БЕЗУМИЕ ПАВЛА ФЕДОТОВА

топ 100 блогов nikonova_alina28.03.2023
Павел Федотов. Автопортрет. 1841
Павел Федотов. Автопортрет. 1841

Часть 2.

        Итак, с января 1834 года прапорщик Павел Федотов стал офицером гвардейского Финляндского полка, расквартированного на Васильевском острове Санкт-Петербурга, что было исключительно престижно, особенно для человека его происхождения. Он получил казенную квартиру в расположении полка и довольно быстро вписался в офицерскую среду. Здесь, также как и в Кадетском корпусе, он стал одним из лучших офицеров полка: содержал свою роту в идеальном порядке, отличался лояльностью по отношению к вышестоящему начальству, двигался по служебной лестнице, а среди товарищей по полку, как и в училище, приобрел прозвище «артиста» и пользовался популярностью как музыкант, певец и художник-любитель.

Казарма лейб-гвардии Финляндского полка на 18 линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Современный вид
Казарма лейб-гвардии Финляндского полка на 18 линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Современный вид
Павел Федотов. Игра в шахматы. сер.1830-х гг.
Павел Федотов. Игра в шахматы. сер.1830-х гг.

Но постепенно Павла Федотова начала тяготить относительная духовная пустота его существования. Жизнь офицеров вне службы заключалась в карточной игре, совместных прогулках и обедах, любовных приключениях и малозначительной болтовне. Он имел право бывать на придворных балах, но очень быстро понял, что на самом деле ему там делать нечего, и офицеры его уровня в основном играют там роль статистов, безликой массы.

Павел Федотов. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.
Павел Федотов. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.

        Была и еще одна проблема – постоянное безденежье. Поскольку отец Павла уже вышел в отставку и был в весьма солидных летах (ему уже было под 80), а в семье оставались незамужние сестры и младшие братья, Федотов отсылал половину своего жалованья семье в Москву, а на вторую половину с трудом сводил концы с концами. Хотя на самом деле проблемы с деньгами были в полку у большинства младших офицеров, не имевших состояния. Как писал Александр Дружинин, бывший однокашник Павла Федотова, поступивший в тот же полк незадолго до его отставки:

«…Все младшие офицеры или отъявленные хамы, или хорошие люди, подавленные проклятым безденежьем…»

Алексей Венецианов. В натурном классе Академии художеств. ок.1824
Алексей Венецианов. В натурном классе Академии художеств. ок.1824

        Так что вполне логично, что от безделья, безденежья и окружающей его пустоты, Федотов стал все больше и больше углубляться в рисование. Для начала уже в 1835 году (или даже по другим сведениям в 1834 году) он получил билет  за №241, дававший право на посещение вечерних рисовальных классов Академии художеств. Там он занимался в свободное от службы время с некоторыми перерывами до 1841 года. Для этого он прошел приемные испытания, и по их результатам сразу был определен во второй класс, где занимались копированием образцовых рисунков известных художников. Занятия в этих вечерних классах предназначались для любителей, от которых не требовалось отчетности и регулярной посещаемости, так что Федотов мог приходить на занятия, когда у него была такая возможность и когда тема казалась ему интересной и полезной. К тому же полк был расквартирован недалеко от Академии, так что ходить туда было достаточно удобно.

Давид Тенирс Младший. Караульня, Государственный Эрмитаж
Давид Тенирс Младший. Караульня, Государственный Эрмитаж
Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1645. Государственный Эрмитаж
Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1645. Государственный Эрмитаж

        Вторым любимым местом у Федотова стал Эрмитаж. Он часами бродил по залам императорского музея, особо выделяя картины голландских жанристов Давида Тенирса Младшего и Адриана ван Остаде. По воспоминаниям Александра Дружинина:

        «Павел Андреевич (...) часто бывал в Эрмитаже и возвращался оттуда в восторженном настроении. Теньер и фан-Остад были его любимцами. Нельзя было без хохота слушать его рассказов о содержании той или другой картины этих мастеров: зоркий глаз его мастерски подмечал все особенно комическое, все более доступное поверхностным любителям живописи. Раза два мы были в Эрмитаже с ним вместе, и всякий раз он, так сказать, двумя-тремя словами приковывал все мое внимание к которой-нибудь из своих любимых вещей...»

Уильям Хогарт. Политик. ок.1730. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Выставка
Уильям Хогарт. Политик. ок.1730. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Выставка "Парадные залы Воронцовского дворца"
Уильям Хогарт. Карьера мота. Лист 3. Сцена в таверне. 1735. Гравюра Уильяма Генри Уортингтона кон.18-нач.19 вв.
Уильям Хогарт. Карьера мота. Лист 3. Сцена в таверне. 1735. Гравюра Уильяма Генри Уортингтона кон.18-нач.19 вв.

        Еще одним его любимым художником стал англичанин Уильям Хогарт. Вряд ли он видел живописные работы этого художника, тем более, что единственная картина Уильяма Хогарта в России принадлежала графу Воронцову и находилась (и находится сейчас) в бильярдной его дворца в Алупке, но вот гравюры Хогарта, его знаменитые серии «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» и т.п. он видеть вполне мог.

Павел Федотов. Как хорошо иметь в роте портных. 1835
Павел Федотов. Как хорошо иметь в роте портных. 1835
Павел Федотов. Иностранные военные атташе на репетиции парада 15 августа 1834 года на Царицыном лугу. 1835
Павел Федотов. Иностранные военные атташе на репетиции парада 15 августа 1834 года на Царицыном лугу. 1835

        В это время Федотов рисует все подряд. Как и в училище это были карикатуры, предназначенные для сослуживцев, симпатичные картинки для вышивок или зарисовки в альбомах полковых дам, жанровые сценки из полковой жизни. Поначалу это были еще совсем дилетантские, любительские работы. Об этих его первых опытах искусствовед Андрей Сомов (отец художника Константина Сомова), одним из первых оценивший творчество Павла Федотова, писал впоследствии так:

        «Нам удалось однажды видеть кое-что из первоначальных карандашных и акварельных произведений Федотова, и мы можем засвидетельствовать, что уже в этих ребяческих опытах легко было заметить большой дар наблюдательности и художественное чутье».

         Но постепенно занятия в Академии, хотя и не систематические, а также постоянная самостоятельная работа над рисунком дала свои плоды. Он стал покупать гравюры, чтобы иметь собственные образцы для копирования, и, когда мог, выбирался на этюды в Парголово.

Джордж Доу. Портрет великого князя Михаила Павловича. 1829
Джордж Доу. Портрет великого князя Михаила Павловича. 1829

Так прошло почти три года, когда у Федотова случился первый художественный успех.  Летом этого года расположение полка посетил его шеф, великий князь Михаил Павлович. Сам Федотов описал это событие в своем дневнике так:

        «…Великий князь Михаил Павлович, облегченный от тяжелой болезни, возвратился тогда из-за границы и обходил лагерь своих любимцев-гвардейцев буквально без церемоний, по-отечески. Нестройными, но живописными группами толпились вокруг него гвардейцы, лезли на пирамиды, на плечи товарищей, чтобы увидеть в лицо своего отца-командира; добродушные ура, шапки в воздухе, давка, беготня — сюжет славный! задел за живое на первом порыве художника, и он его с терпением выполнил в лицах...»

Павел Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1837
Павел Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1837

        По поводу этого события Федотов и выполнил акварель «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года», которую ее главный герой, великий князь Михаил Павлович, вполне одобрил. Начинающему художнику даже предоставили отпуск до конца года для того, чтобы завершить эту работу.

Павел Федотов. Прогулка. 1837
Павел Федотов. Прогулка. 1837
Павел Федотов. Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837
Павел Федотов. Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837
Павле Федотов. Уличная сцена в Москве во время дождя. 1837
Павле Федотов. Уличная сцена в Москве во время дождя. 1837

        Биографы Федотова считают, что эти несколько месяцев, которые он провел дома в Москве, имея возможность заниматься только творчеством (помимо бытовых семейных проблем), стали для художника переломным временем, когда он окончательно определился со своими творческими приоритетами. Помимо нескольких портретов родственников и знакомых, в числе которых была и довольно известная картина «Прогулка», на которой он изобразил самого себя, свою сводную сестру Анну и отца, прогуливающихся по Москве, Федотов исполнил две весьма примечательных жанровых сценки: сатирическую «Передняя частного пристава накануне большого праздника» и городскую зарисовку «Уличная сцена в Москве во время дождя», обозначив таким образом свои художественные приоритеты.

        Примерно в это же время у Павла Федотова случился его первый роман. Его избранницей оказалась подруга детства Екатерина Головачева (которую он в дневниках и письмах именовал не иначе как Катенькой). Роман этот начался со страстных признаний и бурной переписки, продолжался дистанционно почти два года, а патом как-то незаметно закончился. Хотя имя своей первой возлюбленной Федотов упоминал в дневниках вплоть до своей смерти. Однако что помешало ему и его Катеньке быть вместе, так и осталось неизвестным. Тайны своей личной жизни Федотов так и унес с собой в могилу.

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эффект Джанибекова – интересное открытие нашего времени. Дважды герой Советского Союза, генерал-майор авиации Владимир Александрович Джанибеков заслуженно считается самым опытным космонавтом СССР. Он совершил наибольшее количество полетов – пять, причем все в качестве командира ...
Юлия Савиновских — бывшая жительница Екатеринбурга, которую четыре года назад лишили двух маленьких приемных детей из-за подозрений на смену пола. Когда Фрэнсис с тремя своими детьми только переехал в Испанию, он жил в маленькой комнате хостела небольшого города Жирона. Это было ...
У двоих сестёр Аделаиды Марии Ангальт-Дессауской (1833-1916) и Батильды Ангальт-Дессауской (1837-1902) были сыновья, обоих из которых звали Франциск Иосиф. Эти сыновья были названы так в честь императора Австро-Венгрии. Муж Аделаиды Марии Адольф Нассау-Вейльбургский (1817-1905) был ...
...
Запись о рождении М.Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому ...