Без судна, но в Крыму: Российская разведка получила технологии строительства
diana_mihailova — 10.02.2020В конце января прозвучала новость о том, что в 2020 году Россия начнёт строительство собственных вертолётоносцев, которые по своим возможностям будут превосходить суда типа Mistral. Заложить их предполагается 9 мая на судостроительном заводе «Залив» в Крыму. Водоизмещение кораблей составит 20 тыс. тонн, а их передача военному ведомству должна состояться в 2025 или в 2026 году. «Наша Версия» разбиралась, откуда в России появились технологии для строительства этих сложных кораблей.
Eщё в 2016 году сообщалось, что ВМФ России готовит техническое задание на разработку универсального десантного корабля, аналогичного французским вертолётоносцам типа Mistral. Тогда же было объявлено, что строительство мини-авианосцев может начаться в 2018 году, однако, когда настало время заявить о начале строительства, произошёл очередной перенос сроков.
Пока что очевидно лишь одно – анонсированный проект Россия собирается реализовывать исключительно собственными силами. Во-первых, опыт обращения к иностранным заказчикам оказался очень уж негативен, во-вторых, санкции в отношении Москвы поддерживают все страны, умеющие строить корабли этого типа.
ПО ЛЕКАЛАМ MISTRAL
Предыстория пока что несбывшейся российской мечты о собственном экспедиционном флоте началась 17 июня 2011 года, когда «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS подписали совместный контракт. В пакетное соглашение входила покупка Россией двух вертолётоносцев класса Mistral, а также связанных с ними услуг – сюда входили логистика, обучение обслуживающего персонала и экипажа, передача технологий. Согласно контракту первый корабль должен был быть поставлен в 2014 году, второй – в 2015 году. Сумма заключённого контракта составила 1,2 млрд евро.
Однако в установленный срок Москва корабли не получила, поскольку после присоединения Крыма против передачи вертолётоносцев активно выступили США. В итоге Франции пришлось перечислить России всю сумму по контракту, а также вернуть оборудование, которое было установлено на кораблях. Однако сразу же пошли слухи, что по итогам истории с «мистралями» Россия получила от Франции помимо денег куда более ценный актив: в виде компенсации морального ущерба французы передали техническую документацию на эти боевые корабли. По некоторым данным, Франция передала три ключевые технологии, включая описание методов крупноблочного строительства вертолётоносцев и создания водонепроницаемой защиты. Стоимость полученной Москвой конструкторской документации оценивается в 220 млн евро.
Кстати, после заключения контракта в 2011 году эксперты не раз говорили, что корабли Mistral могут быть нужны России для заимствования технологий и дальнейшего их использования при строительстве собственных вертолётоносцев водоизмещением от 20 тыс. т до 40 тыс. т. Eсли так, то Москва в итоге получила то, что хотела. Заодно, похоже, не дремала и разведка. Так, в 2014 году со строящегося по заказу России во французском Сен-Назере вертолётоносца было похищено компьютерное оборудование – два жёстких диска, материнская плата, видеокарта, а также программное обеспечение для связи между серверами, разработанное фирмой Thales. Французы утверждали, что украденные приборы не содержат секретной информации. Утверждалось, что программа создана специально с учётом передачи корабля российскому флоту и её можно использовать только на «Севастополе». Полиция не смогла установить лиц, причастных к краже. А может, французы просто не хотели поднимать лишний шум?
Кстати, доступ к вертолётоносцам не потерян и теперь. Дело в том, что построенные для России Mistral были проданы в Eгипет. Однако, поскольку строились они с учётом российских требований и под российские системы, египетские моряки нуждаются в активной поддержке со стороны военных РФ. Поэтому на этих кораблях регулярно находятся наши специалисты. С учётом же отношений, сложившихся между Москвой и Каиром, вряд ли египтяне зорко следят за тем, чтобы французские секреты не уходили в третьи руки.
СДЕЛАНО В КРЫМУ
На Западе обратили внимание, что Россия выбрала именно Крым для строительства своих новых кораблей. В советское время полуостров действительно был важной судостроительной базой, однако за то время, что он находился под контролем Украины, большая часть предприятий этой сферы оказалась разорена. Лишь после возвращения региона в состав России началось восстановление судостроительной отрасли. К примеру, керченский завод «Залив» имеет технологическую возможность реализовывать сложнейшие проекты, в том числе осуществлять строительство крупных боевых кораблей. Но самое главное – именно из-за Крыма были введены санкции, отчего Россия не получила французские Mistral. Потому в выборе места строительства заключается своеобразный символизм. Кроме того, один из первых вертолётоносцев получит название «Севастополь». Родоначальниками данного вида морских вооружений считаются Соединённые Штаты, создававшие первые вертолётоносцы путём переоборудования лёгких авианосцев. Современные корабли этого типа являются весьма сложными конструкциями, строить которые умеют лишь шесть стран – США, Франция, Испания, Япония, Южная Корея и Австралия.
Полезность десантных вертолётоносцев в качестве мобильных баз для оперативного развёртывания сил в локальных конфликтах в последние 10 лет была неоднократно доказана военно-морскими силами стран НАТО во время операций на Ближнем Востоке и в Африке.
Эти боевые корабли предназначены для осуществления десантирования на сушу моторизованных воинских частей, обслуживания боевых вертолётов, командования подразделениями и оказания помощи раненым. ВМС США в настоящее время эксплуатируют восемь десантных кораблей типа Wasp. Эти боевые единицы способны разместить на своём борту до 1600 морских пехотинцев, 30 танков М1, восемь 155-мм буксируемых гаубиц, сотню грузовиков и других вспомогательных средств, а также 20-30 транспортных или ударных вертолётов. Новые российские десантно-штурмовые корабли позволят Минобороны России перенять классическую американскую доктрину десантных экспедиционных сил. Именно таких кораблей российскому ВМФ не хватало во время проведения операции в Сирии. В связи с этим военным приходилось привлекать гражданские торговые суда, что значительно снижало скрытость и оперативность переброски войск.
СПРАВКА
Сегодня в России прорабатывается как минимум два проекта вертолётоносцев. Это «Прибой» водоизмещением 14 тыс. т, который рассчитан на размещение восьми вертолётов Ка-27 и шести десантных катеров, 500 десантников и 60 единиц бронетехники. Второй более крупный – «Лавина». Этот корабль водоизмещением 24 тыс. т подозрительно похож на французский Mistral. У него тот же тип конструкции – голая «авианосная палуба», ударные вертолёты Ка-52К и противолодочные Ка-32, которые планировалось посадить на российские Mistral. По проекту он оснащён мощной системой ПВО на основе морского варианта комплекса «Панцирь-МE». По замыслу разработчиков корабль сможет доставить к берегу 60 единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков. Eсли нет возможности подойти непосредственно к суше, это будет сделано с помощью четырёх десантных катеров проекта 11770М или двух проекта 12061М. По всей видимости, именно такие корабли и предполагается строить.
МНЕНИЕ
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования:
– Скорее всего покупка десантных кораблей у Франции была своеобразной репетицией, стремлением получить технологии строительства кораблей этого типа. Российский ОПК должен был оценить эти сложные технологии. Сегодня трудно сказать, справятся ли отечественные кораблестроители с задачей. Вертолётоносцы считаются весьма сложными в производстве. Те военные корабли, которые строятся на российских верфях, давно устарели или являются репликами иностранных судов. Так что реального опыта строительства современных кораблей у нас нет. Также очевидно, что российские компании находятся в сильном упадке и вряд ли способны совершить серьёзный технический рывок. Кроме того, в настоящее время не хватает средств на строительство кораблей. Прогнозирую, что ещё около трёх лет никаких десантных кораблей не планируется.
Александр Степанов
|
</> |