"Бифштексы"

Действительно, после установления нацистской диктатуры к гитлеровской партии примкнуло довольно много бывших коммунистов – как рядовых, так и функционеров КПГ. Причины были очень разными. Кто-то был деморализован поражением и решил встать на сторону победителей («Раз за них большинство, наверное, они правы»). Кто-то просто боялся расправы. Но были и те, кто переметнулся по идейным соображениям.
И дело здесь не в мифическом «родстве двух идеологий». Родство практически любых двух идеологий можно доказать – было бы желание. Дело вообще не в идеологиях, а в мотивах, по которым люди становились в ряды той или иной политической партии.
В Веймарской республике и коммунисты, и нацисты были антисистемными силами. А такие партии всегда привлекают протестного избирателя. Людей, которым сильно не нравилась окружающая их действительность и которые выступали против нее. А под какими знаменами, было часто глубоко вторично и определялось случайными факторами.
Что именно не нравилось людям в Веймарской республике? Нестабильная политическая система, постоянно сотрясаемая кризисами, с которыми юная демократия оказалась явно неспособна справиться. Экономические проблемы и социальные контрасты. Униженное положение на международной арене и «позор Версаля». Все это воспринималось как единый комплекс проблем, и все это бичевали в своих выступлениях как коммунисты, так и нацисты. В итоге в рядах компартии оказалось немало тех, для кого величие Германии было как минимум не менее важно, чем социальная справедливость.
Поэтому многим сторонникам и членам германской компартии не потребовалось кардинально менять мировоззрение, чтобы перейти к нацистам (тут, опять же, стоит отметить, что толпами переходили к нацистам представители практически всех немецких партий). Ведь Гитлер обещал именно то, чего им недоставало в Веймарской республике – величие на международной арене, национальное единство, сильную власть, экономический рост и даже социальные гарантии (нацисты умело взяли на вооружение часть традиционной «левой» риторики). И тысячи недавних коммунистов становились «бифштексами».
Эта история весьма поучительна. Поучительна еще и тем, что она повторяется. В нынешней ситуации российские левые окончательно раскололись на две группы. Для одних левая идея – это про социальную справедливость, гуманизм и борьбу против империализма. Для вторых – про империю, ракеты и борьбу с инакомыслием. И эти вторые прямо на наших глазах окончательно превратились в «бифштексы».
|
</> |