БЕЗУМИЕ ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА
nikonova_alina — 13.03.2023Часть 3.
Джошуа Рейнолдс был вне всяких сомнений весьма примечательной фигурой в художественном мире Англии георгианской эпохи, поэтому не удивительно, что широкую публику интересовало не только его творчество, но и подробности личной жизни. И хотя об этом известно было совсем не много, те слухи, которые доходили до общественности, подчас вызывали самые странные мысли.
Например, всех удивляло, что Рейнолдс, человек вполне достойного происхождения, состоятельный и занимающий высокое социальное положение так и не женился, хотя вполне мог составить очень удачную партию. Хозяйство в его доме вела сначала сестра художника Фрэнсис, а затем племянница.
Ходили невнятные слухи о том, что Рейнолдс – большой любитель женского общества, но никакой достоверной информации о том, что у него были какие-то более-менее устойчивые отношения с какой-то дамой так и не было.
Впрочем, есть версия, что Рейнолдс по крайней мере один раз в жизни был влюблен по-настоящему. Его избранницей оказалась молодая швейцарская художница Ангелика Кауфман, прибывшая в Лондон в середине 1760-х годов. Рейнолдс ей покровительствовал, благодаря его вмешательству она сразу стала членом Королевской Академии художеств, получила множество выгодных заказов и была принята в высшем обществе Лондона. Ангелика была младше Рейнолдса почти на четверть века, а в его записной книжке фигурировала как мисс Ангел. Вроде бы он даже сделал ей предложение, но получил вежливый отказ.
И тогда, опять-таки по слухам, он жестоко отомстил непокорной девушке, не оценившей его чувства. Якобы это именно Рейнолдс нанял некоего авантюриста, известного в английском обществе под именем шведского графа Фредерика де Хорна и имевшего репутацию человека богатого и щедрого, а также любителя искусства, чтобы соблазнить молодую и неискушенную Ангелику, которой тогда было чуть больше двадцати лет. Очевидно, также, что этот де Хорн умел виртуозно говорить комплименты и пудрить девушкам мозги. В общем, Кауфман действительно влюбилась в де Хорна, и в феврале 1767 года пара обвенчалась в церкви на Пикадилли. А затем почти сразу же случился грандиозный скандал.
Подробности происшествия оказались весьма противоречивыми. То ли выяснилось, что граф уже был женат, и у него даже были дети. То ли обнаружилось, что этот де Хорн и не граф вовсе, а какой-то авантюрист без роду и без племени, и даже фамилия у него не настоящая. Хотя деньги у него откуда-то были, и к счастью, Ангелику он хотя бы не обокрал. В итоге их брак признали недействительным, сердце бедняжки навсегда оказалось разбитым, а ее репутация - испорченной.
Только с Огастесом Кеппелом, ставшим в конечном итоге адмиралом, Джошуа поддерживал отношения в течение всей своей жизни, о чем свидетельствуют многочисленные портреты моряка от ранней юности до преклонного возраста.
Но в целом, Рейнолдс старался максимально ограничить свое личное общение с людьми, предпочитая встречам и разговорам переписку. Поэтому многие считали его странным сумасбродом, чья эксцентричность явно превышала некий допустимый в обществе уровень.
Активная деятельность Рейнолдса продолжалась до 1789 года. За это время кроме огромного количества заказных портретов и исторических и мифологических композиций, которые Джошуа писал для души, художник создал курс из 15 лекций об искусстве, которые он с 1769 по 1790 сначала каждый год (а затем и два раза в год) читал студентам Академии художеств. Кстати, до настоящего времени этот курс считается лучшим искусствоведческим исследованием, написанным «практикующим» художником.
Несколько раз Рейнолдс выезжал за границу, он два раза побывал в Париже, совершил два путешествия в Нидерланды, а также посетил Кельн и Дюссельдорф. Эти поездки он использовал не только для того, чтобы познакомиться с актуальными творческими поисками национальных художественных школ, но и для того, чтобы пополнить свою коллекцию. Причем он более всего интересовался работами старых мастеров. Известно, что только картин Рембрандта в его коллекции было восемь.
Проблемы со здоровьем у художника появились с начала 1780-х годов. В 1782 году Рейнолдс перенес инсульт, но смог после него почти полностью восстановиться. Затем у него начались проблемы со слухом, и через несколько лет он практически полностью оглох. Считается, что глухота дала ему более ясное понимание характеров его моделей, так как недостаток одного чувства обычно обостряет функционирование другого. В случае с Рейнолдсом это было зрение.
Но в 1784 году художник впервые отмечает у себя проблемы и со зрением. Поначалу ему это удавалось скрывать, мужественно перенося страдания но его проблемы усугубили странности его характера, его привычную замкнутость, и привели к очередной депрессии.
Как известно, проблемы со зрением могут вызываться самыми разными причинами, не всегда напрямую связанные с болезнями глаз. Но в 18 веке в Англии в слепоте обычно винили катаракту, и делали довольно варварскую операцию по смещению помутневшего хрусталика внутри глазного яблока, чтобы свет мог снова попадать на сетчатку глаза. Чаще всего конечным итогом этого хирургического вмешательства оказывалась полная слепота. Так, например, ослеп Иоганн Себастьян Бах, которого оперировал как раз английский врач Джон Тейлор.
Точно неизвестно, подвергался ли подобному хирургическому вмешательству Рейнолдс, но желая вернуть свой основной рабочий инструмент, он вполне мог пойти на подобный риск. Уже будучи частично слепым в 1790 году, Рейнолдс согласился вернуться к своим обязанностям президента Королевской академии художеств (этот пост он незадолго до того оставил), и еще несколько месяцев читал лекции студентам. Но в 1791 году он ослеп полностью, окончательно и бесповоротно.
На этом его беды не кончились, поскольку у Рейнолдса диагностировали рак печени. Если слепым он мог бы прожить еще несколько лет, то с онкологией в 18 веке сделать уже ничего не могли. И художник умер в мучениях 23 февраля 1792 года. Один из его друзей утверждал, что Рейнолдс переносил свою болезнь «…с терпением и кротостью, не теряя бодрости духа» (а что ему еще оставалось).
Сэр Джошуа Рейнолдс был похоронен со всей должной торжественностью в соборе святого Павла в Лондоне.
Психиатры, которые изучали проблему его «контролируемых» галлюцинаций, пришли к выводу что он обладал даром эйдетизмом. Это способность мысленно представлять образ объекта с такой чувственной яркостью и отчетливостью, как будто человек в реальности видит то, что он недавно внимательно рассматривал. Хотя эйдетизм формально и можно определить как «восприятие без объекта», что является описанием галлюцинации, но психиатры не склонны однозначно определять эйдетизм как психическую болезнь. Однако, считается, что эйдетизм все-таки имеет болезненную природу и находится на грани с душевным расстройством.
В целом, вся биография Джошуа Рейнолдса действительно свидетельствует о том, что его необыкновенное художественное дарование постоянно приводило его на грань психической нормы.