КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА И МУЗЕЯ

топ 100 блогов nikonova_alina20.03.2023
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА И МУЗЕЯ

Часть 3.

       Широкая публика даже в 18 веке еще не имела возможности видеть шедевры живописи, хранившиеся в королевском собрании. Лафон де Сент-Иен, видный художественный критик того времени, писал в 1747 году, что "бесценные шедевры величайших мастеров Европы, составляющие картинную галерею его величества, ныне затиснуты в маленькие, плохо освещенные, непригодные для них помещения и погребены в Версале".

Лафон де Сент-Иен рассматривает Фонтан невинных. Фрагмент гравюры 18 в.
Лафон де Сент-Иен рассматривает Фонтан невинных. Фрагмент гравюры 18 в.
Анисе Шарль Габриэль Лемоннье. Чтение Вольтера в салоне мадам Жоффрен в 1755 году. 1812
Анисе Шарль Габриэль Лемоннье. Чтение Вольтера в салоне мадам Жоффрен в 1755 году. 1812
Энциклопедия Дени Дидро и Жана Д'Аламбера
Энциклопедия Дени Дидро и Жана Д'Аламбера

В кругах просветителей возникает идея организации национального музея, и в знаменитой "Энциклопедии" помещают статью "Лувр" с программой по организации музейной экспозиции в дворцовых помещениях. Они писали: "... хотелось бы, например, чтобы все первые этажи этого здания были бы очищены и переделаны в галереи. Эти галереи можно было бы использовать для размещения прекраснейших статуй, которыми обладает королевство, для сосредоточения всех этих драгоценных произведений, которые разбросаны в безлюдных парках, где их разрушают и губят непогода и время. В той части, что выходит на юг, можно было бы поместить все картины, принадлежащие королю, которые ныне скучены и перемешаны в хранилищах мебели, где никто не может их увидеть...". Однако в середине 18 века этот проект так и остался утопическим.

Жак Жермен Суффло
Жак Жермен Суффло
Восточный фасад Лувра
Восточный фасад Лувра

В 1750-е годы архитектор Жак Жермен Суффло возглавил возобновившиеся работы по достройке и реставрации Лувра. Он подновил обветшавшие части здания и достроил незаконченный восточный фасад. В это же время возникают проекты создания площади перед Колоннадой, закрытой старыми домами. Эта идея начала осуществляться с 1770-х гг.

Великая французская революция внесла свои изменения в существовавшие устои общества. Собственность королевской семьи, церкви, эмигрировавшей аристократии была национализирована.

26 июля 1791 года Учредительное собрание приказало собрать в Тюильри и в Лувре "памятники наук и искусств". 27 сентября 1792 Конвент принимает решение о создании в Лувре музея, а 27 июля 1793 подписан декрет Конвента об открытии музея.

Жак-Луи Давид. Автопортрет. 1794
Жак-Луи Давид. Автопортрет. 1794
Заседание Конвента Французской республики
Заседание Конвента Французской республики

Подготовкой декретов Конвента об охране памятников и организации национального музея руководил Жак-Луи Давид. В 1793 он сделал доклад в Конвенте о «хранилище музея искусств», где говорил об общих принципах и о практической программе музейной работы:

        «...Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения, ...<�нужно> раскрыть все богатства перед животворным оком народа...»

В практическую программу Давида вошли:

1. научная реставрация картин (поскольку до этого реставраторы только портили холсты, а среди пострадавших были работы Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Верне);

2. проблема научной атрибуции (Давид писал, что в  Лувре находится "... масса картин, выставленных без разбора, как будто для оскорбления публики, картин, приписанных великим мастерам и являющихся лишь копиями");

3. необходимость радикального пересмотра экспозиции, где памятники "сейчас скорее спрятаны, чем выставлены" (между прочим, очень современный подход к делу).

Джузеппе Кастильоне. Квадратный салон в Лувре. 1861
Джузеппе Кастильоне. Квадратный салон в Лувре. 1861

10 августа 1793 в Лувре открылся все-таки Центральный музей искусств, куда были помещены национализированные ценности и произведения искусства. До 1794 года экспозиция размещалась только в Квадратном салоне и в части Большой галереи.

       К тому же в первые годы XIX века в Лувре еще живут художники. Но в 1806 Наполеон Бонапарт приказывает выселить из здания всех посторонних. Наполеоновские архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Фонтен переделывают дворцовые апартаменты в ампирном вкусе. Они предполагали также унифицировать фасады Лувра, то есть уничтожить творения Леско и Лемерсье, но эта идея, к счастью, не была осуществлена.

Робер Лефевр. Портрет архитектора Шарля Персье. 1807
Робер Лефевр. Портрет архитектора Шарля Персье. 1807
Жюльен Леопольд Буальи. Портрет архитектора Пьера Фонтена. ок. 1805
Жюльен Леопольд Буальи. Портрет архитектора Пьера Фонтена. ок. 1805
Шарль Персье. Северная галерея Лувра (корпус Наполеона)
Шарль Персье. Северная галерея Лувра (корпус Наполеона)

Тогда снова возникает старая мысль о соединении Лувра и Тюильри со стороны улицы Риволи (со стороны Сены это соединение уже существовало в виде Большой галереи). К 1825 Персье осуществил большую часть замысла, построив Северную галерею.

С 1819 года в залах Лувра периодически устраиваются выставки промышленных товаров, что было своего рода знамением времени, предшествующим Всемирным выставкам.

Филипп-Огюст Жанрон
Филипп-Огюст Жанрон

В 1848-49 гг. Лувром руководит живописец Филипп-Огюст Жанрон, который предполагал сделать Лувр центром культурного просвещения народа. Он даже лично приобрел для музея четыре работы Жерико. Главный хранитель Лувра Вийо в это же время создает основу научной экспозиции, классифицирует мастеров по школам, составляет каталог по отделу живописи.

Теофиль Врошеле. Портртет архитектора Луи Висконти.
Теофиль Врошеле. Портртет архитектора Луи Висконти.

Во время революции 1848 года декретом от 1 мая Лувр был переименован в Народный дворец, и республиканское правительство обсуждало планы завершения ансамбля. Был утвержден проект Луи Висконти, предусматривавший два комплекса новых корпусов: одна группа зданий замкнула ансамбль с севера, а другая была поставлена симметрично первой вдоль Большой галереи.

Эжен Делакруа. Аполлон, сражающий Пифона. Фрагмент росписи плафона Лувра
Эжен Делакруа. Аполлон, сражающий Пифона. Фрагмент росписи плафона Лувра
Эктор Лефюэль
Эктор Лефюэль

        Этот проект был реализован Висконти и Лефюэлем в 1850-е гг. А в начале 1860-х годов Эктор Лефюэль занимался перестройкой Большой галереи. В это же время была произведена перепланировка внутренних помещений музея, а также проводились монументальные работы с участием ведущих художников Франции. Например, Делакруа расписывал плафон в Галерее Аполлона на сюжет "Аполлон, сразивший змея Пифона".

Гюстав Курбе
Гюстав Курбе

Когда началось наступление прусской армии на Париж в 1870 году, часть коллекции Лувра была эвакуирована: 300 картин вывезли в Брест. А во время Парижской коммуны в марте-мае 1871 была организована федерация художников во главе с комиссией из 46 деятелей искусства и культуры под председательством Курбе. На федерацию возложили решениезадачи организации охраны памятников и восстановления работы музея. Директором Лувра был назначен архитектор Удино, а его помощниками скульпторы Далу и Эро. Старый персонал было решено распустить, а новая администрация начала инвентаризацию памятников и подготовку к открытию залов музея. Федерация также приняла на себя управление всей художественной жизнью страны.

В 1881 в музее основана "Ecole du Louvre", ставившая целью подготовку научного персонала для всех музеев Франции. В 1897 году создано Общество друзей Лувра, которое в дальнейшем оказывало музею большую спонсорскую помощь.

В начале XX веке в музее была произведена переделка внутренних помещений и соответственно изменена экспозиция.

Жан Жожар
Жан Жожар
Вывоз произведений из Лувра в коды Второй мировой войны
Вывоз произведений из Лувра в коды Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла свои коррективы в жизнь музея. С июня 1940, когда Германия оккупирует часть французской территории, сотрудники Лувра во главе с Жаном Жожаром, его тогдашним директором, начинают эвакуацию коллекции. Были вывезены почти все экспонаты, их по решению директора и хранителей музея разместили в 80 местах, в основном, в подземельях старинных замков в различных регионах Франции. С вещами работали хранители соответствующих фондов. Чтобы живопись не утратила яркость, картины периодически извлекали из укрытий и расставляли в парках. Вещи хранились в замках Боннетабль, Шамбор, Шаверни, Бриссак, Сурш, Монтобан, Монталь и т.д.

К концу 1944, когда Франция была освобождена от оккупации, вещи возвратили в Лувр в торжественной обстановке: их сопровождала специальная охрана и эскорт мотоциклистов.

После войны работники музея сразу же приступили к подготовке к открытию музея. Залы открывались постепенно с сентября 1945 по 1949.

Франсуа Миттеран
Франсуа Миттеран
Павильон Флоры
Павильон Флоры

В дальнейшем с 1950-х и по 1990-е годы длились работы по реставрации и переоборудованию внутренних помещений Лувра. Новый всплеск интереса к перепланировке Лувра возник в 1981 году, когда президент Франции Франсуа Миттеран принимает решение вернуть зданию полноценный статус музея. Для этого, прежде всего из Павильона Флоры было выселено Министерство финансов. 

Ео Минг Пей
Ео Минг Пей
План перестройки Лувра
План перестройки Лувра

        Затем был объявлен конкурс проектов переоборудования Лувра, на котором победил проект американского архитектора Ео Минг Пея, предусматривавший устройство экспозиционных, фондовых и лекционных помещений ниже уровня земли в Квадратном дворе Лувра и строительство трех пирамид для связи между помещениями музея, находящимися в разных корпусах. Эти работы были закончены к началу 1990-х гг.

Витражи Лувра
Витражи Лувра

С 1989 года  также проводилась реставрация фасадов, выходящих в Квадратный двор и во двор Наполеона, а также витражей, украшающих Часовой павильон. Эти витражи были изготовлены в 1830-е гг. на Севрской Королевской мануфактуре по проекту Эме Шавенара и Александра Броньяра, они посвящены Ренессансу.

Таким образом, к своему 200-летию, которое торжественно отмечалось в 1993 году, музей подошел обновленным и помолодевшим, но, тем не менее, в нем по настоящее время продолжаются работы, связанные с усовершенствованием экспозиции и установкой новейшего оборудования в залах и хранилищах музея.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛУВРА, КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА И МУЗЕЯ


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ліна костенко раптово перервала свій творчий тур по україні з книжкою «записки українського самашедшего» , повідомляє «А-ба-ба-га-ла-ма-га» . далі автори повідомлення не обмежували себе у брєдє і не зважали на логіку. спочатку: Після ...
Провести выходные в Риге - это всегда здорово, будь то тёплое лето, дождливая осень или сезон рождественских ярмарок. С каждым годом всё больше открывается замечательных новых кафе и ресторанов, можно целый день проводить активно, плавая на каноэ по Даугаве или изучая прелести старого ...
Похоже, что организация хакеров Anonymous вновь вернулась. На этот раз они объявили войну по всем фронтам Израилю за действия, совершенные в секторе Газа. Их атака началась после того, как Абу Шехада, 22 лет, был застрелен с одетой на голову маской Гая Фокса. А потом началось... В т ...
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Екатерина Петрова обнаружила на сайте госзакупок "контракт на поставку заключенных" для строительства СИЗО в Крыму. Дама сама подчеркивает, что "все законно". Но при этом все, кто работает в Фонде Навального мечтают о подобных проколах системы. Для них ...
То, что эта ситуация «дикий ор», я несомненно согласен. Нет ничего угарнее наблюдать, как кто-то хейтит другого, как она сам по уши в г…. Таких ситуаций по жизни достаточно много, чтобы собрать коллекцию. Вот и Союз Журналистов начал свою. «Нет больше журналистики, остался дикий ...