернула конвертиком и испекла. Правда ее у меня художественно порвало =) Мякиш как у ...