Безумство храбрых
vikond65 — 21.07.2020Вчера у меня из-за какой-то чертовой поломки на линии почти на сутки отрубили кабельный интернет, поэтому пост, который готовился под вчерашнюю дату, приходится размещать сегодня. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда, тем более, что тема, на мой взгляд, интересная.
Итак, 20 июля 1866 года в солнечной Адриатике состоялась битва у острова Лисса - первое в истории сражение в открытом море паровых броненосных эскадр.
Австрийский флот под командованием адмирала с труднопроизносимой фамилией Вильгельма Фрайхерра фон Тегеттхоффа нанес поражение итальянскому броневому флоту адмирала Карла Пеллиона ди Персано. Пикантности этому делу придавало то, что австрийцы сражались в меньшинстве, имея семь броненосцев против десяти и всего 121 нарезное орудие против 276.
Лишившись возможности из-за войны с Пруссией получить заказанные там казнозарядные корабельные орудия Круппа, австрийцы были вынуждены вооружить свои новейшие броненосцы класса "Эрцгерцог Фердинанд Макс" старыми гладкоствольными пушками, снятыми с парусных фрегатов и линкоров.
Однако техническое превосходство итальянцев полностью компенсировалось лучшей организацией, более высокой выучкой и гораздо большей решительностью австрийцев, которые без колебаний шли на таран. Тегетхофф, понимая, что в артиллерийской дуэли у него мало шансов, отдал перед боем лапидарный приказ: "Тараньте всё серое!" Итальянские броненосцы были окрашены серой краской, а австрийские - черной, так что, не ошибешься.
В результате австряки, не потеряв ни одного корабля, утопили два итальянских броненосца (один из них - как раз - таранным ударом) и принудили вражескую эскадру к бегству. Потери в личном составе распределялись соответственно: 620 погибших итальянцев и всего 38 австрийцев. Я не буду подробно расписывать ход боя - желающие могут легко найти его, например, в Википедии, где он представлен весьма неплохо. Лучше дам то, чего там нет - красивую подборку иллюстраций.
На заставке - картина греческого художника-мариниста Константиноса Воланкиса "Битва при Лиссе". На переднем плане - австрийский деревянный небронированный линкор "Кайзер" самозабвенно идет на таран итальянского броненосца "Ре ди Портогалло". Слева тонет броненосец "Ре ди Италия", протараненный броненосцем "Эрцгерцог Фердинанд Макс". Его команда спасается на шлюпках.
Адмирал Тегеттхофф и схема завязки боя при Лиссе. Австрийские броненосцы и шедшие вслед за ними деревянные безбронные корабли атаковали врага клином, как тевтонские рыцари в Ледовом побоище. Но у них это получилось гораздо лучше.
Гибель "Ре`ди Италии" отобразили в своих картинах многие маринисты. Это - полотно датского живописца Карла Фридриха Сёренсена.
Линкор "Кайзер" ведет перестрелку одновременно с четырьмя окружившими его броненосцами, картина Людвига Рюбелля фон Штурмфеста. Удивительно, но он выжил в этом неравном бою, Такой результат не делает чести итальянским артиллеристам.
Австрийский импрессионист Антон Ромако изобразил адмирала Тегетхоффа, невозмутимо наблюдающего за сражением с капитанского мостика своего флагманского броненосца "Эрцгерцог Фердинанд Макс". Картина написана, как минимум, в двух вариантах, заметно отличающихся друг от друга.
Линкор "Кайзер" перед боем. Этот парусно-винтовой треухпалубный линейный корабль, вступивший в строй в 1859 году, имел водоизмещение 5700 тонн, длину - 81 метр, и, казалось бы, очень мощное вооружение, состоявшее из 16 60-фунтовых и 74 30-фунтовых пушек. Но все его гладкоствольные "ядерные" орудия были почти бесполезны против бронненосцев.
Он же после сражения. Обратите внимание на нос, расквашенный о броню "Ре ди Портогалло". Таран оказался неудачным, проломить борт не удалось, но попытка, безусловно, заслуживает уважения. Повреждения от артогня - сбитая фок-мачта и частично срезанная труба - тоже хорошо заметны. И все же, комендоры итальянских броненосцев могли бы стрелять получше.
Флагман Тегеттхофа - батарейный броненосец "Эрцгерцог Фердинанд Макс". Водоизмещение - 5130 тонн, длина - 83 м, толщина брони - 87-123 мм, вооружение - 16 48-фунтовых и четыре 8-фунтовые гладкоствольные пушки. При таком вооружении неудивительно, что адмирал с большими бакенбардами сделал ставку на таранную тактику.
Жертва тарана "Фердинанда Макса" - броненосец "Ре`д Италия". Водоизмещение - 5700 тонн, длина - 84 метра, толщина бортовой брони - 120 мм, экипаж - 550 человек. Вооружение - два 200-миллиметровых и 30 160-миллиметровых нарезных орудий.
Итальянский башенный броненосец-таран "Аффондаторе" - флагман адмирала Персано в битве при Лиссе, который так никого и не таранил. Водоизмещение 4370 тонн, длина 94 м, бронирование: борт - 127 мм, палуба - 51 мм, башни - 127 мм, экипаж - 309 человек. Вооружение - два 10-дюймовых (258-мм) нарезных орудия в башнях и две 80-мм гладкоствольных пушки.
Итальянский батарейный броненосец (в тогдашней терминологии - бронефрегат) "Реджина Мария Пиа". Водоизмещение - 4500 тонн, длина - 81 м, бронирование: пояс - 120 мм, каземат - 110 мм, экипаж - 484 человека, вооружение: 4 200-миллиметровых и 22 164-миллиметровых нарезных орудия.
Австрийская броненосная плавбатарея "Драхе" ("Дракон"). Водоизмещение - 3110 тонн, длина - 70 м, броневой пояс - 114 мм, вооружение: 10 48-фунтовых гладкоствольных пушек и 18 24-фунтовых дульнозарядных нарезных орудий.
Австрийский батарейный броненосец "Принц Ойген". Длина - 70,8 м, водоизмещение - 3588 тонн, броневой пояс - 110 мм, вооружение - 10 7-дюймовых (178 мм) дульнозарядных нарезных орудий.
Австрийский небронированный парусно-винтовой корвет "Эрцгерцог Фридрих".
Аналогичный итальянский корвет "Принцесса Клотильда" с убранной выдвижной трубой.
|
</> |