­
­

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть

топ 100 блогов sevastian_mos24.02.2023
Об эгоистичных мемах, неосознанных табу и ямсе с комарами.


Правомерна ли вообще аналогия эволюции культурной и биологической? Как уже упоминалось в прошлый раз, ДНК не резиновая, всё не уместит – отчего бы природе не заморочиться и не изобрести новую форму наследственности? Научно-фантастическая мысль на подумать: а может ли возникнуть ещё какая-то форма наследственности поверх всего этого? Мне почему-то кажется, что это как придумать новый цвет. Или у меня просто фантазия не очень изощрённая?

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1439742_800 (1)

Правомерна ли вообще аналогия эволюции культурной и биологической? Как уже упоминалось в прошлый раз, ДНК не резиновая, всё не уместит – отчего бы природе не заморочиться и не изобрести новую форму наследственности? Научно-фантастическая мысль на подумать: а может ли возникнуть ещё какая-то форма наследственности поверх всего этого? Мне почему-то кажется, что это как придумать новый цвет. Или у меня просто фантазия не очень изощрённая?

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1440111_800

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1440388_800
https://gwern.net/doc/psychology/animal/2021-whiten.pdf

Чем бы ни был мем, эволюционирует ли он наподобие гена? Вроде бы всё сходится: он копируется (причём не очень точно, что создаёт основу для изменчивости), наследуется (путём обучения), избирательно выживает. Но, как в старом пошлом анекдоте, есть один нюанс... и даже не один, на самом деле.

Начнём с неточного копирования. Да, ДНК тоже самовоспроизводится с ошибками — если бы ошибок не было вообще, была бы невозможна всякая эволюция. Но у мемов, похоже, норма реакции — то есть, пределы изменчивости — значительно шире, чем у биологических признаков. И копирование может ещё менее точным: не поведение со всеми тонкостями скопируется, а лишь «общая идея» (и это не очень хорошо в эволюционном смысле, потому что могут быть упущены очень важные мелочи)! Именно так, говорят, обезьянничают шимпанзе (и, между прочим, не только они), в то время как люди склонны копировать вообще всё. Исследований на эту тему много: из нарытого через Гугл-академию в пределах десяти минут — раз, два, три как минимум. Ещё интересная работа — о том, как копируют действия дети, шимпанзе, выросшие в природе и в человеческой среде. И оказалось, что тлетворное человеческое окружение так повлияло на шимпанзе, что и они стали обезьянничать точнее!

То, что гены бывают эгоистичными, знает каждый прохожий (и узнает позже ещё). А насколько эгоистичны мемы? По-видимому, в разы больше! Сколько есть на свете мемов откровенно неадаптивных и даже очень вредных (не составит труда любому уважаемому читателю привести несколько примеров, только мельком взглянув на новости)! И мемы эти, тем не менее, распространяются прекрасно — словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, эволюционируя в сторону упрощения и лёгкости воспроизведения. Краткость — с. т., как говорится.

Наконец, мем ли — единица культурной эволюции? И кто адаптируется к условиям среды? Здесь, похоже, речь об организме... словом, вопросов больше пока, чем ответов. И ещё один мысленный вопрос автору статьи уже от меня лично: отчего ж не указаны другие виды отбора на схеме? Разве не может быть тут и движущего, и балансирующего, и даже какого-нибудь дизруптивного отбора?

А итог — накопительная (кумулятивная) культура — только ли человеку свойственна, или мы просто ещё не открыли её у других животных? Въедливый читатель вспомнит работу, в которой у сообществ шимпанзе находили целые охапки культурных традиций. Но там традиции эти не усложнялись по мере накопления мемов — утрируя, из палок-копалок не получались со временем шариковые ручки.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1440641_800

Хотите шесть пальцев вместо пяти? Если у вас неподходящий генотип, ничего не получите. Хотите выучить ругательства ещё на десяти языках, помимо тех двенадцати, что вы уже знаете? Вот это можно! И это — одно из важных отличий культурной эволюции от генетической. Важная деталь — могут эволюционировать сами способы приобретения культурных признаков и обращения с оными (этакая эволюция эволюционируемости, не находите?).

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1440943_800

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1441064_800

«Интересы» мемов, конечно, могут противоречить «интересам» особи в разы сильнее, чем даже у самых эгоистичных на свете генов. Пожалуй, не будет большим свинством сказать, что размножаться мемами может быть гораздо эффективнее, чем генами! Одно другому не мешает, разумеется, но некоторым первое удаётся, откровенно говоря, лучше (надеюсь) ;-))) Насчёт «культурных родителей» (вообще, хорошее выражение! надо использовать): творите себе кумиров! А лучше целый пантеон. Потому что нельзя, мне кажется, жить, вообще не стремясь ни к какому идеалу. Ну, а если и можно, то это скучновато.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1442004_800

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1442207_800

С мемами-эгоистами, тем не менее, можно как-то сосуществовать. И, быть может, те, скрипя зубами, начинают работать будто бы на наше благо. Но для этого их надо несколько приручить: в мозг поставить фильтр, а учиться новому только у тех, кому можно доверять (конечно, это работает далеко не всегда, но... раз человечество ещё существует, значит, в среднем по палате-таки всё нормально :-)))

В последнее время, конечно, эгоистичных мемов развелось безумно много. И подцепить их можно примерно там же, где и, кхм, биологические вирусы. Но, по законам эволюционной гонки вооружений, появляются и системы обороны от коварных мемов! Так, для меня достаточно эффективные средства индивидуальной защиты от всякой ерунды в транспорте — это ноутбук с диссертацией или хорошая книга перед глазами, а в ушах — наушники...

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1442394_800

И всё-таки о сходстве культурной эволюции с генетической. Ткачики строят свои изумительные гнёзда, можно сказать, инстинктивно (впрочем, в процессе совершенствуются), а эскимосы иглу, в чём-то похожие на эти гнёзда... тоже во многом неосознанно! Да, умение строить иглу не «вшито в гены», а передаётся путём обучения. Но если спросить эскимоса, почему он строит иглу именно такой формы, он вам скажет, как всегда, коронную фразу всех мудрых туземцев: «Так у нас принято». Браво, занавес!

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1442659_800

Немедленно вспоминается анекдот про возникновение кашрута.

На горе Синай Бог диктует Моисею: «Не вари козлёнка в молоке матери». Моисей: «А, понял. Значит, что нельзя есть молоко и мясо вместе». Бог: «Нет, я тебе ещё раз говорю: не вари козлёнка в молоке матери». Моисей: «А, то есть, молоко и мясо нужно класть в разную посуду». Бог: «Нет, говорю тебе: не вари козлёнка в молоке матери». Моисей: «Значит, нужно есть мясо и молоко в разные дни!». Бог: «Да ну тебя, делай, что хочешь...»

Шутки шутками, но так оно, похоже, и работает. Причём сие действо может быть адаптивным (вот как с этими фиджийцами — табу на некоторые виды рыб и беспозвоночных оберегает беременных женщин от отравления сигуатоксином), так и неадаптивным. Скажем, отчего «под раздачу» попал безобидный осьминог? Можно предположить, что он просто какой-то очень странный, скользкий и непохожий на что-то съедобное.

А если вернуться слегка к анекдоту... про козлёнка я ничего не скажу, не знаю, а вот запрет на употребление свинины в некоторых культурах мне кажется вполне понятным: пусть он и проистекал из каких-нибудь туманных представлений о нечистом животном, в итоге это могло быть тоже «адаптивное» табу: именно от свинины можно заразиться очень мерзким паразитом трихинеллой.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1443287_800

Какой-то умный индеец однажды додумался насыпать в кукурузу золы, и, видимо, прожил долгую здоровую жизнь, раз у него этот способ приготовления стали вовсю подсматривать. И копировали, цитирую, «всё подряд — и как плетут рыболовные сети, и как ковыряются в зубах, и как добавляют золу в кукурузу».

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1443540_800

Самый хрестоматийный пример взаимного влияния генов и культуры — это, конечно, распространение мутаций, позволяющих взрослым людям усваивать молоко.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1443864_800

Ещё более хрестоматийный пример — правда, обычно в другом контексте — ген серповидноклеточной анемии, который даёт устойчивость к малярии (лучше всех гетерозиготам, правда, и гомозиготам не очень живётся). Оказывается, есть связь с... ямсом. Для его выращивания вырубают леса, отчего получаются болота, где разводятся комары, в том числе и малярийные... вот и дружественный пендель для эволюции такого признака!

Кстати, о малярийных комарах. Есть ещё один устойчивый миф о том, что малярийные комары — это огромные монстры с длинными ногами. Истинно говорю вам, такие нескладные дуры с ногами-ходулями — это самые безобидные и бестолковые на свете долгоножки, которые даже надкусить не смогут :-))) Настоящего малярийного комара, на самом деле, отличить от обычного непросто.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1444325_800

Ещё один привет вегетарианцам :-)))

Но интереснее, пожалуй, то, почему у нас редуцировался волосяной покров. Явно на это дело повлияли традиции. А вот какие именно — одежда, жилища, охота, когда антилопу загоняли до полнейшего утомления — это уже другой вопрос. Может, одно другому не мешает, между прочим.

(И вот ещё что надо, наконец, раздобыть и почитать: книгу Александра Соколова «Странная обезьяна»).

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1444581_800

Из мема — в гены? Призрак ламаркизма? Да нет, всё по Дарвину...

Впрочем, позвольте слово в защиту Ламарка. Со «стремлением к совершенству» у животных он, конечно, загнул, а вот насчёт растений был прав: их изменения связывал с превратностями окружающей среды. Хорошо об этом, в свою очередь, написал Тимирязев в книге «Исторический метод в биологии».

Когда речь зашла о примере действия эффекта — ситуации, где появляется новый хищник, а спастись от него можно на дереве, отчего будет эволюционировать обучаемость этому поведению, да и анатомия подстроится (см. ниже) — мне почему-то вспомнилась крыса, которую я недавно видела в Петровском парке. Лезла по дереву она аки белка — я даже не сразу поняла, что НЕ белка это была. Правда, крыса ни от кого не спасалась, а пользовалась удобным дуплом с желудями...

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1444641_800

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1445251_800

Не только у человека культурные особенности могут влиять на физиологию! У косаток, которые охотятся на других млекопитающих, по-другому работает метаболизм метионина. Любопытно, получится ли что-то подобное у обнаруженных совсем недавно необычно компанейских ягуаров, которые питаются в основном рыбой?

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1445471_800

Прекрасен метод опыта: синицам давали миндаль в ярких и неярких конвертиках. В ярких конвертиках миндаль был с хинином, стало быть, невкусный. И синицы быстро учились на чужих ошибках.https://www.repository.cam.ac.uk/bitstream/handle/1810/273655/Thorogood%2C%20Kokko%2C%20Mappes_manuscript.pdf?sequence=1

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1445651_800

Если вы — китиха и живёте в матриархальном обществе, культура вредит вашему здоровью сокращает разнообразие митохондриальной ДНК. Да и культурное разнообразие в тех местах, где встречаются более удачливые сообщества и менее везучие, тоже падает, ясное дело.

Вот почему не надо бить китов — куда ещё сокращать-то?!

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1446102_800

Всегда мне казалось, что песни пеночек должны быть по большей части врождёнными. Вроде бы так и есть. И видообразование у них тоже было медленное. И всё равно, не могу отделаться от вопроса: что получится, если теньковку птенцом подкинуть, скажем, трещотке? Какая будет песня? В остроумной работе у амадин получилось так: «слоги» были от приёмных родителей, паузы — родные. У амадин песня во многом выучиваемая. И что же, что же получится с пеночками? Вот вам мысль на ночь, так сказать...

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1446326_800

А если культура хорошо помогает выжить, то отбор поддержит генетические изменения, которые поспособствуют её сохранению и развитию — механизмы памяти, обучаемости и т.п. И тогда, цитирую, «вдруг одна из линий обезьян строит Нью-Йорк и изобретает электронные часы». Тем не менее, культурная эволюция может быть и очень медленной. Если смотреть на орудия.

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1446410_800

Мозг-то рос быстро. Но ведь орудия — это не вся культура! Важно, что творилось в головах (и об этом разговор обещан много позже).

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1446755_800

Не без удовольствия замечу, что певчие птицы на схеме из этой статьи расположились прямо у самых приматов. Если рассматривать птиц как пресмыкающихся (динозавры же!), то можно их приматами тоже назвать — правда, рептилийными, что ли :-)))

Честно говоря, как-то упускала всегда из виду, что очень быстрая эволюция хоботных может быть в том числе связана с культурным драйвом! И как до меня не доходило! Ясное дело — я ж не слон, ума меньше :-)))

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть 1446977_800

Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть sittaeuropaea - учёный записавший лекцию.
Беседы об эволюции, Марков Александр - 1 часть macroevolution - учёный создавший лекцию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у made_inussr в Азбука юного бандеровца UPD от меня: считаю, что этот пост должна увидеть уважаемая товарищ rusistka , которой, как мы знаем, доподлинно известно, что "никакого фашизма и русофобии на Украине нет". Данный текст настоятельно рекомендован ...
Итак, смерть персонажей в кино всегда один из ключевых моментов, один из знаковых эпизодов, одна из самых ярких сцен. Здесь десятка моих любимых смертей. Десятое место Начинаю топ с шуточной смерти. Непревзойдённый Джим Керри, гамма ...
...
Автор: Henrik Knudsen ...
Одинокая женщина хочет познакомиться с вахтовым бурильщиком глубокого бурения Картина Александра Иванова -А шахтёр не подойдёт? -Ну если он рубит уголь глубокого залегания... Он и она лежат в постели -Дорогой, какая черта во мне тебе более всего симпатична? -Та, что делит эту попку ...