Беседа в АиФ. Полный текст.

топ 100 блогов diak-kuraev17.11.2012 - Отец Андрей, патриарх Кирилл призвал священников быть более воздержанными на язык, мол, слишком много спорных комментариев делается. А вы что про это думаете?
- В храме священник как личность спрятан. На службе я произношу слова не свои, а Иоанна Златоуста, и тем самым прячу свое корявое эго за гениальными, не моими словами. Это и для меня полезно – отдыхать от креативчика, и людям хорошо: они знают, что встретят в храме и меньше травмируются моими личными особенностями. Но когда я выхожу из алтаря, то уже не могу просто отвечать по шпаргалке, по Служебнику, и опасность ошибок резко возрастает. Но и не выйти уже нельзя. Для снижения травмоопасности нужны как минимум две вещи:
Первое - честное признание каждого священника: «моя позиция является позицией церкви только, когда я цитирую Символ веры. В остальных случаях это просто моя позиция».
Второе – опыт. А для обретения опыта нужна готовность терпеть друг друга. Существует закон больших чисел. Когда всего много – это всё оказывается всяким. В Церкви сегодня десятки тысяч священников. Они разные. Высокие и низкие. Брюнеты и блондины. Худые и толстые. Умницы и наоборот. Плюсуем к этому разностилие и разноуровневость СМИ – и получаем неизбежно-пеструю картину медийно-церковного поля.
Есть беседы со священниками правильные, выверенные до стерильности. А есть беседы колючие, импровизационные. Всё есть. И конечно, есть ляпы. Даже самый хороший футболист в своем самом звездном матче всё равно пару пасов дал в пустоту, в аут, поскользнулся, не дотянулся, не добежал... У любого человека есть свои профессиональные неудачи. И их надо просто терпеть друг у друга – в надежде на то, что за хмурой полосой снова будет солнышко. Патриарх абсолютно прав, что заметил проблему медийных ляпов духовенства, и вдвойне прав в том, что не стал называть имен и применять административные меры.

- Это не приведет к полному запрету на общение, когда позиция церкви по разным вопросам окажется вообще непонятной людьми светскими?
- Патриарх как раз настаивает на том, чтобы церковные люди, миряне и священники, стали более активны. Чтобы шли к людям, объясняли свою позицию. Но не в метро же народ за рукава хватать? Значит надо выходить в публичный диалог, а это – интернет и медиа.
Но сложность вот в чем. Мы постоянно говорим о том, что надо уметь прощать, любую ошибку или двусмысленную информацию интерпретировать в пользу обвиняемого человека. Это на словах. В реальной внутрицерковной жизни очень часто происходит иначе. Представьте молоденького священника, который искренне откликнулся на призыв патриарха, дал интервью, а местному епископу его выступление не понравилось. Почему не понравилось – это далеко не всегда прогнозируемо и понятно… Лет 20 назад один священник был уже предложен к епископскому назначению. Но за день до заседания Синода передачу с его участием увидел патриарх Алексий. Очень добрая была передача: батюшка у себя на кухоньке беседует с журналистом и одновременно сам себе жарит картошку. Ну нет у него ни кухарки, ни жены – он монах. И почему-то патриарха это очень задело: как это - епископ русской церкви, уже почти нареченный, сам себе жарит картошку! В результате избрание было отложено на несколько лет.
Так вот священнику, начинающему медиа-контакты, епископ дает по рукам раз, второй. Причем зачастую это не совет или помощь, а резкая и обидная реплика... После пары таких реакций священник благоразумно решает, что лучше промолчать или отделаться цитатой из официального документа, даже не поясняя его. От многих журналистов я слышал, что за последние два года резко снизилось число священников, готовых к интервью и комментариям.

- Девушек из «Pussy Riot» отправили отбывать наказание по колониям. Неужели Церкви их не жалко?
- Декларации о милосердии к этим пуськам уже необратимо запоздалы и бесполезны. Но еще не поздно внятно осадить возникший в последние месяцы погромный дух. Не поздно взять назад слова официального представителя церкви, назвавшего откровенных погромщиков «передовым отрядом церкви». Православная церковь – церковь традиционная. Это означает, что для нас очень важны прецеденты. То, что однажды было допущено, становится образцом для подражания. Кроме того, у нас, у людей, еще со времен Адама смещен центр моральной тяжести: легко отзываемся на соблазнительное предложение, но трудно и со скрипом берем себя в руки. Легко разрешить жить по-самцовски, по вполне естественным понятиям плотоядных хищников, защищающих свою территорию. Трудно потом будет вернуться к человечности. А сегодня мы слышим, что идет война и, значит, разрешается бить и ненавидеть. Если вы кипите - это, оказывается, не ваша плохая воспитанность, а святая злость. Нынешняя сиюминутная ситуация пройдет, а вот эта привычка кипеть и «от имени Церкви» давать сдачи может остаться.
Недавно один православный активист мне говорит: «мечтаю стать мучеником за Христа». Мечта, конечно, хорошая, христианская, но вот как бы не спутать – за Христа ты будешь «получать» или за хулиганство.

- Видно, что отношение к Православной церкви в обществе от дружелюбного поменялось на настороженное. Как этому противостоять?
- Это не столько в обществе, сколько в прессе. Понятно, что именно конфессия большинства подвергается в прессе каждой страны наибольшим нападкам. Вот, скажем, у нас в России баптистов никто не трогает, но в США за ними глаз да глаз. Смягчить нынешнюю волну критики могла бы дискуссия, начатая Церковью, но по какой-либо проблеме, важной для всего общества. Например, единая электронная идентификационная карта, - это беда, которая может затронуть любого. Слишком много личной информации на одном носителе с одним паролем. Слишком большое доверие чиновникам. Или – ювенальная полиция. Родители, не только православные, возмущены перспективой вторжения в семейную жизнь и отбора детей. Церковь могла бы взять на себя функцию спикера морального большинства, вести жесткий диалог с властью по вопросам, важным для всего общества.

- Жесткий диалог с властью? Одно из самых серьезных обвинений в отношении РПЦ как раз касается ее чрезмерного сближения с властными структурами…
- Вячеслав Бутусов пел песню Ильи Кормильцева с образом, очень понятным прежде всего христианам и буддистам: «связанные одной целью».. Несвобода – это следствие амбиций. Если, скажем, у меня цель – стать для вас «дьяконом, приятным во всех отношениях», то это будет налагать очень серьезные ограничения на стиль моего поведения, речь... Вопрос не в том, каковы отношения Церкви и государства сейчас, а в том, как видится нами конечная цель движения. Видит ли сама Церковь пределы нашего сотрудничества? Ведь если цель запредельно высока, то величием этой цели могут оправдаться средства ее достижения. Мечта о светлом завтра может создать зоны слепоты в восприятии сегодняшних реалий. Именно поэтому Христом сказано «не заботьтесь о завтрашнем дне».

- 2 года назад был принят закон о реституции церковного имущества. Но до сих пор передано крайне мало. Может, зря этот документ приняли?
- Закон этот был скорее моральной декларацией: награбленное надо возвращать... Но реальность сложнее деклараций. Предположим, в 1917 году Церкви принадлежало 10% московской недвижимости. Многие из этих зданий не пережили 20 век. Пережившие - в таком состоянии, что их реставрация обойдется дороже, чем новостройка. Кроме того, 10 процентов дореволюционной Москвы это не более, чем 0,1% Москвы современной. Плюс использовать здания использовать в коммерческих целях нельзя. Поэтому даже вернув себе все здания, церковь отнюдь не достигнет того экономического и социального статуса, что был у нее до революции. Скорее наживет головную боль – по слову святого Иоанна Златоуста: «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».

- Еще несколько лет модно было верующим, сейчас в моде атеизм. А кем быть проще?
- И атеизм и вера бывают разного качества. Бездумным может быть и то и другое. Есть вялотекущая вера, а есть вера выстраданная, как у Достоевского: «ну не как же мальчик верую я во Христа! Моя осанна прошла сквозь огонь, воду и медные трубы». И неверие тоже бывает разное. У кого-то это повод не загружать себя мыслями, далекими от потребительской корзины, а кем-то его неверие переживается как горе и как повод для мозгового штурма.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда человек без сознания, что это значит? Это он лишился сознания или сознания потеряло его? Что/кто у чего/кого? Или тут вообще не может быть речи о принадлежности? - - подход Гуссерля к сознанию подразумевает, что все наше восприятие мира происходит в контексте сознания, которое ...
Уже написал несколько заметок ( "Ловушка для паразитов 14" , "Чужие против хищников" , "О левой контрреволюционности" , "Глупость или измена" ) на эту, в общем-то, незначительную тему, но решил еще раз вернуться, в связи с одним забавным нюансом, который бросился в глаза. Все ...
Давайте попробуем представить. Мы оградились от внешнего мира. Ограждаемся регионально друг от друга. Ограждаемся буквально... Насколько возможно сокращаем прямое общение. По возможности переходим на удалёнку. Носим маски не снимая... Постепенно начинают схлопываться бизнесы. ...
А зачем? То есть как это навредит США? Ну будут умножать не на 60, а на 38, допустим. И что? Ху, так сказать, керс? Я понимаю, что США навариваются на выпуске долларов, которые не ходят на самом деле на рынке, но люди закупают доллары не потому что расчёты в долларах, а потому что ...
С плетничаю тут в сети с подругой, по мотивам. МУЖЧИНЫ! Если вы хотите, чтобы мы вам давали, то научитесь, наконец, мать вашу так, давать чаевые в предприятиях общепита, куда вы нас водите на свидания! Это не 100% золотой ключик к сексу и продолжению общения, но если уж вас палят на ж ...