«Бердянский прецедент» для Украины, России и мира
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Впрочем, более чем через неделю эту самую «неисправность» все же устранили – но тут случилась еще одна авария, после чего половине города воду выключили вновь.
В результате чего население опять сидит «на сухую» - с обещаниями властей «подвозить техническую воду». Ожидая с надеждой, когда же указанный коллектор, наконец-то, отремонтируют – поскольку монтаж аварийного обвода нового участка займет, как минимум, несколько дней. Это в лучшем случае… И да – совершенно очевидно, что и данное действие оказывается паллиативом, поскольку две аварии на одном коллекторе в течение двух недель прекрасно показывают, что же реально он представляет. А значит – надо или «всю систему менять», т.е., делать капитальный ремонт. Или же возвращаться к выгребным ямам – что, понятное дело, для населенного пункта с многоэтажной застройкой не выход.
Так что только капитальный ремонт! А он – как пишут украинские источники будет стоить не менее 20 млн. гривен. Это по предварительным расчетам – судя по всему, заниженным в разы. (Чтобы не пугать население.) Если же учесть тот факт, что украинские подрядчики – равно, как все остальные подрядчики по всему миру – склонны к пресловутому «нецелевому использованию средств», то итоговая сумма набегает крайне серьезная. Впрочем, у бердянских коммунальщиков в любом случае денег просто нет – собственно, и на текущий ремонт-то их еле наскребли. Кстати, в «первый раз» людей более недели держали без воды вовсе не потому, что для создания временного обхода необходимо было работать столько времени. Нет, дело тут в другом – все это время ждали… пока из Киева (!) привезут особый насос, который необходим для перекачки канализационных вод. Что, как говориться, символизирует... (И то, что насоса в Бердянске нет, и то, что ждали его почти неделю – хотя срочность проблемы была очевидна всем.)
* * *
Дело в том, что ситуация с финансированием коммунального хозяйства на Украине давно уже стала патовой. В том смысле, что значительная часть населения страны просто не имеет средств оплачивать коммунальные услуги – и не делает этого. Эти долги составляют более 50 млрд. гривен – и продолжают расти. Ситуацию усугубляют и т.н. льготы на оплату ЖКУ – которые, разумеется, позволяют гражданам выживать в имеющихся условиях, но разумеется, ни на грамм не увеличивают размеры имеющихся возможностей коммунальщиков. В итоге чем дальше – тем больше становится прорывов, провалов и иных форс-мажорных ситуаций в системе, которая, собственно, делает Украину более-менее «приличной» страной…
Впрочем, нетрудно догадаться, что данные проблемы одной Украиной не ограничиваются. Поскольку описанная закономерность – состоящая в том, что высокие издержки коммунального хозяйства после определенного уровня уже не могут покрываться населением – оказывается присуща всему постсоветскому пространству, включая РФ. Причем, началось все это буквально сразу после гибели СССР – когда резкое повышение цен сделало практически все население неплатежеспособным. Разумеется, повышать «коммуналку» тогда было бессмысленно – поскольку реально платить бы могли не более 10%, а выселять людей из квартир за долги тогда еще боялись. (Собственно, если брать РФ, то для нее тут значимым оказался 1993 год – ставший «водоразделом», перенаправившим активность «новых хозяев» на раздербан государственного имущества.) Впрочем, даже выселение вряд ли могло – да и может сейчас– считаться выходом, даже при условии отбрасывания всяких там «совковых рудиментов», вроде совести и сострадания. Поскольку рентабельность существующей коммунальной системы обеспечивается исключительно ее массовым использованием. (Скажем, если тем же водопроводом будут пользоваться единицы, то цена на его услуги взлетит на порядки.)
В подобном случае приходится надеяться или на государственное финансирование – но оно тут постоянно сокращается в связи с принятым экономическим курсом. (Идущим – с той или иной скоростью – во всех странах.) Или – на рост доходов населения, вроде того, что шел в 2000 годах. Но и этот ресурс давно уже исчерпан. И хотя в той же РФ положение с коммунальными платежами выглядит получше украинского – а значит, вероятность ситуации, описанной в начале поста, несколько меньше –но зарекаться от подобных вещей не стоит. Хотя бы потому, что основа коммунального хозяйства страны до сих пор основывается на том, что было создано в СССР. Поэтому от вопросов ее «генеральной реконструкции» все равно никуда не деться, а это – в свою очередь – потребует не просто затрат, а астрономических затрат. Причем, намного превышающих и то, что вкладывается сегодня в отрасль, и то, что в свое время было затрачено на ее создание.
Ведь большая часть применяемых тут технологий давно уже иностранные – свои были благополучно утеряны или находятся на грани утери. (Достаточно только посмотреть на применяемую в коммунальном хозяйстве технику, чтобы понять, насколько серьезна данная проблема.) Ну, а «иностранные технологии» и стоят «по иностранному». Поэтому потребуется или повышение коммунальных платежей в стране до «общемирового уровня» - что, разумеется, невозможно по вышеуказанным причинам. Или же прямое вложение в систему ЖКХ колоссальных государственных средств – которые благополучно уйдут иностранным «технологиевладельцам». (Ну, и конечно же, будут частично «нецелево использованы» - как же без этого.) То есть – эффективность подобного пути окажется невысоким.
* * *
Разумеется, есть еще и «третий путь» -- а именно, возвращение к советскому принципу ориентации не как коммерческую эффективность, а на удовлетворение имеющихся потребностей своими силами. (То есть – на воссоздание у себя всего комплекса необходимых технологий, причем, не только коммунальных.) Но вероятность этого пути довольно мала – хотя, скажем, в той же «оборонке» он применяется. (Однако это оборонка – то есть, отрасль, находящаяся на особом государственном положении. ЖКХ же давно уже отдано «частнику» со всеми вытекающими проблемами.) Поэтому идеи о том, что возможен какой-то «возврат к совку» в коммунальной сфере – это только предположение.
Что же касается реальности, то в ней – как можно догадаться – пока преобладает «первый путь», т.е., идея переложить все на плечи граждан с некоторой «примесью» государственного финансирования. Что у нас, что на Украине, что в иных государствах. А значит, вопрос о существовании тех самых коммунальных систем, что отличают развитые страны от неразвитых, чем дальше – тем будет становиться острее. И, что самое главное, «постсоветским миром» и коммунальным хозяйством он не ограничивается…
P.S. Но в будущем именно указанный момент - т.е., возможность/невозможность удовлетворения коммунальных нужд - может стать (а точнее, обязательно станет) одним из важнейших определяющих факторов.
![«Бердянский прецедент» для Украины, России и мира «Бердянский прецедент» для Украины, России и мира](/images/main/berdyanskiy-precedent-dlya-ukraini-rossii-i-mira-892c48.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/anlazz/62128340/111137/111137_original.png)
https://bit.ly/2Eoo9M5
СВЕРХПРИБЫЛЬНЫЙ МАГАЗИН ЭЛИТНОГО КИТАЙСКОГО ЧАЯ - БЫСТРЫЙ ЗАПУСК ЗА 20 МИНУТ, БЕЗ СТАРТОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Гарантия возврата денег.