Узбекские дети чистоплотны без всяких памперсов, - удивляется французский культуролог
Людмила Глазкова — 02.07.2011Когда я была еще в роддоме, моя подруга с сестрой наготовили мне пропасть марлевых подгузников. Понятие «памперс» тогда еще не пришло в советский быт. Но этими любовно сшитыми подгузниками воспользоваться не удалось, так как мужа направили в командировку за рубеж, где вопрос ухода за младенцами продвинулся дальше, чем в СССР. Подруги. оставшиеся на родине, мне завидовали. Никаких хлопот с бесконечной стиркой (а поначалу и кипячением, и глажкой) пеленок!
Когда мы вернулись домой, памперсы уже появились в продаже и у нас. Ну а про сейчас и говорить нечего. Но… Несмотря на то, что они уже прочно завоевали свое место под солнцем, время от времени раздаются робкие предостережения врачей относительно того, что памперсы могут быть вредны для здоровья младенцев. Тем, что вызывают перегревание нижней части брюшины, что может в будущем сказаться на мужской репродуктивной функции. Тем, что тормозят формирование у ребенка рефлекса мочеиспускания. Да даже провоцируют возникновение ночного энуреза. Я сама не раз видела резво бегающих 3-годовалых детей с подстилкой в штанах, тогда как врачи считают, что уже в промежутке 6-12 месяцев ребенка можно приучить контролировать мочеиспускание. Мокрую пеленку нормальная мать заменяет сразу, а с одноразовым подгузником иначе: ребенок делает свое дело и «при делах» преет, пока ему не сменят памперс… Конечно, производители памперсов, все время совершенствующие свою продукцию, исключают какие-либо негативные последствия от их применения. Но сомнения остаются.
С чего я вдруг обратилась к этой теме? Да просто прочитала заметку в «Монде» о впечатлениях директора французской культурологической ассоциации «Дом Центральной Азии» Сильви Лассер, побывавшей в Узбекистане. Она признается, что её самым сильным потрясением явилось неожиданное открытие: азиатские дети – чистоплотны! И при этом они никогда не носят памперсы. Значит, они «беспрепятственно мочатся в пижамы»? Нет. Из наблюдений и разговоров культуртрегерше стало понятно, что с самого рождения матери приучают их «примерно, как маленьких котят». Они регулярно их выносят и звукоподражательно побуждают мочиться, стимулируя рефлекс мочеиспускания. Так подробно автор описывает своим согражданам нехитрую технологию «псс-псс-псс».
«И это работает!» - восклицает Сильви Лассер. Её узбекский друг посмеялся над её удивлением и сказал: «Вы используете памперсы, потому что вы в Европе – ленивые!».
Памперсы, конечно, чепуха. Из путешествия по Узбекистану автор, по её словам, вынесла убеждение в том, что западному обществу, потерявшему весь свой здравый смысл, предстоит заново учиться у традиционных обществ здоровым жизненным навыкам. Другой вопрос: сколь долго они будут оставаться традиционными? Ведь их ментальность быстро размывается в связи с проникновением к ним культуры общества потребления и культа денег.