
Бессилие

Есть такой приём, не знаю как называется, когда автор задаёт вопрос в духе «что самое какое-то на свете?» И сам себе отвечает что-нибудь афористично-многозначительное, которое потом благодарная публика растащит на крылатые фразы. Тот читатель, который привык слишком серьёзно относиться ко всякого рода ранжировке, испытывает когнитивный диссонанс: из набора этих самостей у множества авторов по одному и тому же поводу литературовед наверное мог бы собрать занятную коллекцию взаимоисключающих параграфов.
Я вот хотел начать, написав «самое страшное на свете — бессилие». А потом подумал: самое ли? Сколько всего занимательного на свете, рождающего страх. Так что не знаю — самое ли, но точно оно было бы одним из обязательного набора адских мучений для грешников, существуй ад на самом деле. Впрочем, оглядываясь вокруг, понимаешь, что он не где-то по ту сторону там, а уже есть и был здесь.
Это особенно чувствуется в такие времена, как наши — когда тебя хватает за шкирку и несёт словно щепку по воде. В омут. Безостановочно и неотвратимо.
Так-то мы настолько привыкли к бессилию, что и не обращаем внимания — бог с ними, с мировыми проблемами, пока сохраняется видимость какой-то стабильности и от наших трепыханий лапками зависит хотя бы добывание хлеба насущного — мы прячем голову в плечи и делаем вид что всё в порядке. Пока обстоятельства не перевернут всё вокруг настолько, что не замечать это невозможно.
Но это ощущение бессилия общего, что ли, бытового свойства, которое охватывает всех попавших в водоворот. А есть его своеобразная разновидность, которая затрагивает людей, имеющих представление о культуре вообще и об исторических ценностях в частности.
Как правило мы процесс утраты таковых ценностей не особо замечаем — большинство из них незаметно пропадает из оборота, тихо сгнивая где-нибудь за пределами поля зрения. Утрата их в некой исторической перспективе даже привычна и воспринимается почти нормальной, на уровне действия стихий природы — все привыкли к тому что очередные завоеватели обращали в труху созданное поколениями до них или оно просто разрушалось походя, как Парфенон, в котором устроили пороховой склад.
Но особо обращает внимание, когда разрушали не просто по невежеству, а целенаправленно, фанатически воплощая свои идиотские идеи — религиозные тогда по большей части.
Но это дела давно минувшие и утрата никогда не виденного не так трогает. А вот когда это происходит уже в современности — сперва не хочется даже верить, что такое возможно. Сейчас же времена цивилизованные, вроде как весь мир давно признал ценность археологического наследия, действуют сотни музеев, археологи постоянно что-то извлекают из забвения, принимаются международные конвенции об охране памятников, ничего такого быть не может. Не может… Казалось бы после второй мировой войны ничего такого и представить невозможно. Оказалось — запросто возможно.
Первый раз меня это чувство посетило когда бородатые аллах акбары варварски взорвали бамианских Будд. Тупые, неграмотные скоты, которые за свою жизнь не создали ничего — вообще ничего не то что ценного, а что хотя бы можно было назвать изделием рук человеческих, умеющие только убивать, уничтожили то, что не успело уничтожить время, сделали то, что не приходило в голову тысячу лет до того. И направляли их вполне грамотные и понимающие что они делают люди. Никакое «осуждение мирового сообщества», никакое там наследие ЮНЕСКО не остановили вонючую средневековую саранчу.
И что характерно, об этом знали заранее, всех широко оповестили — нагло, демонстративно, и «мировое сообщество» проглотило, не шевельнув пальцем, повозмущавшись для проформы на камеры. Оно вообще на редкость лицемерно, это «сообщество», во всём, что не касается бабла. Ну оно-то постоянно что-то на самом деле происходит — кто знает, сколько всякого «наследия» погибло в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, и далее везде, сколько было разграблено, сколько пошло по рукам «коллекционеров». Сколько гибнет и разворовывается под шумок войны сейчас. Просто это происходило походя, а тут была разрекламированная акция.
Точно такое же чувство бессильного гнева и беспомощности было когда рушили Пальмиру. И все, у кого есть хоть немного мозгов, понимают, что условия для этого создали вполне современные, вроде бы культурные и грамотные люди, все окончившие престижные учебные заведения. И все разводят руками — обстоятельства неодолимой силы. Просто бизнес, ничего личного. Ведь есть единственная святая вещь, ради которой можно использовать любые средства, потратить сколь угодно жизней, продвигать сколь угодно людоедскую политику — прибыль. А какие-то статуи, какие-то памятники — они не стоят того, чтобы тратить на них больше сил, чем требует дежурная улыбка при подписании какой-нибудь очередной конвенции об охране чего-нибудь, которой всё равно подотруться.
На этом фоне происходили вещи менее заметные — то что-нибудь «отреставрируют» так, что от памятника исходного материала не останется, то просто разрушат в ходе очередной застройки. А то вот какую-нибудь икону передадут церкви — да что там икону, целые музейные комплексы. И всё под елей слащавых речей о возрождении духовности.
Сколько, скажем, было страстей по поводу перетягивания Торопецкой иконы Божией Матери. Сейчас эта история подзабылась, мало кто про неё вспоминает. А ведь как волновалась общественность, сколько флеймов было в жж! Сколько статей написано везде. И что? Если кто заглянет в Википедию, то увидит, что последние упоминания о ней датируются 2011 годом. Причём ещё тогда появились публикации о том, что несмотря на то что данному конкретному артефакту относительно повезло — для неё хотя бы сделали специальную капсулу, состояние уже тогда заметно ухудшилось. А общественность только беспомощно утёрлась и тут же забыла за злобой дня.
И вот снова случился очень похожий скандал. На этот раз с предметом, не таким древним, как торопецкая икона — чуток моложе, но, особенно после знаменитого фильма Андрея Тарковского, ставшего в глазах советской и по наследству российской интеллигенции наверное самым главным памятником такого рода, символом страны наравне с образами вроде Кремля — «Троицей» Андрея Рублёва. Скандал, на фоне идущей войны отнюдь не взорвавший общественное мнение, но отличающийся особо пикантными подробностями вроде той, что на этот раз против немедленной передачи, пока не будут обеспечены условия сохранения хотя бы, возражал даже представитель церкви в экспертном совете — и который за это поплатился всеми своими церковными должностями.
Когда про это стало известно, я испытал в очередной раз чувство описанного выше бессилия. Нисколько не сомневаюсь, что будет сделано так, как решено, несмотря ни на какие мнения любых экспертов. И не сомневаюсь, что после этого в конечном итоге останутся только гнилые доски, не годные даже на растопку и потомкам останутся в лучшем случае хреновенькие фотографии — как это случилось с бамианскими Буддами.
Вот только делают это уже не неграмотные боевики, а вполне вроде бы отлично понимающие последствия люди — которые не могут не понимать чем это чревато. Причём уже ничем не прикрываясь, никакими фиговыми листочками приличий сметают с дороги всех осмелившихся хоть как-то перечить барской прихоти.
У меня нет никаких рациональных объяснений этому событию. Так-то в общем-то понятно, что церковники стремятся прихватизировать некогда — по крайней мере по закону — общенародную, затем просто государственную собственность и с этой точки зрения наибольшую ценность представляет не старинное барахло — оно не особо-то ликвидно, а недвижимость — землю, здания, которые имеют хороший коммерческий потенциал. А подобные предметы — просто служебный инвентарь, иногда весьма дорогой, но с которым никогда особо не церемонились, употребляя сугубо утилитарно и заботясь о сохранности не более, чем беспокоятся в любом другом учреждении об оборудовании: поцарапалось — подкрасят, испортится — выкинут. Ну понятно, что ряд артефактов, обладающих согласно их мифологии особо чудодейственными свойствами, будут стараться использовать как можно дольше — наличие всяких «намоленных» вещей сильно выигрышно в коммерческом плане, повышая посещаемость и тем — сборы.
Однако такая логика в отношении предметов уникальных по идее не должна бы действовать даже с гипотетической точки зрения самих церковных иерархов — наличие подобного предмета конечно может сильно повысить доходность конкретного храма, но она будет длиться недолго — ровно до того момента, когда и так изрядно древний предмет превратится в кучу мусора, что в случае подобных икон вопрос даже не десятилетий, а лет, а то и месяцев. А в итоге даже сослаться будет не на что — сами и угробили «святыню». С этой точки зрения выгоднее иметь её пусть в музее, но значимым является сам факт, что она теоретически доступна — и на этом при желании можно выстроить свою политику, свой культ данного предмета, который будет работать настолько долго, насколько он вообще сохраняется. А нет предмета — нет и культа. Но нет, такая логика слишком рациональна и наивна.
А это может означать, что пресловутые иерархи даже не рачительные бизнесмены от духовности, а просто какие-то предельно неуверенные в своём положении временщики, которым сорвать куш здесь и сейчас, как мошеннику на базаре, важнее перспектив остаться на рынке религиозных услуг надолго. После них — хоть потоп.
Конечно, можно предположить, что может быть такова логика идеологической политики — если церковь объявлена одной из государственных скреп, то статус этой скрепы нужно постоянно утверждать и подчёркивать какими-то символическими жестами. А можно было бы предположить даже, что «они что-то знают» или по крайней мере «что-то чувствуют» — и потому спешат урвать как можно больше прежде, чем лавочка накроется, если бы один человек не сказал мне как-то про нынешних хозяев жизни, что ты слишком рационален и потому слишком хорошо думаешь о них, а эти — они вообще иррациональны, в принципе, ментально и духовно они обыватели в градусе может быть даже большем, чем любой средний мещанин, настолько же и даже в большей степени подвержены модам, суевериям и «так принято». И, памятуя об этом, можно действительно предполагать, что за этим не стоит вообще ничего, кроме желания обладать престижным предметом, который подчеркнёт статус владельца — фактического владельца, а не того, который написан на туалетной бумаге с печатями. Не бизнес-структуры даже как бренда, а конкретного человека, который стоит во её главе.
Вдвойне пикантно это на фоне заявлений что они ведут борьбу с проклятыми фашистами, переписывающими историю и уничтожающими народную память, а то и более того — с самим дьяволом. Чья бы корова мычала, когда без всякой помпы, практически в дежурном бюрократическом порядке, росчерком пера эти «борцы» проделывают всё то, что делают тротилом всякие бородатые башибузуки.
И можно не сомневаться, что общественность это так же молча сглотнёт даже не поморщившись. Впрочем, плоды реформ давно дали свои образовательные плоды — морщиться особо некому, недоступность Порнхаба — гораздо большая утрата, чем какая-то старая крашеная доска.
У меня всё больше появляется страх, в этом случае не смерти — этот-то становится привычным как воздушные тревоги — что один сюжетный ход «Часа Быка» станет действительным пророчеством. Там читателя удивляет кажущаяся слишком чрезмерной, неправдоподобной неосведомлённость земных историков о многих событиях и подробностях прошлого Земли, в особенности касательно «последних веков ЭРМ» — нынешние о сходных по давности событиях знают пожалуй гораздо больше, а ведь по идее от нашего времени должно остаться гораздо больше артефактов чисто количественно, да и качество их должно быть сильно лучше документов нашего прошлого — уже ведь есть и фото-, и видео-, и аудиофиксация, пока мимоходом не упоминается, что в ходе «великого сражения» «погибло многое». Что обычно интерпретируется как ядерная мировая война, плюс ещё некоторые подобные упоминания в тексте, что, учитывая то, насколько те историки многого не знают, можно только руками развести от масштаба утрат предполагаемого подобными обстоятельствами романа.
Только вот случиться это может в реальности и при том гораздо раньше гипотетического изобретения звездолётов, способных хотя бы куда-то летать хоть с каким-то экипажем, не то что стать новым ковчегом для, видимо, тысяч бегущих от перемен приверженцев старого умирающего миропорядка. Надо признать, что звездолёты в романе — самое фантастическое допущение. Мы-то уже поняли, что при капитализме звёздных кораблей не будет — не способен он на это в принципе. Да и вообще, как же кто-то куда-то может лететь, если там небесная твердь?
Тут-то и само существование наших потомков во многом под вопросом, не то что сохранность исторических памятников и музейных ценностей.
Не то что бы меня лично так уж волновала именно эта картина по содержанию: я не испытываю какой-то эстетический восторг — у меня другие вкусы, и тем более смотрю как на умалишённых ищущих там религиозный смысл, но мне понятно, что это может интересовать других людей, да и вообще любое творение рук человеческих из прошлого — это живое свидетельство их существования, дающее возможность почувствовать связь поколений зрителям разных эпох, что даёт человечеству возможность обрести субъектность — а подлинный субъект тот, который сознаёт себя и в пространстве, и во времени.
Да и вообще, с подлинными артефактами древней и средневековой Руси сильно всё непросто — их на самом деле довольно немного сохранилось, археологи радуются каждому найденному черенку от лопаты и каждому лаптю старше трёхсот лет, не то что иконам. Та сказочно-лубочная Русь, которую мы знаем по иллюстрациям к народным сказкам и мультфильмам — это по сути реконструкции уже 19 века по мотивам дошедших памятников века 17-го от силы, часто более восполняемые фантазией художников, нежели опорой на фактические материалы. Многое утрачивалось просто в силу утилитарности уже в сами те седые времена, не говоря про всякие войны и смуты, одни регулярные пожары в деревянных тогда по большей части городах унесли больше, чем можно себе вообразить. И поэтому наблюдать варварство в отношении переживших все те катаклизмы, но вряд ли переживущих «цивилизованный» 21 век вещей особенно больно.
В посте про Девятое мая я писал, что забвение неизбежно. И с любыми памятниками это тоже произойдёт просто в силу неотвратимости времени и старения: даже на самых бережно хранимых холстах и досках потускнеет, потрескается и облупится краска, сами эти холсты и доски неизбежно сгниют — будучи многие года после этого хранимы уже даже не как произведения искусства, сколько скорее как напоминания о тех произведениях, которыми они были — и всё равно исчезнут и эти гнилушки. Если конечно не изобретут какого-нибудь чудесного средства в отдалённом и могущественном будущем. Если это будущее наступит. Но в возможностях человека хотя бы оттянуть этот момент. Но вот не в желаниях. И остаётся только чувствовать бессилие, особенно остро от сознания того что это происходит здесь и прямо сейчас, при нас. В том посте я писал, что не думал что забвение произойдёт так быстро и будет происходить так пошло. К данной ситуации это тоже в полной мере относится. Невыразимая тошнотворная, всепроникающая и всеразъедающая пошлость.
И невыразимо удивительно наблюдать на потуги многих людей на серьёзных щах убедить самих себя, что можно ехать с ними и вот со всем этим в одном вагоне, туда, куда они его ведут, но при этом ехать отдельно от них, ещё и приехать в какое-то другое место.
Доброго вам… чего-нибудь. Кушайте, не обляпайтесь. Обляпаетесь — не размазывайте.

P.S. Из поста _corso_ от 29 марта 2011 года:
На примере с Торопецкой мне и вам в очередной раз показали, что закон существует для тех, у кого нет денег на то, чтобы поставить его (закон) в удобную для себя позу. А для тех, у кого деньги есть – существуют ИСКЛЮЧЕНИЯ из закона. Со всеми вытекающими последствиями – вытекающими для меня, для вас, для иконы, и для положения на Родине в целом.
Данный конкретный барин оказался добрым, и вложил астрономические деньги в создание капсулы для иконы (три земных ему поклона за это). Следующий окажется не настолько "добрым", и, вкладывая деньги в исполнения своих желаний, на капсуле сэкономит. Мотивируя, например, тем, что от "правильного" использования средневековые доски "самообновляются".
Проще говоря, ситуация с Торопецкой наглядно показала людям, которым "закон не писан", как именно надо действовать, чтобы удовлетворить любой свой каприз. Уверяю вас, они свои выводы сделали.
От себя мне к этому прибавить больше нечего – кроме, разве что, глубокого сожаления в адрес тех рядовых православных граждан Российской Федерации, которые будут ликовать по поводу "восстановления исторической справедливости". Искренне жаль, что они не понимают того, что речь давно уже идет не "справедливости"» , не о "священных традициях" и не о "правильном" богословии образа.
Сейчас обо всём этом вспоминают исключительно для того, чтобы им было о чем покричать, пока "хозяева жизни" – неважно, что на них надето, цивильные костюмы или рясы, – устроят всё так, как сочтут нужным.
Вся эта болтовня – всего лишь "дымовая завеса", за которой спокойно и уверенно действуют люди, не привыкшие ни с кем и ни с чем церемониться.
Захочет Шмаков устроить в своем Торопце модель "святой Руси" в одну тысячную натуральной величины – устроит. И хрустальный мост через Соломенное озеро построит, и будет там торговать разными полезными товарами (с). А захочет – устроит это все на ваших законных шести сотках, повыкидывав оттуда ваше барахлишко и вашу престарелую маменьку.
И вам придется с этим обстоятельством смириться, потому что вы делегировали ему право устраивать вашу жизнь, не сообразуясь ни с чем, кроме своего хотения.
|
</> |