СВЯТОЙ ЯНУАРИЙ


Часть 1.
Бывают такие святые, которые настолько прочно оказываются связаны с конкретным местом, что кажется, что их как бы монополизировали местные жители, несмотря то, что дни их памяти должны отмечать абсолютно все христиане, и католики, и православные. Именно таким святым и был святой Януарий, главной функцией которого, начиная чуть ли не с 6 века стало покровительство городу Неаполю.
Жизнеописание святого Януария было составлено из разных источников, но до настоящего времени в нем зияют существенные пробелы. Точно неизвестно, где и когда он родился, однако предполагается, что это случилось 21 апреля 272 года в Беневенто, городе в провинции Кампания, северо-восточнее Неаполя. Любопыьно, однако, что несмотря на то, что Януарий почтил своим рождением именно этот город, покровителем Беневенто считается апостол Варфоломей, мощи которого хранятся в местном соборе, начиная с 11 века.

Януарий родился в богатой патрицианской семье, которая вела свое происхождение от самнитского племени каудинов, издревле живших в горах Кампаньи. Судя по всему, его семья была христианской, хотя в городе Беневенто значительную часть населения в то время составляли язычники. В возрасте 15 лет Януарий уже стал священником своего прихода в Беневенто (вундеркинд!), а в 20 лет – епископом Неаполитанским.


Утверждается, что, когда Януарий учился на священника (видимо это было в Неаполе), он познакомился с будущими святыми Юлианой Никомидийской и Соссием. Каким образом произошло его знакомство с Юлианой, предположить сложно, поскольку она в полном соответствии со своим наименованием жила в Никомидии (современный Измит в Турции). А вот Соссий был диаконом в Мизено, морской базе Римской Империи, располагавшейся в Неаполитанской бухте. Они с Януарием были почти ровесниками (Соссий младше на три года), так что могли даже и учиться вместе.

Когда начались гонения на христиан, организованные императором Диоклетианом, то Януарий старался всячески прятать своих собратьев-христиан и многих спас от верной гибели. Но однажды он узнал, что Соссий был арестован как христианин и находится в заключении в Поццуоли, городе-порте в Неаполитанском заливе, и тогда Януарий не смог уже скрываться, и пошел в тюрьму, чтобы навестить друга. В заключении находился и еще один местный священнослужитель-христианин, диакон Прокл. Януарий вместе со своими товарищами по вере отслужил в тюрьме литургию, в результате чего открыл себя как христианина, и тоже был арестован (благо далеко ходить не понадобилось, его просто не выпустили из тюрьмы).

Януарий, Соссий, Прокл, а также и несколько других собратьев-христиан (диакон Фест, чтец Дезидерий и миряне Акуций и Евтихий) были приговорены к традиционным пыткам. Для начала их бросили в раскаленную печь, но огонь не причинил им никакого вреда, и они все вышли оттуда целыми и невредимыми. Затем их отправили на арену местного цирка (амфитеатр Флавиев), где уже дожидались голодные дикие звери, а точнее медведи. Но мишки вняли словам молитвы, вознесенной Януарием, и не тронули христиан (по другой версии, этот способ казни просто отменили, поскольку власти побоялись общественного возмущения и беспорядков). После этого у палачей, как водится, иссякло терпение, и они отвели христиан в кратер вулкана Сольфатара недалеко от Неаполя и тупо отрубили им всем там головы, против чего обычно не помогали ни молитвы, ни вмешательство ангелов.

В тот момент, когда палач обрушил свой меч на шею Януария, он как раз поправлял платок, повязанный на ней, и в итоге вместе с головой был отрублен и его палец. В момент смерти Януарию было около 30 лет.
Дмитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях рассказывает историю мученичества святого Януария несколько иначе. По его словам Януария просто арестовали, поскольку всем в Кампанье было известно, что он не просто христианин, а епископ, и привели на допрос к местному правителю Тимофею. Тот, пораженный молодостью Януария поначалу попытался склонить его «различными способами к поклонению идолам, — то обольщаемый ласками, то устрашаемый угрозами». Когда из этого ничего не вышло, то Януария приговорили к сожжению в печи, огонь в которой охладил ангел, спустившийся с небес, что многие наблюдали воочию.
Далее Тимофей рассвирепел (почему-то палачей всегда бесит относительная неуязвимость будущих святых), и приказал «растянуть его <�Януария> на мучительском станке столь крепко, что даже члены тела его отделялись от своих суставов, и затем приказал святого бить без милости до тех пор, пока не истерзалось всё тело его и не были видны обнаженные кости его, земля же около него обагрилась кровью».

Тут на сцене появились диакон Фест и чтец Дезидерий, которые, «стоя в толпе народа, с благоговением взирали на страдание своего епископа», при этом они «плакали по поводу причиняемых ему жестоких страданий», выдав тем самым тот факт, что тоже были христианами. Разумеется, власти не упустили такого случая, и еще двое христиан были арестованы и препровождены в тюрьму, где их уже дожидались диаконы Соссий и Прокл, а также двое мирян Евтихий и Актион, арестованные ранее:
«…Тогда нечестивые схватили их обоих и, связавши, вместе со святым мучеником епископом Ианнуарием, повели вслед за военачальником в город Путеолы <�Поццуоли>, где бросили их в темницу.В этой же темнице находились заключенные сюда за исповедание Христа Прокл и Соссий — диаконы города Путеолы, и два мирянина Евтихий и Акутион, осужденные на растерзание зверей…»
На следующий день всю эту честнУю компанию отправили на растерзание диких зверей, но эта акция устрашения потерпела полное фиаско:
«…Ни один из зверей тех не прикоснулся к святым мученикам, но все, на время изменивши свою природную свирепость на овечью кротость, подошли к святому епископу Ианнуарию и припали к ногам его…»
Тимофей весьма и весьма разозлился и начал придумывать новые способы казни христиан, но его злоба неожиданно обернулась против него, и он совершенно неожиданно ослеп, так что ему потребовался проводник, чтобы перемещаться по своему дворцу и по городу. Януарий же, полный христианским милосердием и на практике исповедовавший принцип «возлюби врага своего», помолился о своем мучителе, и Тимофей тотчас прозрел, а пятитысячная толпа горожан, наблюдавшая все это, немедленно обратилась в христианство. Тимофея же это только еще больше разозлило:
«…Прозревший же по молитвам мученика от внезапной слепоты, неблагодарный и окаменелый сердцем, военачальник, не только не познал истины, но пришел в еще большее безумие и вместо того, чтобы воздать хвалу Христу, Господу нашему, произносил на Него хулы; воспылав злобою по поводу обращения ко Христу такого количества людей, он приказал усекнуть мечем святых мучеников…»
После чего, как говорится, «все умерли».

Продолжение следует...