БЕЗУМИЕ ПАВЛА ФЕДОТОВА
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ðавел ФедоÑов. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1841 Ðавел ФедоÑов. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1841](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-e9535a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3826509/3826509_original.jpg)
Часть 2.
Итак, с января 1834 года прапорщик Павел Федотов стал офицером гвардейского Финляндского полка, расквартированного на Васильевском острове Санкт-Петербурга, что было исключительно престижно, особенно для человека его происхождения. Он получил казенную квартиру в расположении полка и довольно быстро вписался в офицерскую среду. Здесь, также как и в Кадетском корпусе, он стал одним из лучших офицеров полка: содержал свою роту в идеальном порядке, отличался лояльностью по отношению к вышестоящему начальству, двигался по служебной лестнице, а среди товарищей по полку, как и в училище, приобрел прозвище «артиста» и пользовался популярностью как музыкант, певец и художник-любитель.
![ÐазаÑма лейб-гваÑдии ФинлÑндÑкого полка на 18 линии ÐаÑилÑевÑкого оÑÑÑова в СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑге. СовÑеменнÑй вид ÐазаÑма лейб-гваÑдии ФинлÑндÑкого полка на 18 линии ÐаÑилÑевÑкого оÑÑÑова в СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑге. СовÑеменнÑй вид](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-ba4715.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3826859/3826859_800.jpg)
![Ðавел ФедоÑов. ÐгÑа в ÑаÑ
маÑÑ. ÑеÑ.1830-Ñ
гг. Ðавел ФедоÑов. ÐгÑа в ÑаÑ
маÑÑ. ÑеÑ.1830-Ñ
гг.](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-7e050f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3826953/3826953_original.png)
Но постепенно Павла Федотова начала тяготить относительная духовная пустота его существования. Жизнь офицеров вне службы заключалась в карточной игре, совместных прогулках и обедах, любовных приключениях и малозначительной болтовне. Он имел право бывать на придворных балах, но очень быстро понял, что на самом деле ему там делать нечего, и офицеры его уровня в основном играют там роль статистов, безликой массы.
![Ðавел ФедоÑов. ФедоÑов и его ÑоваÑиÑи по лейб-гваÑдии ФинлÑндÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐºÑ. 1840. Ðавел ФедоÑов. ФедоÑов и его ÑоваÑиÑи по лейб-гваÑдии ФинлÑндÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐºÑ. 1840.](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-0e13f0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3827337/3827337_original.jpg)
Была и еще одна проблема – постоянное безденежье. Поскольку отец Павла уже вышел в отставку и был в весьма солидных летах (ему уже было под 80), а в семье оставались незамужние сестры и младшие братья, Федотов отсылал половину своего жалованья семье в Москву, а на вторую половину с трудом сводил концы с концами. Хотя на самом деле проблемы с деньгами были в полку у большинства младших офицеров, не имевших состояния. Как писал Александр Дружинин, бывший однокашник Павла Федотова, поступивший в тот же полк незадолго до его отставки:
«…Все младшие офицеры или отъявленные хамы, или хорошие люди, подавленные проклятым безденежьем…»
![ÐлекÑей ÐенеÑианов. РнаÑÑÑном клаÑÑе Ðкадемии Ñ
ÑдожеÑÑв. ок.1824 ÐлекÑей ÐенеÑианов. РнаÑÑÑном клаÑÑе Ðкадемии Ñ
ÑдожеÑÑв. ок.1824](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-6a2a63.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3827677/3827677_800.jpg)
Так что вполне логично, что от безделья, безденежья и окружающей его пустоты, Федотов стал все больше и больше углубляться в рисование. Для начала уже в 1835 году (или даже по другим сведениям в 1834 году) он получил билет за №241, дававший право на посещение вечерних рисовальных классов Академии художеств. Там он занимался в свободное от службы время с некоторыми перерывами до 1841 года. Для этого он прошел приемные испытания, и по их результатам сразу был определен во второй класс, где занимались копированием образцовых рисунков известных художников. Занятия в этих вечерних классах предназначались для любителей, от которых не требовалось отчетности и регулярной посещаемости, так что Федотов мог приходить на занятия, когда у него была такая возможность и когда тема казалась ему интересной и полезной. К тому же полк был расквартирован недалеко от Академии, так что ходить туда было достаточно удобно.
![Ðавид ТениÑÑ ÐладÑий. ÐаÑаÑлÑнÑ, ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж Ðавид ТениÑÑ ÐладÑий. ÐаÑаÑлÑнÑ, ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-3c577e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3827827/3827827_800.jpg)
![ÐдÑиан ван ÐÑÑаде. ÐеÑевенÑкие мÑзÑканÑÑ. 1645. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж ÐдÑиан ван ÐÑÑаде. ÐеÑевенÑкие мÑзÑканÑÑ. 1645. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-b5d364.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3827995/3827995_640.jpg)
Вторым любимым местом у Федотова стал Эрмитаж. Он часами бродил по залам императорского музея, особо выделяя картины голландских жанристов Давида Тенирса Младшего и Адриана ван Остаде. По воспоминаниям Александра Дружинина:
«Павел Андреевич (...) часто бывал в Эрмитаже и возвращался оттуда в восторженном настроении. Теньер и фан-Остад были его любимцами. Нельзя было без хохота слушать его рассказов о содержании той или другой картины этих мастеров: зоркий глаз его мастерски подмечал все особенно комическое, все более доступное поверхностным любителям живописи. Раза два мы были в Эрмитаже с ним вместе, и всякий раз он, так сказать, двумя-тремя словами приковывал все мое внимание к которой-нибудь из своих любимых вещей...»
![УилÑÑм ХогаÑÑ. ÐолиÑик. ок.1730. ÐлÑпкинÑкий двоÑÑово-паÑковÑй мÑзей-заповедник. ÐÑÑÑавка УилÑÑм ХогаÑÑ. ÐолиÑик. ок.1730. ÐлÑпкинÑкий двоÑÑово-паÑковÑй мÑзей-заповедник. ÐÑÑÑавка](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-82b622.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3828230/3828230_640.jpg)
![УилÑÑм ХогаÑÑ. ÐаÑÑеÑа моÑа. ÐиÑÑ 3. СÑена в ÑавеÑне. 1735. ÐÑавÑÑа УилÑÑма ÐенÑи УоÑÑингÑона кон.18-наÑ.19 вв. УилÑÑм ХогаÑÑ. ÐаÑÑеÑа моÑа. ÐиÑÑ 3. СÑена в ÑавеÑне. 1735. ÐÑавÑÑа УилÑÑма ÐенÑи УоÑÑингÑона кон.18-наÑ.19 вв.](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-17beda.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3828650/3828650_800.jpg)
Еще одним его любимым художником стал англичанин Уильям Хогарт. Вряд ли он видел живописные работы этого художника, тем более, что единственная картина Уильяма Хогарта в России принадлежала графу Воронцову и находилась (и находится сейчас) в бильярдной его дворца в Алупке, но вот гравюры Хогарта, его знаменитые серии «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» и т.п. он видеть вполне мог.
![Ðавел ФедоÑов. Ðак Ñ
оÑоÑо имеÑÑ Ð² ÑоÑе поÑÑнÑÑ
. 1835 Ðавел ФедоÑов. Ðак Ñ
оÑоÑо имеÑÑ Ð² ÑоÑе поÑÑнÑÑ
. 1835](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-0cd2d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3828815/3828815_540.jpg)
![Ðавел ФедоÑов. ÐноÑÑÑаннÑе военнÑе аÑÑаÑе на ÑепеÑиÑии паÑада 15 авгÑÑÑа 1834 года на ЦаÑиÑÑном лÑгÑ. 1835 Ðавел ФедоÑов. ÐноÑÑÑаннÑе военнÑе аÑÑаÑе на ÑепеÑиÑии паÑада 15 авгÑÑÑа 1834 года на ЦаÑиÑÑном лÑгÑ. 1835](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-bb368f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3829163/3829163_original.png)
В это время Федотов рисует все подряд. Как и в училище это были карикатуры, предназначенные для сослуживцев, симпатичные картинки для вышивок или зарисовки в альбомах полковых дам, жанровые сценки из полковой жизни. Поначалу это были еще совсем дилетантские, любительские работы. Об этих его первых опытах искусствовед Андрей Сомов (отец художника Константина Сомова), одним из первых оценивший творчество Павла Федотова, писал впоследствии так:
«Нам удалось однажды видеть кое-что из первоначальных карандашных и акварельных произведений Федотова, и мы можем засвидетельствовать, что уже в этих ребяческих опытах легко было заметить большой дар наблюдательности и художественное чутье».
Но постепенно занятия в Академии, хотя и не систематические, а также постоянная самостоятельная работа над рисунком дала свои плоды. Он стал покупать гравюры, чтобы иметь собственные образцы для копирования, и, когда мог, выбирался на этюды в Парголово.
![ÐжоÑдж ÐоÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð¾ кнÑÐ·Ñ ÐиÑ
аила ÐавловиÑа. 1829 ÐжоÑдж ÐоÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð¾ кнÑÐ·Ñ ÐиÑ
аила ÐавловиÑа. 1829](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-437392.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3829485/3829485_640.jpg)
Так прошло почти три года, когда у Федотова случился первый художественный успех. Летом этого года расположение полка посетил его шеф, великий князь Михаил Павлович. Сам Федотов описал это событие в своем дневнике так:
«…Великий князь Михаил Павлович, облегченный от тяжелой болезни, возвратился тогда из-за границы и обходил лагерь своих любимцев-гвардейцев буквально без церемоний, по-отечески. Нестройными, но живописными группами толпились вокруг него гвардейцы, лезли на пирамиды, на плечи товарищей, чтобы увидеть в лицо своего отца-командира; добродушные ура, шапки в воздухе, давка, беготня — сюжет славный! задел за живое на первом порыве художника, и он его с терпением выполнил в лицах...»
![Ðавел ФедоÑов. ÐÑÑÑеÑа в лагеÑе лейб-гваÑдии ФинлÑндÑкого полка великого кнÑÐ·Ñ ÐиÑ
аила ÐавловиÑа 8 иÑÐ»Ñ 1837 года. 1837 Ðавел ФедоÑов. ÐÑÑÑеÑа в лагеÑе лейб-гваÑдии ФинлÑндÑкого полка великого кнÑÐ·Ñ ÐиÑ
аила ÐавловиÑа 8 иÑÐ»Ñ 1837 года. 1837](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-1cb66e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3829580/3829580_800.jpg)
По поводу этого события Федотов и выполнил акварель «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года», которую ее главный герой, великий князь Михаил Павлович, вполне одобрил. Начинающему художнику даже предоставили отпуск до конца года для того, чтобы завершить эту работу.
![Ðавел ФедоÑов. ÐÑогÑлка. 1837 Ðавел ФедоÑов. ÐÑогÑлка. 1837](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-18cade.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3829948/3829948_640.jpg)
![Ðавел ФедоÑов. ÐеÑеднÑÑ ÑаÑÑного пÑиÑÑава наканÑне болÑÑого пÑаздника. 1837 Ðавел ФедоÑов. ÐеÑеднÑÑ ÑаÑÑного пÑиÑÑава наканÑне болÑÑого пÑаздника. 1837](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-c92b9c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3830248/3830248_800.jpg)
![Ðавле ФедоÑов. УлиÑÐ½Ð°Ñ ÑÑена в ÐоÑкве во вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ. 1837 Ðавле ФедоÑов. УлиÑÐ½Ð°Ñ ÑÑена в ÐоÑкве во вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ. 1837](/images/main/bezumie-pavla-fedotova-e26666.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3830465/3830465_800.jpg)
Биографы Федотова считают, что эти несколько месяцев, которые он провел дома в Москве, имея возможность заниматься только творчеством (помимо бытовых семейных проблем), стали для художника переломным временем, когда он окончательно определился со своими творческими приоритетами. Помимо нескольких портретов родственников и знакомых, в числе которых была и довольно известная картина «Прогулка», на которой он изобразил самого себя, свою сводную сестру Анну и отца, прогуливающихся по Москве, Федотов исполнил две весьма примечательных жанровых сценки: сатирическую «Передняя частного пристава накануне большого праздника» и городскую зарисовку «Уличная сцена в Москве во время дождя», обозначив таким образом свои художественные приоритеты.
Примерно в это же время у Павла Федотова случился его первый роман. Его избранницей оказалась подруга детства Екатерина Головачева (которую он в дневниках и письмах именовал не иначе как Катенькой). Роман этот начался со страстных признаний и бурной переписки, продолжался дистанционно почти два года, а патом как-то незаметно закончился. Хотя имя своей первой возлюбленной Федотов упоминал в дневниках вплоть до своей смерти. Однако что помешало ему и его Катеньке быть вместе, так и осталось неизвестным. Тайны своей личной жизни Федотов так и унес с собой в могилу.
Продолжение следует…