Беседа в Архангельске
diak-kuraev — 23.01.2013 газета "Архангельск - город воинской славы" 23 янв 2013:Андрей Кураев рассказал архангелогородцам про невозможность религии,
формулу откровения и странности романа «Код Да Винчи»
Протодиакон Андрей Кураев убежден, что самая высокая богословская формула,
которая может быть – «Бог есть Любовь». Именно об этом он говорил на одной
из лекций, состоявшихся во время его визита в Архангельск. А в завершение
встречи известный миссионер ответил на вопросы слушателей.
О недостижимости Бога
- Религия – это связь с Богом, но слишком мы в разных категориях, поэтому
«поймать» Бога сетями своих размышлений и тисками экспериментов, заманить
Его в ловушки своих коллайдеров человеку не под силу. Религия невозможна.
Выход может быть только один – по известному слову «Невозможное человеку
возможно Богу». Бог бесконечен в своих возможностях, он может
бесконечность уместить в маковое зернышко. И тогда эта бесконечность может
общаться в том числе и с нами. Религия как таковая возможна только если
есть Божественная инициатива, есть откровение.
Замечательную формулу откровения я нахожу у незаслуженно забытого
«богослова» по имени Винни-Пух. Однажды Пятачок попросил его сочинить
вопилку по поводу новоселья ослика Иа-Иа. На что Винни-Пух ответил:
«Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто, потому что поэзия – не то, что
ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя. И единственное, что в
наших силах – пойти и встать в такое место, где тебя могут найти». Отсюда
главная забота религиозной части человечества – найти это место контакта,
место, где возможно откровение. Иногда для этого необходимо совершить
внешнее паломничество – переместить свое тело, в других случаях считается,
что это паломничество должно быть внутри человека – я должен изменить
самого себя, настроить свое сознание и свою жизнь для того, чтобы
откровение свершилось во мне самом.
Красиво об этом сказал немецкий теолог и философ Ангел Силезиус в средние
века: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в
этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе».
О том, нужны ли люди Богу
- Может быть такое откровение, которое для человека опасно. Если не
обращаться к древним изыскам религии, то давайте вспомним современный
американский фильм «Хищник» или «Чужой» - что-то такое. Там инопланетный
монстр охотится на американский спецназ в джунглях Вьетнама. Вот некий
божок вышел на прогулочку, открыл себя людям. Только людям от этого
откровения никакой радости, скорее напротив… Понимаете, нет в истории
религии такой нормы, что бог обязательно должен быть благим. Боги разные
бывают. В том числе и такие, контакта с которыми лучше избежать. Алексей
Федорович Лосев, величайший наш специалист по античной культуре, однажды
очень точно сказал: «Древний римлянин не столько верит, сколько не
доверяет своим богам». Так вот чтобы религия была возможна, чтобы человек
стремился к ней, нужна еще одна аксиома: Бог есть Любовь. Бог выходит на
поиски человека, движимый любовью, а не чем-то иным.
Творение мира Богу ничего не прибавляет. Бог и так есть полнота всего. Бог
не свою корысть преследует здесь, не себя обогащает и умножает, а просто
дарит. У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова: «Мы Богу
не нужны, мы желанны».
О границе религии и магии
- Граница религии и магии – это граница молитвы и заговора. Колдун
приказывает, религиозный человек молится. Заговор – это приказ, убеждение
в том, что у меня есть какие-то тайные знания, заклинательные формулы и
если я сейчас их применю, это автоматически сработает, независимо от моего
внутреннего настроя, от качества моей жизни, моральных качества. Обратите
внимание, в сказке про Гарри Поттера на факультете Слизерин учатся и
темные маги, и светлые. Технология колдовства у них одинаковая. А молит
человек – он просит, заранее знает, что это вне его власти. Я не могу
приказать, поэтому прошу, молю.
О «Коде да Винчи»
- Несколько лет назад по всем пляжам и электричкам триумфально шествовал
роман Дэна Брауна «Код Да Винчи», а потом еще и кино соответствующее.
Главный тезис этой книги – то, что в христианстве нет ничего
оригинального, все идеи Евангелия заимствованы из языческих религий
Ближнего Востока. Более того, когда профессор не то Тибинг, не то Лэнгдон
– не помню, кто из них обрабатывает в тот момент принцессу Софи – он
говорит: «Иисус умирает и воскресает, но ты же понимаешь, что это то, что
привычно происходит с богами растительности в ближневосточных религиях.
Также и бог Митра был погребен в горе, потом оттуда вышел…» Бог Митра –
это единственный солнечный бог Ближнего Востока, у которого нет ни смерти
ни воскресения. Зачем тогда ссылаться именно на него?
Это один из эпизодов, который у меня порождает серьезный вопрос о самом
авторе, и на него у меня до конца ответа нет: «Он дурак или
придуривается?». Я все-таки склоняюсь к мысли о том, что это наш человек,
потому что слишком уж велико количество очевидных ляпов на каждой
странице. Любой человек, который хотя бы с помощью гугла начнет проверять,
поймет: тебе вешают лапшу. Беру книжку, и на 42-й странице у меня челюсть
выпадает изо рта. Описывается, что некий католический епископ летит из
Америки в Италию. Он совершает тайный визит и чтобы его никто не узнал, он
одет по-светски. И дальше текст: «И только очень наметанный взгляд мог
опознать его высокое епископское достоинство по хорошо инкрустированной
митре». Это, конечно, самый удобный способ замаскироваться в аэропорту –
вместо бейсболки митру на голову напялить. Никто не найдет!
И вот тогда я понял, что Дэн Браун, может, не так прост, как кажется. Он
делает вид, что нападает на церковь, но нападает с подчеркнуто картонным
мечом. Тем самым показывает цену этой дешевой пропаганде против церкви
некоторых западных масс-медиа.
О преподавании в школах основ православной культуры
- Педагог, который берется преподавать основы православной культуры,
должен любить: а) детей; б) свою профессию, в) себя в своей профессии.
Чтобы ему не было скучно на работе. Чтобы ему не было скучно в классе.
Чтобы дети не вызывали у него аллергии. Вот если эти условия есть, то даже
неверующий педагог может полюбить эту возможность общения со своими
малышами. Потому что материал настолько интересен детям, они в четвертом
классе настолько живо реагируют… Главное, чтобы учитель не ставил
разрушительную задачу – не допустить, чтобы дети влюбились в этот
материал.
В идеале было бы здорово, если бы живой носитель православной культуры
рассказывал бы детям о ней. Но мы не вправе ставить такое требование перед
светской школой. Мы можем максимум предложить помощь.
Об увлечении шахматами
- Можно ли увлекаться шахматами? Слово «увлекаться» - оно всегда немного
опасно. Важны пределы увлечения. Принцип христианского отношения прост: ты
можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой.
С шахматами проблема в одном – это единственный вид спорта, который
официально запрещен церковными канонами, например праавилами Стоглавого
собора. Судя по всему, то, что тогда называлось шахматами мало похоже на
современную игру. Все-таки это скорее омоним. Не случайно говорится:
запрещено играть в шахматы и в зерни. Зернь – это бросание жребия, была
форма гадания. И исторически шахматы были связаны с мифологией. Отсюда
настороженное отношение церкви к ним… Также и с медициной, ведь когда-то
она была тесно перемешана с колдовством. Но сегодня это не так. Многие
вещи меняются, нельзя автоматически переносить древние запреты и
ограничения на современный мир.
О свободе во Христе
- Митрополит Антоний Сурожский однажды, выступая перед семинаристами,
сказал так: «Высшая задача духовника – сделать себя не нужным». Чтобы
человек сам научился различать добро и зло, без постоянного вопрошания.
Свобода во Христе – это еще некое бесстрашие, когда человек по-евангельски
не заботится о завтрашнем дне. Не в том смысле, что не надо грибочков и
огурчиков на зиму запасти. Если ты находишься перед выбором, в котором
могут быть какие-то негативные для тебя последствия, иногда бывает важно
сузить горизонт своего зрения. Всматриваться не в завтрашние неприятности,
а в сегодняшнее веление своей совести.
газета "Архангельск - город воинской славы"
|
</> |