Безумный эксперимент Аргентины
vamoisej — 21.11.2023Аргентинцы решились на безумный эксперимент — во втором туре президентских выборов они проголосовали за Хавьера Милея, пообещавшего им «шоковую терапию» и восстановление страны.
Жителей этой некогда богатой страны можно понять — их экономика никак не может выбраться из череды дефолтов и кризисов, а инфляция уже давно стала галопирующей и в этом году побьет очередной рекорд. В таких условиях даже радикализм «экономиста-либертарианца» может показаться спасением — уставшие от проблем люди хватаются за любую соломинку и готовы заключить сделку хоть с самим дьяволом.
Личность Хавьера Милея довольно любопытна — он ненавидит коммунистов, свято верит в силу свободного рынка и разговаривает со своей мертвой собакой, которая дает ему «важные экономические советы». И его предвыборная программа ему под стать — этот популист пообещал устроить массовую приватизацию, урезать все государственные расходы, распустить министерства и Центральный банк, а так же отказаться от родного песо и перейти на американский доллар.
Во внешней политике Милей собирается свернуть все контакты с коммунистами — к ним он относит не только Китай, но и Россию с Бразилией. По его словам, аргентинцы должны стремиться к «свободе, миру и демократии», а значит и дружить им нужно с демократическими странами — как вы уже догадались, речь идет о Соединенных Штатах, Европе и Канаде. При этом Хавьера не смущает, что Бразилия является главным торговым партнером Аргентины, а Китай — его ключевым инвестором, и в случае ссоры с ними аргентинская экономика рухнет в бездну.
Если новый президент воплотит в жизнь хотя бы часть из обещанного, то аргентинцев ждут очень непростые времена — о каких-либо социальных гарантиях можно будет забыть, а миллионы «не вписавшихся в рынок» граждан окажутся на улице. Зато западные корпорации смогут вдоволь порезвиться — им достанутся самые лакомые сектора и месторождения, куда можно согнать бесплатную рабочую силу.
Все дело в том, что Милей планирует воссоздать практику трудовых армий — важным пунктом его программы является создание частных тюрем, ужесточение уголовного законодательства и введение принудительного труда. Наравне с введением доллара это делает Аргентину крайне привлекательной для западного «инвестора» - в обескровленной дефолтами стране можно купить все практически за бесценок, да еще и пользоваться потом даровым трудом заключенных.
По большому счету у аргентинцев есть лишь одна надежда — если Вашингтон решит показать всему миру эффективность либертарианства, то он может превратить Аргентину в конфетку и сделать ее примером для подражания. Но для этого западным корпорациям придется поумерить свои аппетиты, а правительству США нужно будет найти деньги на еще один проект — на нем и так сейчас висят Израиль и Украина, и в скором времени к этому списку добавится еще и Тайвань.
Так что шансов на «маленькое экономическое чудо» у Аргентины практически нет — скорее всего она станет очередным донором, который будет подпитывать прожорливую американскую экономику. В таком случае ультраправый Милей из спасителя страны превратится в ее могильщика — на этом его политическая карьера закончится, а аргентинцы будут искать нового мессию. Им вполне может стать какой-нибудь диктатор, который пообещает навести порядок — история знает не мало таких примеров, да и сама Аргентина не раз скатывалась к фашизму.
Вообще, Запад специально делает ставку на фриков и маргиналов — во-первых, им проще диктовать свои условия, а во-вторых, их популистские идеи находят отклик у разочарованных и одураченных прошлой властью людей. Так что избрание Хавьера Милея нельзя назвать случайностью — за ним стоят очень влиятельные силы, которые хотят направить Латинскую Америку в нужное им радикальное русло.
Но этот сценарий еще нужно реализовать — Китай и Бразилия явно не будут сидеть сложа руки, и через поддержку левого движения они попытаются всему этому помешать.
В любом случае, за Аргентиной будет следить весь мир, ведь ее анархо-капиталистический эксперимент даст фору любому другому проекту.
Квадратура круга
Между прочим, победа на выборах в Аргентине некоего Хавьера Милея говорит о том, что там царит настоящая демократия. Без примесей. Такая, при которой властные элиты утратили способность как-то влиять на результат выборов, и народ действительно выбрал того, кто ему понравился. Уж не взыщите: народ часто верит словам, обещаниям и телекартинке и не желает думать головой. Это и есть демократия.
Кто-то сравнивает Хавьера с нашими российскими популистами или клоунами. Дескать, смесь Навального, Жириновского и Чубайса. Хавьер предлагает приватизировать медицину, здравоохранение, пенсионные фонды и вообще всё, что можно, ликвидировать Центробанк и перейди на доллар США. В общем, все продать на свободном рынке.
Мне почему-то вспомнился доцент Санкт-Петербургского университета, который любил участвовать в исторических реконструкциях, наряжался Наполеоном. А потом в один прекрасный день задушил аспирантку и по частям выбросил ее в Фонтанку. Помните такого?
Черты лица Хавьера Милея сильно напомнили мне этого доцента. Кстати, Милей тоже преподаватель, экономист.
Что ж, посмотрим. Думаю, долго он не протянет: придут военные и устроят ему, может быть, то, что случилось с аспиранткой. Правда, это будет недемократично.
Сделает ли народ, который проголосовал за Милея, какой-то вывод для себя? Не уверен. Большинство людей не хотят учиться даже не своих ошибках. Они хотят, чтобы кто-то пришёл и сотворил чудо. Так что на очередных выборах в Аргентине (если военные их допустят) опять победит тот, кто пообещает чудо.
Ну а мы скажем США: молодцы, спасибо, что показали что такое настоящая демократия. И ее лицо.
|
</> |