Без названия

топ 100 блогов mashutka_alfi31.08.2024 Дочитала Ачебе «Все рушится» - читаем с Книжным клубом после Данте. Книга небольшая, читала ее несколько дней. Чем-то похожа на африканскую сказку , может, поэтому читается довольно бодро, хотя несколько эпизодов заставили меня прослезиться.
Действующими лицами являются представители народа игбо (Нигерия) и, в первую очередь, Оконкво - главный герой романа.
Перед нами неспешно проходят жители племени, живущие традиционным укладом, очень непривычным и весьма экзотичным для нас, обязательно включающим в себя особые обряды и традиции, отличные от европейских, за чем порой интересно наблюдать со стороны, но навряд ли захочется испытать на себе, и фольклором, рассыпанным щедрой рукой по страницам романа.
Когда такой человек сталкивается с представителями совсем другой цивилизации. Что происходит в такой момент? Ответ дает название книги…
Поразили традиции народа игбо, которые кажутся дикими и варварскими (к примеру, выбрасывать близнецов в Поганый лес, чтобы они там погибли). Вообще очень ярко показано, насколько пронизано магией и суевериями сознание таких людей.
«После тяжких трудов должнику оставалась только треть урожая. Но для юноши, чей отец вовсе не имел ямса, это был единственный выход. А что было того хуже в случае Оконкво, так это то, что из остававшейся ему скудной доли урожая приходилось обеспечивать мать и двух сестер. Обеспечивать же мать означало обеспечивать и отца. Она не стала бы готовить и есть, если бы муж ее при этом голодал. Таким образом, в очень раннем возрасте, отчаянно стараясь создать собственное хозяйство тяжелыми трудами, Оконкво содержал еще и отцовский дом. Это было все равно что ссыпáть зерно в дырявый мешок. Мать и сестры трудились усердно, но они могли выращивать лишь то, что под силу женщинам: кокоямс, бобы и маниок. Ямс же, король всех полевых культур, был делом мужским.»


«Он мечтал, чтобы сын стал процветающим хозяином, чтобы у него были полные закрома и он мог ублажать предков постоянными жертвоприношениями. Поэтому ему было приятно слышать, как Нвойе ворчит на женщин. Это означало, что в свой час он сумеет заставить своих женщин повиноваться ему. Независимо от того, насколько зажиточен человек, если он не в силах держать в узде своих жен и детей (особенно жен), он – не настоящий мужчина. Тогда он – как тот персонаж из песенки, у которого десять жен и еще одна, а вот супа к фуфу не хватает.»

«Икемефуна почувствовал, что у него слабеют ноги, и боялся оглянуться назад.Когда тот самый мужчина, который откашливался, подошел вплотную к Икемефуне и занес мачете, Оконкво отвернулся. Он услышал что-то, похожее на взрыв – это упал и разбился кувшин, – а потом крик: «Отец, меня убивают!» Икемефуна бежал к нему. Обезумевший от ужаса Оконкво выхватил свой мачете и сразил мальчика наповал. Он боялся, как бы не подумали, что он проявил слабость.»

«Только сегодня утром мы с Оконкво говорили об Абаме и Аните, где титулованным мужчинам дозволяется влезать на деревья и толочь ямс для фуфу своим женам.– Да у них всё шиворот-навыворот. Они не договариваются насчет выкупа, как мы, с помощью прутьев, а торгуются и орут, как будто покупают на базаре козу или корову.– Это очень плохо, – сказал старший брат Обиерики, – но что хорошо одним – плохо другим. В Умунсо вообще не торгуются, тем более с помощью прутьев. Жених просто приносит все новые и новые мешочки каури, пока будущие родичи его не остановят. Плохой обычай, потому что он всегда приводит к ссорам.– Мир широк, – сказал Оконкво. – Я даже слышал, что в некоторых племенах дети принадлежат не мужчине, а его жене и ее семье.– Этого не может быть, – возразил Мачи. – С таким же успехом можно сказать, что женщина лежит на мужчине сверху, когда они мастерят детей.– Это вроде россказней о белых людях, у которых, говорят, кожа белая, как мел, – сказал Обиерика и поднял вверх кусочек мела, который имелся в оби каждого мужчины и которым его гости чертили на полу линии,»

«На долю Эквефи выпало в жизни немало страданий. Она родила десятерых детей, и девять из них умерли в младенчестве, обычно они не доживали и до трех лет. По мере того как она хоронила их одного за другим, ее горе переходило в отчаяние, а потом и в какую-то мрачную покорность судьбе. Рождение детей, которое должно быть венцом женской гордости, для Эквефи стало просто физической болью, лишенной всякой надежды. Церемония наречения по истечении семи базарных недель превратилась в пустой ритуал. »

«Мы выслушали обе стороны, – произнес Поганый лес. – Наш долг – не в том, чтобы осудить одного и оправдать другого, а в том, чтобы уладить спор.Он повернулся к Узовулу и его спутникам и, сделав паузу, произнес:– Тело Узовулу, приветствую тебя.– Отец наш, рука моя коснулась земли, – ответил тот, в поклоне притрагиваясь ладонью к земле.– Тело Узовулу, знаешь ли ты меня?– Как я могу знать тебя, отец? Ты – за пределами нашего разумения, – ответил Узовулу.– Я – Поганый лес. Я убиваю человека в день, когда жизнь кажется ему слаще всего.– Да будет так, – ответил Узовулу.– Пойдешь к родственникам жены с кувшином вина и попросишь жену вернуться к тебе. В том, чтобы драться с женщиной, нет отваги для мужчины.»

«Он видел в этом происки своего чи. Как иначе мог он объяснить свои несчастья – изгнание, а теперь вот низкий поступок сына? Сейчас, когда у него было время подумать, преступление сына вставало перед ним во всей своей чудовищной гнусности.Отречься от отцовских богов и связаться с женоподобными мужчинами, кудахчущими, словно старые куры, было крайней степенью падения. А что, если после его смерти все его сыновья решат последовать примеру Нвойе и отрекутся от предков? При одной мысли о вероятности такого ужасного хода событий, равного полному исчезновению рода, холодная дрожь пробежала по всему его телу. Он увидел себя среди предков, столпившихся вокруг своего святилища в тщетном ожидании поклонения и жертвоприношений и не находящих ничего, кроме старого пепла, между тем как его дети молятся богу белого человека. Если нечто подобное когда-нибудь случится, он, Оконкво, явится и сметет их всех с лица земли.Оконкво имел прозвище «Ревущий огонь». Сейчас, глядя на затухающее пламя в очаге, он вспомнил об этом. Нет, он не затухающий, он – пылающий огонь. Как же мог у него вырасти такой сын, как Нвойе, выродок, слабак?»

«Вся умунна была приглашена на праздник, все потомки Около, жившего почти двести лет назад. Старейшим членом этой обширной семьи был дядя Оконкво, Ученду. Ему предоставили честь разломить орех кола, но прежде он обратился с молитвой к предкам, прося у них здоровья и много детей.– Мы не просим достатка, потому что тот, кто здоров и у кого есть дети, достатка добьется сам. Мы не просим денег – только побольше родни. Мы отличаемся от животных тем, что у нас есть чувство родства. Животное, если у него чешется бок, трется об дерево, человек просит родственника почесать ему спину.Он отдельно помолился за Оконкво и его семью, после чего разломил орех кола и бросил один зубок на землю – для предков.»

Отрывок из книги
Все рушится
Чинуа Ачебе


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сколько бы проблем было снято, если бы русский язык признали на Украине государственным, наравне с украинским. А. Мальгин http://avmalgin.livejournal.com/4367345.html ...
Здравствуйте! Вот скажите, почему русские так любят лезть не в свои дела? И почему за границей можно быть любым фриком, а в России нет? И почему иностранцы не заходят в чужие дневники оскорбить, а русские любят зайти, даже если не трогаешь? Вот казалось бы- кому какое дело, что я веду днев ...
Хотел я под Новый год написать что-нибудь хорошее и жизнеутверждающее. Но не напишу. И все благодаря ahiin , который вместо того, чтобы спокойно кушать мандарины, резать оливье и выпивать, решил посмотреть Ютьюб-канал Сергея Минаева МИНАЕВ LIVE. Дисклеймер: поскольку сабж поста ...
Пришло письмо, не требующее моего ответа. Но я решила его опубликовать. Потому что. * * * * * Добрый день, Катя! Вот сижу сейчас с разбитой губой и хочу вынести свой крик души на суд вашей обширной аудитории. Итак. Являюсь водителем со стажем 12 лет, грубые нарушения ПДД не совершаю, ...
kostya_kostin - ...