Бесстрашный профессор
diak-kuraev — 12.11.2015 ... В 1910 году Илью Громогласова назначают на должность экстраординарного профессора МДА по кафедре истории русского раскола.Илью Михайловича можно было отнести к типичной на рубеже XIX – XX веков категории либеральных верующих интеллигентов. Так, например, в 1906 году, во время первой русской революции, он написал и опубликовал несколько статей, в которых обвинял в бездушии архиепископа Антония (Храповицкого), выступавшего против амнистии участников антиправительственных акций.
Критиковал Громогласов и систему духовного образования.
Через несколько лет, когда его выдвигали на должность профессора церковного права МДА, ректор Академии епископ Феодор (Поздеевский) обвинил соискателя в «политической неблагонадёжности по отношению к царскому самодержавию и во вредном влиянии на академию».
Через год его уволили из Академии «за прогрессивные взгляды», выраженные им в газетных публикациях.
Он поступил на службу инспектора классов Мариинского женского училища, одновременно преподавая русскую словесность и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его супруга.
В 1914 году Илья Михайлович выдержал экзамены на юридическом факультете Московского университета и был удостоен диплома первой степени. Через год он выдержал экзамены по церковному и государственному праву и получил учёное звание магистранта церковного права. В том же году его приняли в число приват-доцентов на юридический факультет Московского университета на кафедру церковного права.
В 1917 году Илья Михайлович был восстановлен в звании профессора МДА по кафедре церковного права, оставаясь в то же время профессором Московского университета.
Илья Михайлович Громогласов был деятельным участником Поместного Собора 1917-1918 годов.
В день октябрьского переворота, 25 октября 1917 года, во время дискуссии о восстановлении патриаршества он выступил с речью, в которой утверждал, что полномочия патриарха отличаются от канонических прав первого епископа среди равных, и поэтому нет догматических и канонических оснований для восстановления патриаршества. Кроме того, Илья Михайлович опасался, что институт патриаршества в новых социально-политических условиях, в которых оказалась Россия, приведёт к культу личности и деспотизму патриарха, которого некому будет сдерживать после свержения монархии.
В декабре 1917 года Собор избрал Илью Михайловича в Высший Церковный Совет.
У него сложились очень тёплые отношения с избранным на Соборе Святейшим Патриархом Тихоном. Впрочем, и с ним он неоднократно спорил. Вот один пример. В ноябре 1918 года первосвятитель выступил с воззванием против большевиков, не называя их большевиками, но просто безумцами, и угрожал им отлучением от Церкви. Илья Михайлович призвал Патриарха не ограничиться риторикой, пусть даже и такой жёсткой. Как юрист и специалист по церковному праву, он утверждал, что отлучение действительно лишь тогда, когда наложено на конкретного человека. Он убеждал Поместный собор подкрепить общие слова Патриарха отлучением от Церкви конкретных людей: в первую очередь, Ленина, который формально, по факту крещения, был православным. «Горе нам, если слово отлучения повиснет в воздухе, не наполненное реальным содержанием!», – восклицал Громогласов. – «… у Церкви нет другого, более сильного оружия, чем отлучение. Это – дело великое, но и последнее, что есть у Церкви, кроме надежды на беспредельную милость Божию». Но Собор так и не принял по этому вопросу конкретного решения.
На Поместном соборе Илья Михайлович выступал ещё не раз. Так, например, он предложил восстановить в Русской Церкви древний институт диаконисс, но обсуждение этого вопроса не состоялось: большевики разогнали Собор. Кроме того, он предлагал частично использовать в богослужениях русский и украинский язык по выбору прихода, участвовать мирянам в церковном суде, выступил за введение молитвы о мёртворождённых детях.
Он был активным сторонником движения за участие мирян в делах церкви и за проведение соборного принципа в её управлении.
В июле 1921 года под давлением новых властей профессор Громогласов был уволен из Московского университета. И он решается на мужественный шаг – принять священство. Он мог принять сан ещё по окончании семинарии, но не захотел из-за несогласия со многими аспектами церковной политики. Теперь, когда стало ясно, что путь священника в новых условиях только один – на Голгофу, Илья Михайлович не мог оставаться в стороне. У него был не только крепкий, боевой характер, но и представления о чести и порядочности, характерные для настоящего русского интеллигента: при опасности идти вперёд – именно потому, что страшно, именно потому, что можно погибнуть.
18 февраля 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукополагает Илью Громогласова в сан диакона ко храму священномученика Антипы в Москве, а 20 февраля — в сан священника того же храма.
Уже через месяц, 22 марта 1922 года отец Илья был арестован. ...
В ночь со 2-го на 3-е ноября 1937 года батюшку арестовали в четвёртый раз.
21 ноября (4 декабря н. ст.) 1937 года протоиерей Илья Громогласов был расстрелян.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
(полностью:
https://www.facebook.com/AcMus.ru/photos/a.843157045732624.1073741870.640325646015766/930938930287768/?type=3&theater
точнее - тут: http://www.taday.ru/text/1337886.html
Выделенное жирным шрифтом сайт МДА не решился публиковать. Дивная самоцензура!
|
</> |