Бериев

Об этом выдающемся конструкторе в нашей стране известно до
обидного мало, хотя в области морского авиастроения он долгие годы
не имел равных. Этот человек проектировал не просто летательные
аппараты — создавал, без всякого преувеличения, инженерные
шедевры.
В их числе и самый массовый предвоенный советский гидросамолет
МБР-2, который в годы Великой Отечественной оказался эффективнее
многих боевых кораблей, и первая реактивная летающая лодка Р-1, и
катапультные разведчики КОР-1 и КОР-2, и реактивный
разведчик-торпедоносец со стреловидным крылом Бе-10, и легендарный
Бе-12 «Чайка», и морские крылатые ракеты.
Кто был их создателем? На этот вопрос сегодня, увы, могут ответить
немногие.
Поэтому Георгия Михайловича Бериева и называют самым неизвестным
среди знаменитых отечественных авиаконструкторов…
Марок, посвящённых самолётам Бериева совсем немного, но они есть,
зато коллекционные почтовые карточки есть про все значимые
самолёты.

Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили) (31 января [13 февраля]
1903, Тифлис, Российская империя — 12 июля 1979, Москва, СССР) —
советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической
службы (27.01.1951). Лауреат Сталинской премии (1947). Доктор
технических наук (1961).

В 1930-м (в 28 лет!) он не просто дипломированный инженер, но уже
заместитель начальника морского отдела ЦКБ завода им.Менжинского. А
еще через четыре года — главный конструктор авиационного завода №
31 в Таганроге и одновременно начальник специализированного
опытного конструкторского бюро морского самолетостроения,
действовавшего при заводе.

Собственно говоря, когда Георгий Михайлович впервые появился на
таганрогском заводе, никакого КБ там не существовало, его только
предстояло создать. И Бериев, забывая об отдыхе и покое, с головой
уходит в организаторскую работу. Он подбирает молодых инженеров —
энтузиастов гидросамолетостроения, заботится о повышении
квалификации своих сотрудников, учится сам, регулярно выезжая с
подчиненными в научно-исследовательские институты и авиационные
воинские части, на вооружении которых стоят морские разведчики,
внимательно изучает замечания и предложения пилотов.


Именно в это время Георгий Михайлович разрабатывает и создает свои
первые крылатые машины — МБР-2 (морской ближний разведчик), его
гражданскую версию МП-1 в пассажирском и транспортном вариантах,
боевые катапультные гидросамолеты КОР-1 и КОР-2, дальний морской
разведчик МДР-5.

МБР-2 ВСТАЛ на крыло в 1932 году, когда его создатель еще работал
на авиазаводе им.Менжинского. В том же году самолет приняли на
вооружение авиации Черноморского и Балтийского флотов, хотя, по
признанию самого Бериева, «был он еще сыроват». Но эта в целом
удачная модель вмиг перебросила Георгия Михайловича в кресло
главного конструктора, что давало ему большую самостоятельность и
возможность довести свое детище до совершенства.

Из всех разработанных Бериевым самолётов во время войны показал
себя именно МБР-2, он отлетал до конца войны, особенно эффективно
проявив себя во фронтовых условиях Заполярья. Остальные модели,
разработанные до войны практического применения не нашли, а за
время Великой Отечественной Бериев не создал ни одного нового
боевого самолета. Таганрог взяли немцы, начитать с нуля не имело
смысла, да и сухопутному фронту нужны были самолёты на шасси.

Важным этапом в творческой работе коллектива конструкторского бюро,
возглавляемого Георгием Михайловичем Бериевым, стал конец сороковых
годов. Опираясь на помощь научно-исследовательских институтов, в
том числе ЦАГИ, в нем разработали летающую лодку с двумя
турбореактивными двигателями. Этот один из первых реактивный
гидросамолет в мире получил обозначение Р-1. Его потолок достигал
11500 метров, а на крейсерской высоте максимальная скорость почти
вдвое превышала скорость однотипных гидросамолетов с поршневыми
двигателями.

Развитием темы реактивных летающих лодок стал самолет Бе-10. Новый
самолет предназначался для ведения дальней разведки в открытом море
в интересах флота и высотного торпедо- и бомбометания по кораблям и
транспортам противника, а также бомбардировки военно-морских баз и
береговых сооружений.


Бе-10
В ходе испытаний Бе-10 показал хорошие результаты: развивал
скорость 910 км/ч, набирал высоту 15000 метров и летал на дальность
2960 километров. Таких показателей не добивался в то время ни один
гидросамолет в мире.


Бе-12
Однако несмотря на все успехи, в начале 1960-х годов возникла
угроза прекращения программы постройки реактивных гидросамолетов. В
этот период бурного развития ракетно-ядерного вооружения
руководством страны было объявлено, что ракета в скором времени
станет универсальным оружием, которое полностью заменит авиацию и
ствольную артиллерию.

И мысль главного конструктора устремилась в новом направлении…
Проектирование специализированного турбовинтового самолета для
борьбы с подводными лодками, которому было присвоено обозначение
Бе-12, было начато Георгием Михайловичем еще в марте 1956-го.
Первый полет с водной поверхности опытный экземпляр выполнил 18
октября, а с сухопутного аэродрома – 2 ноября 1960 года.

От предшественников (Бе-6 и Бе-10) «Чайку» отличала амфибийность:
Бе-12 мог самостоятельно выбираться на берег, используя колесное
шасси.
Бе-12 «Чайка» стала единственным боевым самолетом, «вырвавшимся» в
небо в 60-е годы.
Бериев за создание Бе-12 был удостоен Государственной премии СССР.
На «Чайке» было установлено 42 мировых рекорда. Самолет
неоднократно демонстрировался на воздушных парадах и международных
выставках…

Последние годы жизни Георгий Михайлович Бериев жил в Москве,
занимался научной и конструкторско-исследовательской работой,
состоя в научно-технических советах Государственного комитета по
авиационной технике и Государственного комитета по судостроению при
Совете министров СССР, а также в научно-техническом совете авиации
Военно-морского флота Советского Союза.
Скончался выдающийся авиаконструктор 12 июля 1979 года.


Его дело — создание самолетов, работающих на грани двух стихий,
воздушной и водной — продолжили ученики и последователи.
Бе-200ЧС

Текст я взял тут, на первоисточник пройти не смог https://picturehistory.livejournal.com/220496.html
автор вроде Игорь Софронов
марки и фото из интернета
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 14 февраля в разные годы
|
</> |